Внеклассное мероприятие Традиции и нравы донских казаков


Праздник «Традиции, нравы и обычаи донских казаков».
Подготовила и провела учитель ОПК
МБОУ СОШ № 63
Казмина Светлана Валерьевна
Учитель: (Звучит тихая музыка с донскими напевами) Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»
Наш праздник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.
(монтаж в стихах)
1ученик: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть нову принадлежим.
2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
3 ученик: От отцовского порога,
От заветного жилья,
Вьётся, вьётся путь- дорога,
Золотая колея.
4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога
Мимо луга, мимо лога,
Мимо сёл и городов
Больше тысячи годов…
Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.
- Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…) слайд
Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.слайд Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.
Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.
Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях.
А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. '
О казачьей песне можно сказать, что она рассказывала казаку о том, что ждет его впереди, как ему жить, с кого брать пример и где лежит граница между добром и злом.
В качестве музыкальных инструментов с успехом пользовались свистульки, жужжалки, погремушки. Дети старшего возраста осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке, свирели, гармонях. Женщины в основном играли на кугиклах, трещетках, иногда - балалайках.
Музыкальными инструментами были и предметы быта - коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.
Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС ( с привлечением гостей. Спеть куплет или припев) (поют вместе песню
А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВ КАЗАЧЬЕЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ.
Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится... Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?
(Казак без коня- сирота.
И шашка остра, а дух сильнее.
Где казак, там и слава.
Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
Дон тихий, а слава о нём громкая.
Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)
КОНКУРС «СОБЕРИ ИЗ СЛОВ ПОСЛОВИЦУ»
СЛАЙД
Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах. (исполнение песни)
Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.
А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.
(стихотворный монтаж)
1 ученик: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались-
Без общенья жизни нет.
2 ученик: А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по "сусекам"
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
3 ученик: Если вы в "своей тарелке"
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас,
Огонёк души не тухнет.
Дедов искренний досуг!
Отдых- это не безделки-
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
4 ученик: Собирайтесь, гости дорогие,
Старые и молодые,
Весь люд честной.
На пир квасной.
С песнями да плясками,
Частушками да сказками.
С блинчиками подовыми,
Оладушками медовыми,
Да с русским квасом,
Да с переплясом.
Казак: Дроля, гармонист, кудесник,
На вечернице в строю.
Песне, доброй русской песне
Слово первое даю.
ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"
Казачка: Покатилась вечеринка!
Заглянула ночь во двор…
У зачина есть разминка,
Как бы нитка, паутинка-
Та, что вяжет разговор.
Как когда-то в век старинный,
В те далёкие года
Проводились викторины
Типа "что, где и когда".
Как тогда, друзья, для вас
Проведём её сейчас.
ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":
Какие казачьи традиции вы знаете?
Какая отличительная особенность формы донских казаков?
Назовите воинские звания войска донского.
Назовите родину М.А. Шолохова.
Как в древности называлась река Дон?
Почему Дон называется Тихим?
Почему Дон ещё называют Ивановичем?
Назовите животных (растения) донского края.
ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:
* Крепка, звонка да отточена.
Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).
* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).
* Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).
* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).
* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).
* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).
* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок
наводит. (метла).
* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).
Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".
Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".
Выбор осуществляется с помощью считалок:
Казак: Прилетел издалека,
Из высока- высока,
Опустился он на баз,
Чтоб ловить цыплят у нас.
Аты- баты, ата- ты,
Этот коршун будешь ты!
Казачка: На базу цыплятки- детки
Разбежались без наседки.
Чтобы горю пособить,
Знать, тебе наседкой быть!
(Условия игры)
Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:
Вокруг коршуна хожу,
По три денежки ношу:
По копеечке, по совелочке…
«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:
-Коршун, коршун, что ты делаешь?
-Ямку рою. Копеечку ищу.
-На что тебе копеечка?
-Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.
-Зачем?
-Чтоб ко мне в огород не лазили!
-А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!
«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.
ИГРА «КОРШУН»
Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.
Казак: Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра
"Кто сегодня самый ловкий?"
ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)
Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.
Казачка: Подходите ближе, пряхи,
Пряжу тките на рубахи.
Тот, кто нить длинней спрядёт,
Вот того подарок ждёт.
ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"
Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.
ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" (показ кукольного театра )Казак: Чтоб потешить вашу душу
И в душе оставить след,
Предлагаю спеть частушки,
Лучше этих песен нет.
ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:
1. Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
2.Шире круг, шире круг
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идёт четыре.
3. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4.А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печи башмаком,
Думала- подружки.
5.По деревне я шла
И Ванюшку видела-
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
6. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
7. Сидит ёжик на берёзе-
Белая рубашечка.
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
8. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.
Казачка: Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Да творят насмешки.
Хотите знать какие?
А вот такие…
ШУТКИ- ДИАЛОГИ:
1. (Хозяйка и Федул):
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожог.
-Можно зашить?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2.(Хозяйка и Фома):
-Фома, что из леса не идёшь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идёт!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3. (Хозяйка и сынок):
-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?
Итог:
(монтаж в стихах)
1 Ученик: В небе будто от побелки
Засветился млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как- никак.
3 Ученик: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.
5 Ученик: Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси-
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
6 Ученик: Жизнь такая- не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
Учитель: В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Не знаю как другой, но я
Весь- слух, весь- жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щёлк
Звучат в душе напевом дивным.
Чуть- чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться".
И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»