Конспект урока по музыке на тему: « В чем сила Рождественской музыки?»


Игнатенко Наталья Вячеславовна
МБОУ Лицей № 6 Левобережного района города Воронежа.
Музыка , 6 класс.
Тема урока: « В чем сила Рождественской музыки?»
Форма урока: Урок усвоения новых знаний с элементами урока-инсценировки.
Используемые технологии:
интерактивные технологии (видеофрагменты, синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические репродукции произведений изобразительного искусства;
игровые технологии;
технологии продуктивно-творческой деятельности;
исследовательская, проектная деятельность.

























Тема урока: В чем сила Рождественской музыки?

Цель: Донести учащимся до осознания того, что рождественская музыка в ее жанровом многообразии, имеет огромную силу воздействия; играет важную роль в жизни человека.
Задачи:
Воспитательная: Создать условия для воспитания нравственных, духовных качеств школьника: любви, терпимости, милосердия.
Развивающая: Развитие внимания, памяти, пространственного и ассоциативного мышления, развитие музыкальных способностей, творчества.
Обучающая: Ввести учащихся в мир духовной, народной, композиторской музыки.
Познакомить с рождественскими песнопениями, народными колядками.
Познакомить с историей празднования Рождества, русским обрядом
«колядование».

1.Организационный момент.
Дети входят в класс. Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
« Вальс снежных хлопьев» ( фрагмент).
Учитель: «Я рада Вас приветствовать на уроке музыки».
2. Повторение изученного материала.
У. - Тему, которую мы рассматриваем одна из самых непростых.
- Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках?
(О преобразующей силе музыки).
У. -Что означает слово преобразование? (значит изменение к лучшему, совершенствование)
У. -Что музыка изменяет, совершенствует в нас? (настроение, чувства, характер, отношение к окружающему миру, наши знания)
- Следовательно, какой вывод мы можем сделать, «Музыка» не оставляет никого равнодушными.
У.- А что вы можете сказать о музыкальном фрагменте, прозвучавшем вначале урока? Затронула ли эта музыка ваши чувства или нет? (Варианты ответов)
- Это музыкальное произведение поможет определить тему нашего урока.
У.- Кто написал и как называется эта прекрасная музыка? ( П.И.Чайковский
Балет «Щелкунчик». «Вальс снежных хлопьев»)
У.- Какие интонации в ней вы почувствовали (прозвучали) ? ( праздника,
волшебства, чуда)
- Вспомните, в какое время года развиваются события сюжета.
(Зимой, в рождественскую ночь).

3. Изучение новой темы, сообщение темы урока.
У.- Итак, тема нашего урока « В чем сила Рождественской музыки?»

3.1. Беседа о православном празднике «Рождество Христово».
-Что означает словосочетание « Рождественская музыка»? ( музыка, которая исполняется во время празднования Рождества Христова)
- Объясните значение слова «Рождество»? (Рождение)
Кто может рассказать об истории праздника?
Уч-ся: Рождество Христово –– один из значимых праздников христианской церкви. В этот день в Вифлееме и во всем мире отмечается рождение Иисуса Христа – богочеловека, спасителя человечества.
С рождением чудесного младенца наступила новая золотая эра.
С этого времени было принято вести счет по годам.
3.2 Исследования учащихся (сообщения).
Уч-ся: « В ночь, когда родился Иисус Христос на небе зажглась звезда, оповестившая весь мир о рождении святого младенца.
Указывая путь мудрецам, она привела их в Вифлеем, к пещере. Волхвы возрадовались, ведь наступил конец ветхому миру ожиданий и тревог, лжи и обмана.
Войдя в пещеру пастухи приклонив колена, поклонились Богу.
Они поднесли драгоценнейшие дары: ладан- Богу, смирну - человеку, золото - Царю.

3.3.У.- Какая из представленных репродукций картин, созвучна с темой нашего урока?
( Учащиеся выбирают из зрительного ряда репродукции картин, )
Во всем мире празднуют Рождество.
Во всех православных храмах мира в этот день проводится Всенощная рождественская служба.
У.- Давайте представим, что мы находимся в это время в храме

3.3. У.- Предлагаю посмотреть видео фрагмент Рождественской службы.
3.4. Обсуждение видеофрагмента.
Что мы чувствуем? (Запах благовония, эмоциональное единство верующих, радость, особую духовную атмосферу, присутствие Бога).
Что мы видим в храме? ( празднично оформлен храм: горят свечи, запах елей), а вот и Вертеп –передвежной кукольный театр для представления пьес религиозного характера. Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Присвятой девы Марии с младенцем Иисусом в яслях, Иосиф, мудрецы принесшие дары».
У.- Что мы слышим? Внимательно вслушаемся в интонации пока еще незнакомой нам музыки.

3.5. Слушание и анализ музыкального произведения.
ЗВУЧИТ ТРОПАРЬ – «Рождественская молитва».
У.- Что вы почувствовали?
Уч-ся - дети отмечают тепло, свет, особую сдержанность, стремление к свету, поют молитву)
У.- Что главное в музыке: слово или мелодия?
Уч-ся- слово, в основе этой музыки текст молитвы из древнейших священных писаний.
Из чего соткана музыка?
Уч-ся- дети отмечают , что молитву исполняет мужской хор а капелла, что создает ощущение воздушной объемности; последняя музыкальная фраза передает чувства всеобщей радости, единства людей, наивысшей духовности.
У.- Кто знает, как называется эта музыка?
Уч-ся- Тропарь – песнопения в честь православного праздника или святого.
У.- Кому посвящен прозвучавший тропарь?
Уч-ся- Иисусу Христу.
У.- Можем мы услышать в повседневной жизни такую музыку?
Уч-ся- варианты ответов детей.
У.- « Есть музыка, которая требует, чтобы мы шли к ней», такая музыка называется ДУХОВНОЙ.
Мы знаем, молитва имеет очищающую силу воздействия, значит и тропарь имеет силу духовного воздействия.

4. Знакомство с древнерусским обрядом «Колядование».
Исследования учащихся (сообщения)
Главный Зимний праздник Святки , начинаясь с Рождества, продолжается 2 недели, которые называются святочные. Они включают в себя старинный обряд «колядование».
Молодежь и дети собирались, забавно наряжались, называли их колядовщики.
Заводилой молодежи была «коляда», в руках у нее Звезда, символизирующая рождественскую звезду.
Обходили дома деревни с песнями-колядками, заходя в каждый дом поздравляли с Рождеством и Новым годом, желали здоровья, богатства, хорошего урожая, величали хозяина и хозяйку, их детей.
Колядующих одаривали подарками, угощали.
Считалось, чем богаче дары, тем больше богатства будет у хозяина.
5.1. Инсценировка обряда.
Предлагаю посмотреть фрагмент обряда «колядования».
Исполняют рождественское песнопение « Рождество Христово».
Стук в дверь.
1.Кто там?
Пришла коляда, накануне Рождества!
Позвольте во горенку войти? Да на лавочку сесть.
Да песенку спеть! Позволяют нам или не позволяют войти?
Заходите , заходите, гости дорогие
2. Здравствуй же хозяйка, со всеми твоими детками!
С Рождеством Христовым!
Вы догадались кто я ? А мы кто?
Коляда, коляда, Барыня молода, где была?
Коней посла! А что выпасла-то?
Коня в седле, в золотой узде? А кони-то где?
За воротами стоят! А ворота где?
Водой снесло!
5.2. Исполняем песню «Ой коляда, коляда»

5.3. Физминутка: Коляда позабавь уж нас , поиграйте с нами!
Игра « Как у дяди Трифона». Повторяйте за нами. ( Дети выполняют три упражнения)
Спасибо дорогие коляда и колядовщики! (хозяйка)
А чем вы нас хозяюшка одаривать будете?
Денег мешок или каши горшок ?
Кувшин молока или вкусного пирога?
Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички ?
Будете нам дарить, будем вас хвалить.
Спасибо хозяюшка за угощения щедрые.

5.4 Исполняем « Ай спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки».
У.-Какую музыку исполняли колядовщики?
Уч-ся -Народные колядки, рождественское песнопение «Рождество Христово», прославляющее Иисуса Христа.
У.- К какому жанру мы отнесем прозвучавшие песни?
Уч-ся- Это народные и славянские песнопения.
У.- Как воздействовали на ваши чувства народные песни? (песни радостные , плясовые, величальные, текст народный, народные мелодии и интонации)
У.- Передайте свое отношение к народной музыке.

6. Закрепление новой темы.
Как вы думаете, а в современном мире сочиняется рождественская музыка?
У.- Послушайте вот эту музыку. Вслушайтесь в ее интонации.
Звучит международный рождественский гимн. «Тихая ночь» Ф.Грубер
О чем поется в этом произведении? (не поняли, т.к. исполнялась на английском языке).
Давайте обратимся к музыке, к ее силе воздействия.
Уч-ся-Музыка разговаривает (общается) с нами с помощью звука, музык.речи, средств выразительности.
У.-Из чего соткана эта музыка? (исполнена а капелла Кембриджским хором, а со второго куплета вступает голос солиста, исполняя красивую выразительную мелодию, ритмический рисунок напоминает покачивание, колыбельную, а завершается радостно, торжественно одухотворенно, празднично)
Какому событию посвящена эта музыка? ( празднику Рождества Христова)
У. - Обратимся к русскому тексту (текст на листах)

7.1. Исполнительская деятельность. Разучивание рождественского гимна
«Тихая ночь». Вокально- хоровая работа.
Давайте подберем такой звук , который передаст интонации рождественской музыки (тепло, нежность матери к младенцу, всеобщая радость)
Поем закрытым ртом, затем вокализом, затем со словами.

7.2.Играем в «ЭХО», «Уши назад»
У.- Как воздействовала музыка на вас, какие чувства, эмоции вы испытывали во время ее исполнения? ( радости, тепла, света, нежности и любви, возвышенное торжественное настроение, присутствие святого духа рождественского праздника).
У.-Можно ли эту музыку произведение исполнять в храмах, назвать духовной?
Уч-ся- Нет. Она похожа на духовную музыку, но все таки присутствует главная мелодия, сольное пение. Это произведение композиторское, часто можно слышать разные варианты исполнения (соло с сопровождением инструментов) в современной обработке.
У.-Называется это произведение Международный рождественский гимн «Тихая ночь».
Написал ее Ф.Грубер к американскому кинофильму «Звуки музыки».

8.Обобщение урока. Подведение итогов.
Какую роль в жизни человека играет рождественская музыка?
Обладает она преобразующей силой ?
Выберите высказывание которое созвучно (соответствует) теме нашего урока.

Искусство общечеловечно. Его высшее назначение проникновение в душу человечества.(Ф.Шаляпин)

Подобно тому как гимнастика способствуетразвитию физических качеств, так и музыка способна воздействовать на этическую природу. ( Аристотель)

Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух. Но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства. (Глюк).

« Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло душу мою Для того, чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, т.е. нужна религия. Сомневайтесь, сколько хотите, но веруйте».

У.- Огромное спасибо за урок. Ваша работа будет оценена.

Приложение.
Видеофрагменты.
Репродукции картин.
Текст песен.
Карточки с высказываниями о музыке.
Карточки с эпитетами.
Таблица « Эмоциональный словарь».
Презентация иллюстрирующая урок.













15