Реализация принципа индивидуализированного обучения!


РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА02 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА МБОУ СОШ №2 пгт. ЛЕНИНО" Реализация принципа индивидуализации работы с обучающимися, исходя из требований ФКГОС "Заместитель директора (по воспитательной работе), учитель химии МБОУ Чистопольская СОШ – Ярский Андрей Викторович. Основные понятия(Педагогическая энциклопедия)Индивидуализация - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся, уровень их способностей к учению;Дифференциация - (от латинского- различие) – учет индивидуальных способностей обучающихся в той форме, когда обучающиеся группируются на основании каких-то особенностей для отдельного обучения, т.е. дифференциация – это одна их форм индивидуализации, при которой образуются группы обучающихся на основе каких-либо присущих им общих признаков;Построение учебно-воспитательного процесса в котором учитывают индивидуальные различия обучающихся- принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса дифференцированным. Понятия дифференциации и индивидуализации в практике рассматриваются как тождественные, но это не так.«Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся».«Индивидуализация – учет личностных особенностей каждого ученика». В первом случае в расчет берутся групповые, во втором индивидуальные особенности и дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации». (З.А.Абасов) Один из наиболее распространенных принципов индивидуализации работы с обучающимися, в котором применяется дифференцированное обучение построенное исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Тогда, дифференцированное обучение выступает средством индивидуализации! Цели индивидуализации? СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОООВ результате изучения химии ученик должензнать/пониматьхимическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;уметьназывать: химические элементы, соединения изученных классов;объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:безопасного обращения с веществами и материалами;экологически грамотного поведения в окружающей среде;оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;критической оценки информации о веществах, используемых в быту;приготовления растворов заданной концентрации. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии на базовом уровне ученик должензнать/пониматьважнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;уметьназывать изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;экологически грамотного поведения в окружающей среде;оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. ЗАДАЧА ПЕДАГОГА:- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;- адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся. Различный уровень усвоения знаний (затрачивают различный объем времени на усвоение нового) Различия в типах мышления (практически действенное мышление, наглядно - образное, словесно-логическое.) Уровень обучаемости (высокая, средняя и низкая) Уровень работоспособности Реализация принципа индивидуализации работы с обучающимися Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:✓ иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его;✓ изучать и знать общую готовность учащихся к восприятию конкретного учебного материала;✓ предвидеть затруднения, которые могут возникнуть при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий;✓ использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;✓ постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;✓ иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках;использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; на всем протяжении обучения; дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.   способы дифференциации – когда:✓  содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;✓  содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;✓  задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);✓  используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;✓  предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала. Мои разработки КИМ Спасибо!