Программа внеурочной деятельности Юный корреспондент


-153035-15049500Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка
муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Лицей №111"
654007, Россия, г.Новокузнецк, ул.Кирова 35, тел./факс 8(3843)46-82-08,
тел.46-05-33, 45-05-53,e-mail:litcey111@yandex.ru, http://www.liceym111.ru
УТВЕРЖДАЮ:Программа рекомендована
Директор МБНОУ «Лицей № 111»к работе педсоветом
Протокол № 1
_____________М.В. Полюшко от «28» августа 2015 г.
Программа обсуждена на методическом объединении учителей иностранного языка
Протокол № 1
от «28» августа 2015г.

Программа внеурочной деятельности «Юный корреспондент» для 7 класса (34 часа)
Составитель программы:
учитель МБНОУ «Лицей № 111»
Покарева Евгения Александровна
Новокузнецк, 2015
Программа внеурочной деятельности учащихся «Юный корреспондент 7 класс»
Паспорт программы
Наименование программы «Школьный пресс-центр»
Направление познавательно-нравственное
Классификация По функциональному предназначению – учебно-познавательная.
По форме организации – групповая.
По времени реализации – годичная.
По возрастным особенностям – разновозрастная.
Учредитель Управление образования и молодежной политики Администрации Октябрьского района
Целевая группа Наполняемость: 1 год обучения – 15 человек
Возраст: учащиеся от 11 до 17 лет
Цель программы Воспитание нравственных чувств, создание условий для успешной социализации посредством развития творческих и коммуникативных способностей.
Задачи программы 1. Научить детей использовать различные источники информации.
2. Сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников.
3. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы.
4. Изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.
5. Изучить рекомендации по написанию статей и журнальные стили.
6. Разработать структуру и оформление информационного бюллетеня, создать информационный бюллетень.
7. Привлечь детей к использованию современных технологий для создания, проверки и выпуска информационного бюллетеня.
8. Разместить результаты работы в сети Интернет (на региональных Летописях), привлечь местное сообщество к проблемам школы
Сроки реализации 1 год
Количество часов 34часа
Ожидаемые результаты Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.-п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Пояснительная записка
Информационное общество, в котором мы живем, многие исследователи называют «обществом знаний». Знания о психологических процессах в массовых коммуникациях СМИ и Интернета приобретают сегодня особое значение. Очевидно, что в современном обществе изменяются требования, предъявляемые к человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Большая часть нашей жизни – встречи и контакты. Обладая навыками общения, знаниями о людях и отношениях, мы не задумываемся о том, умеем ли мы общаться, какова степень нашей коммуникативной компетентности. Правильное понимание других людей, отношений с ними, способность прогнозировать развитие ситуаций общения – жизненно важные умения.
В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого – начала двадцатого века. Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура). Кружок – это арена, где они могут отработать навык защиты своей точки зрения, умения среди хаоса событий найти важное и значимое для себя и других, умения среди огромного потока информации отобрать то, что необходимо конкретно им. И главное, они научились задавать вопросы и искать на них ответы. И теперь всему этому они обучают тех, кто только что пришел в кружок, тех, кто только что вступил в нашу дружную семью юных журналистов.

Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Всего часов В том числе
теоретических практических
групповые индивидуальные
1 Вводное занятие 1 1 2 Личность журналиста 1 1 3 Основные жанры публицистического стиля 2 1 1
4 Информационные жанры 2 1 1 5 Работа над номерами газеты 2 1 1 6 Язык газеты, его специфика. 1 1 7 Анкетирование 1 1 8 Редактирование текста 1 1 9 Как найти тему. 3 1 1 1
10 Заголовок. 1 1 11 Права человека и цензура 3 2 1
12 Редактор газеты 1 1 13 Обсуждение вопросов этики и плагиата в журналистике 3 1 1 1
14 Интеллектуальная собственность, авторское право и законное использование. 1 1 15 Информационные бюллетени 2 1 1 16 Обсуждение основных проблем СМИ 3 2 1
17 Журналист и интернет 2 1 1
18 Разработка макета проекта 3 1 2 19 Итоговое занятие 1 1 Итого: 34 10 18 6
Содержание программы
№ Наименование раздела и темы Содержание раздела
1 Вводное занятие Общее ознакомление с профессией журналиста. История кружковой работы. Цели и задачи кружка.
2 Личность журналиста Качества, необходимые журналисту. Стиль работы журналиста. Тон, манеры
3 Основные жанры публицистического стиля Письмо. Очерк. Эссе. Особенности и специфика.
4 Информационные жанры Хроника. Заметка. Интервью. Репортаж. Особенности и специфика.
5 Работа над номерами газеты Отбор интересных фактов, тем и событий. Правильное составление и оформление материала. Сбор информации.
6 Язык газеты, его специфика. Особенности газетного слова. Информативный язык. Функция убеждения в публицистике
7 Анкетирование Правила составления анкеты. Отбор вопросов.
8 Редактирование текста Правила редактирования текста. Способы редактирования.
9 Как найти тему. Событие, факт. Современность, актуальность, злободневность
10 Заголовок.
Соответствие заголовка содержанию, теме, направленности материала.
11 Права человека и цензура Влияние цензуры на СМИ. Распространение цензуры. Стандарты регулирования деятельности СМИ
12 Редактор газеты Главный редактор. Редактор раздела новостей, редакторы постоянных разделов. Редактор макета.
13 Обсуждение вопросов этики и плагиата в журналистике Борьба с плагиатом. Примеры безответственного или неэтичного поведения журналистов.
14 Интеллектуальная собственность, авторское право и законное использование. Авторское право. Международные законы об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве. Что такое интеллектуальная собственность?
15 Информационные бюллетени Цели газет и журналов. Целевая аудитория каждого издания. Элементы структуры и оформления, используемые для создания внешне привлекательного продукта.
16 Обсуждение основных проблем СМИ Учащиеся отвечают на вопросы, подводящие итог обсуждению свободы слова и цензуры в СМИ
17 Журналист и интернет Правила размещения информации в интернете. Регистрация в интернете.
18 Разработка макета проекта Заголовок или сведения об издании: название, логотип или символ, название команды, дата создания бюллетеня. Формат колонок. Стиль заголовков. Применение к статьям стилей и форматирования.
19 Итоговое занятие Подведение итогов. Анализ своих работ.
Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки.
В результате освоения данной образовательной программы учащиеся должны знать:
Этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру.
Рекомендации по проведению анкетирования, итервьюирования, социальных вопросов.
Уметь:
Работать в группе, обсуждать различные вопросы.
Использовать различные источники информации.
Грамотно составлять вопросы для анкеты, интервью и социального опроса.
Использовать современные технологии для создания, проверки и выпуска информационного бюллетеня, школьной газеты, СМИ.
Программа должна помочь учащимся реализовать свои творческие возможности, повысить уровень проблемно-ценностного общения, научить грамотно подготавливать материал для дальнейшей работы, публиковать собственные труды, внимательно относиться к написанному, попробовать себя в различных ролях.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
Выпуск школьной газеты;
Создание, публикация и защита своих работ;
Участие в различных социальных проектах;
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Форма проведения Количество часов
Вводное занятие Беседа 1
Личность журналиста Качества, необходимые журналисту. Стиль работы журналиста. Тон, манеры. Этическая беседа
«Здравствуйте, я журналист» 1
Основные жанры публицистического стиля.
Письмо. Информационные жанры.
Хроника. Этическая беседа
«Как правильно приветствовать людей, знакомиться с ними»
Диалог «Этикет разговора» 2
Работа над версткой номера газеты Обработка полученной информации 2
Язык газеты, его специфика.
Особенности газетного слова. Информативный язык. Функция убеждения в публицистике. 1
Анкетирование Правила проведения анкетирования.
Правила проведения социального опроса 1
Редактирование текста Правила редактирования текста 1
Как найти тему. События в мире.
Репортаж с места с события 3
Заголовок. Дебаты. Соответствие заголовка содержанию, теме, направленности материала 1
Право на свободу слова и цензура Беседа «О тактичном и бестактном поведении»
Дебаты «Влияние цензуры на СМИ»
Диалог «Стандарты регулирования деятельности СМИ» 3
Редактор газеты Диалог «А правы ли Вы?» 1
Обсуждение вопросов этики и плагиата в журналистике Беседа «Примеры безответственного или неэтичного поведения журналистов.»
Дискуссия « Борьба с плагиатом»
Дебаты «Этикет разговора» 3
Интеллектуальная собственность, авторское право и законное использование. Диспут «Всеобщая декларация прав человека» 1
Примеры информационных бюллетеней Беседа «Цели газет»
Диалог «Элементы структуры оформления информационного бюллетеня» 2
Обсуждение основных проблем СМИ Дебаты «Свобода слова»
Дискуссия «Является ли СМИ четвертой властью»
«Объективность подачи информации в современных СМИ.» 3
Журналисты и интернет Правила ведения диалога в интернете.
Правила создания форума интернете. 2
Создание проекта «Школьный пресс-центр» Беседа «Необходимость создания школьного пресс-центра.»
Создание школьной газеты и размещение её на сайте школы.
Взаимодействие со СМИ района. 3
Итоговое занятие Дискуссия «Плюсы и минусы нашей работы» 1
Список литературы
Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики.- Просвещение:М., 2006.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
Закон «О господдержке средств массовой информации и книгоиздания Р.Ф.» от 01.12.1995 г.
Законодательство Р.Ф. о средствах массовой информации от 1996 г.
Конституция Р.Ф. от 12.12.1993 г.
Смирнов А. «Журналист в поисках информации». – М., 1997.
Социальное функционирование журналистики. – Санкт-Петербург: СпбГу, 1994.
Спирина Н.А. Журналистика в школе.- Учитель: М., 2010.
Краткий курс теории журналистики http://litklub.psi911.com/pravka003.htm
Правила ведения диалога в интернете. http://vco.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1830Правила проведения дебатов. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9994&catalogid=27