Применение технологии индивидуализированного обучения на уроках математики

Применение технологии индивидуализированного обучения на уроках математики
Каждый из нас знает, что на уроках важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Но наши дети, ученики сельских школ, собранные вместе по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний.
В последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что традиционный урок математики становится обычным, неинтересным для детей, где учитель сам излагает все факты, сам формулирует все доказательства и определения, сам акцентирует внимание на главном, лишая тем самым учеников самостоятельности поисков, суждений, оценок, находок. Какую задачу ставят взрослые перед школьником, который берется за учебник? Очень простую: выучи и будь в состоянии воспроизвести «выученное», причем как можно ближе к тексту.
Слабые стороны такого подхода проявляются в том, что школьник превращается пассивного потребителя знаний. Может возникнуть мысль, что это не так уж плохо, ведь знания – это фундамент, на котором возводится все здание обучения. Но прочен ли будет фундамент, заложенный таким способом? Считаю, что нет. На уроках важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Мы знаем, что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. А поскольку уровень развития учащихся разный, то и обучение должно быть индивидуализированным, то есть необходимо создать такую атмосферу на уроке, которая способствовала бы развитию активной, эмоционально-окрашенной деятельности каждого.
Это возможно только в том случае, когда на уроке основной деятельностью будет самостоятельная работа, потому что каждому человеку присуще стремление делать работу самостоятельно и получать от этого удовольствие. Но удовольствие от своей работы ученики будут получать только в том случае, если работа связана с преодолением трудностей. А поскольку все дети разные, то и уровень трудности у каждого ученика свой.
Это и стало причиной поиска новых подходов к обучению. Ведь классно – урочная система, изначально предназначенная для обучения всех одному и тому же, в то же время несовместима с подлинной индивидуализацией обучения, поэтому ее надо менять на другую дидактическую систему. Такая система под названием «Технология индивидуализированного обучения» создана в творческой лаборатории при школе № 140 города Перми учителем математики Ю.А.Макаровым. Им же разработаны принципы создания дидактических материалов по данной технологии. Применительно к математике принципы технологии мной реализуются следующим образом.
Работу начинаю в первом классе во втором полугодии, когда ребёнок научился читать, писать и считать в пределе 10. Я думаю, что на каждом уроке математики эта технология в начальном звене неприменима в связи с возрастными особенностями. Здесь важно отметить, что у младших школьников средняя продолжительность активного внимания равна 15 – 17 мин (М.В.Антропова), затем работоспособность начинает снижаться, резко повышается количество отвлечений и возбуждение детей. Последние 10 минут урока педагогически малопродуктивны. Данная же технология способствует повышению активности, развивает соревновательный эффект. Во второй половине урока, после физкультминутки, когда раздаются карточки, у детей возникает интерес, снова повышается работоспособность, активность. Дети с интересом включаются в работу. Целесообразнее применять технологию на уроках совершенствования знаний, умений, навыков в конце урока в течение 10 – 15 минут в 1–м и во 2–м классах, а в 3–м и 4-м – до 30 минут.
И как отрадно увидеть малейшие сдвиги в лучшую сторону. Если сравнить результаты работы за три года, то можно увидеть, что снизилась тревожность детей, боязнь перед учителем, страх проверки знаний, повысилась успеваемость учащихся.
Каковы же особенности построения и содержания урока математики с применением технологии индивидуализированного обучения?
В начале урока учитель знакомит учащихся с требованиями, сколько надо выполнить заданий того или иного уровня. С учётом своих возможностей ребёнок сам выбирает, до какого уровня ему дойти. Этот выбор сделать непросто, так как он требует не только постановки себе цели, но и труда, настойчивости. У ребят «загораются» глаза, всем хочется выполнить как можно больше, и они стараются.
Такую работу провожу с помощью разноуровневых карточек, составленных в двух вариантах на бумажном носителе. Такого рода материал удобно предлагать детям младших классов в виде карточек разного цвета: синий – уровень А, жёлтый – уровень С, красный – уровень Б. Сначала ребёнку даются карточки синего цвета (уровень –А). Правильное выполнение заданий уровня А позволяет ему переступить на следующую ступеньку трудности (уровень – С).
Уровень «А». Это задания репродуктивного характера.
Уровень «С». Задания этого уровня направлены на развитие умений.
Уровень «Б». Задания творческого характера.
По окончании этапа самостоятельной работы в «Таблице успеха» дети фиксируют свои учебные результаты, каждый ученик предварительно получает ту оценку, которую он выбрал сам или с помощью учителя.
Мной созданы разноуровневые дидактические материалы по математике для 1 – 2 классов, которые успешно применяю в работе.
На таких уроках ученики много работают самостоятельно, а учитель оказывает им помощь, но каждый ученик требует индивидуальной помощи, и поэтому при работе ТИО надо досконально знать индивидуальные особенности каждого ученика. Диагностика позволила не только выявить индивидуальные особенности каждого ученика, но и выработать определенные рекомендации.
Наблюдения, анализ результатов своей деятельности показали, что с применением данной технологии возрастает активность учащихся. Если на традиционных уроках время активной работы учащихся составляет примерно 15-20%, то с применением технологии индивидуализированного обучения 75-80%. Эта технология способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяет повысить уровень системности знаний учащихся по математике, создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Эта методика дает возможность обучать без неуспевающих, повышается качество знаний.
Работа по технологии индивидуализированного обучения математике проводится уже четвертый год. Сегодня можно подвести некоторые итоги:
1. Улучшается психологический климат на уроках, что, конечно же, положительно сказывается на здоровье учеников. Дети находятся в постоянном движении.
2. Повышается активная деятельность учащихся.
3. Успеваемость 100%, качество знаний от 57,5 возросло до 74,4. Отсутствие стрессовых ситуаций на уроке также способствует повышению интереса к предмету.



15