Программа кружка «Юный корреспондент»


Тематическое планирование занятий кружка «Юный корреспондент»

Пояснительная записка

Кружок «Юный корреспондент» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, практических навыков работы с компьютером, всесторонней оценке событий, происходящих в стенах родной школы и города, выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне. Подготовка статей для школьной газеты, выпуск радиопередач требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка, работа в прямом эфире радио.
Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего и старшего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.
Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутри личностные проблемы учащихся. Ребята изменяются, развивающий характер такой работы подтверждается. Во-первых, у школьника развиваются следующие способности: умение делать выбор, умение быть ответственным за свои решения. Школьное издательство – это и работа по профориентации. Во-вторых, работа по созданию школьной газеты связана с соотнесением собственного замысла с восприятием этого замысла другими, как сверстниками, так и взрослыми. В-третьих, учащиеся в статьях используют знания по разным учебным предметам, а компьютерная верстка заставляет изучать информатику углубленно. В-четвертых, деятельность по созданию газеты схематична, то есть, показав один раз порядок создания, в следующий раз они могут создавать газету самостоятельно.
Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению социального статуса, становлению личности.
Программа кружка предназначена для обучения школьников в возрасте 14-17 лет основам литературного творчества и журналистской работы, компьютерной грамотности, способствует сплоченности детей. Группа обучающихся может насчитывать от 5 до 15 детей. Общее количество часов за период учебного года-102 часа, рассчитывается исходя из трех занятий кружка в неделю.



Цели программы

Образовательные:

Систематизировать знания о стилях, типах речи.
Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.
Научить самооценке своей работы.

Развивающие:

Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.
Развить диалогическую и монологическую речь.
Развить память, воображение, мышление.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:
1. Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.
2 Формирование основных этических норм и понятий.
3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции.

Цели и задачи:

объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности, развитие творческих интересов и способностей;
всестороннее воспитание молодежи: литературное, языковое, коммуникабельное;
овладение старшеклассниками современными методами получения информации;
патриотическое воспитание учащихся;
эстетическое воспитание молодежи;
компьютерная грамотность;
пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений;
воспитание и обучение корреспондентов, художников;
социальная адаптация детей в условиях временного коллектива;
педагогическая и психологическая поддержка детей;
создание условий для получения школьниками дополнительного образования по всем видам литературного творчества, журналистской деятельности, компьютерной грамотности.


Результаты обучения и практических занятий:

Развитие творческих способностей – свободное владение языком, знание основных моментов деятельности журналиста, умение обрабатывать материалы, знание стилистических и других особенностей написания газетных статей.
Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализация ребят.
Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики. Профориентация.
Для реализации программы кружка необходимо: помещение для занятий, посещение компьютерного кабинета; блоки чистой бумаги, краски (в т. ч. краска для компьютера).


Тематическое планирование



темы
Темы занятия


Количество
часов
Формы работы

1
Знакомство. Анализ газет других школ. Распределение ролей.
1
Беседы. Заполнение индивидуальных бланков.

2
Инструктаж. Работа в редакторе Word.
Знакомство с клавиатурой. Набор текста
1
Лекция, ИКТ, работа в группах.

3
Введение. Журналистика-профессия и призвание.
Из истории российской журналистики. «Десять заповедей журналистики».
1
Круглый стол. Практическое занятие.

4
Газетная журналистика. «Как делать газету?». Инструктаж.
Разбор рубрик, разделов газеты.
2
Лекционное занятие.

5


Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.
2
Лекционное занятие.
Практическое занятие.

6
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.
2
Лекционное занятие.
Практическое занятие.

7
Сходство и различие художественного и публицистического стилей.
1
Практическое занятие.

8
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.
1
Лекционное занятие.


9
Организация работы корреспондентов хроникеров.
1
Практическое занятие. Круглый стол.

10
Работа с набросанными статьями.
Работа с текстом.
1
Практическое занятие. Работа по бригадам.

11
Редактирование материала.
1
Практическое занятие. Работа в парах.

12
Жанры газетной журналистики.
Подготовка материалов. Работа с текстом.
2
Лекционное занятие.
Практическое занятие.

13
Оформление газетной статьи.
1
Практическое занятие. ИКТ.

14
Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение лицейских событий.
1
Лекционное занятие.

15
Работа с текстом.
Импорт картинок и фото.
1
Экскурсия. Обсуждение снимков.

16
Работа с цифровым фотоаппаратом.
Пейзаж.
1
Лекционное занятие. Практическое занятие.

17
Работа с цифровым фотоаппаратом.
Портрет.
1
Лекционное занятие. Практическое занятие.

18
Фотоаппарат и ПК.
Обработка фотографий.
2
Практическое занятие. ИКТ

19
Редактирование материала.
2
Практическое занятие. ИКТ

20
Интервью и интервьюирование.
1
Лекционное занятие.

21
Деловая игра «Мое первое интервью».
1
Практическое занятие. Ролевая игра.

22
Интервью друг у друга. Работа с текстом.
1
Практическое занятие.

23
Интервью по телефону. Работа с текстом.

1
Практическое занятие.

24
Интервью-монолог.
1
Практическое занятие.

25
Интервью-зарисовка.
1
Практическое занятие.

26
Коллективное интервью.
1
Практическое занятие. Ролевая игра.

27
Анкетирование.
1
Практическое занятие. Ролевая игра.

28
Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов.
1
Практическое занятие.

29
Интервью-зарисовка. Работа с текстом.
1
Практическое занятие.

30
Редактирование материала.
2
Лекционное занятие. Практическое занятие.

31
Подготовка репортажа. Подбор материалов. Работа с текстом.
2
Работа в группах.

32
Событийный репортаж
1
Практическое занятие. Работа в группах.

33
Тематический репортаж
1
Практическое занятие. Работа в группах.

34
Постановочный репортаж
1
Практическое занятие. Работа в группах.

35
Репортаж с места. (Про классный час).
1
Практическое занятие.

36
Репортаж с места событий. Работа с текстом.
1
Практическое занятие.

37
Работа с набросанными статьями. Работа с текстом.
2
Практическое занятие.

38
Работа с архивами. Работа с текстом.
1
Практическое занятие.

39
Материал из глобальной сети. Работа с текстом.
1
Практическое занятие. ИКТ.

40
Редактирование материала.
2
Круглый стол. Практическое занятие.

41
Литературное редактирование материалов массовой информации.
1
Лекционное занятие. Анализ предложенного материала. ИКТ

42
Практикум по литературному редактированию.
1
Работа в парах. Подготовка сообщений.

43
Слово в радио, телеэфире, газете.
1
Лекционное занятие. Практическое занятие.

44
Радиожурналистика.
Подготовка радиоэфира.
1
Практическое занятие.

45
Работа современного радиовещания. Работа журналиста-ведущего на радио.
1
Лекционное занятие.
Обсуждение подготовленного материала.

46
Экскурсия на местное телевидение.
Журналистские профессии на ТВ.
2
Беседы. Экскурсия.

47
Написание рецензии на телепередачу.
Работа с текстом.
2
Практическое занятие.

48
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Работа с текстом.
2
Лекционное занятие. Анализ предложенного материала.

49
Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. Работа с текстом.
2
Практическое занятие.

50
Работа с источниками. (Библиотека).

1
Круглый стол. Практическое занятие.

51
Работа с источниками (Интернет).
1
Круглый стол. Практическое занятие. ИКТ

52
Заметка. Заметка информационного характера. Работа с текстом.
1
Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки.

53
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.
1
Практическое занятие.

54
Заметка на дискуссионную тему.
1
Практическое занятие.

55
Заметка- благодарность.
1
Практическое занятие.

56
Заметка-вопрос. Заметка-просьба.
1
Практическое занятие.

57
Написание заметки с выводами и предложениями.
2
Практическое занятие.

58
Корректировка материала.
1
Практическое занятие.

59
Газетные иллюстрации.
Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Работа с текстом.
2
Конкурс творческих работ. Работа в группах.

60
Рисунок в компьютере. Работа с текстом.
2
Лекционное занятие. Практическое занятие. ИКТ.

61
Час общения.
«Если бы я был редактором». Работа с текстом.
2
Беседы с членами кружка. Речевая компетенция.

62
Час общения.
«Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?» Работа с текстом.
2
Круглый стол. Практические занятия.

63
Час общения.
«Роль газеты в жизни моей семьи». Работа с текстом.
2
Круглый стол. Практическое занятие.

64
Обучение практике верстке номеров газет.
2
Практическое занятие в группах. ИКТ

65
Подбор материалов для выпуска номера.
1
Практическое занятие.

66
Речевой этикет. Этикетные формы общения.
1
Лекционное занятие.

67
Невербальные средства общения.
Этикет деловой речи.
1
Ролевая игра.

68
Ролевая мини-игра. Корректировка материала.
1
Практическое занятие.

69
Деловая беседа.
1
Лекционное занятие. Практические занятия.

70
Написание корреспонденции. Статья.
Передовая статья. Работа с текстом.
2
Практическое занятие в группах.

71
Проблемная статья. Работа с текстом.
2
Практическое занятие.

72
Написание статьи. Работа с текстом.
2
Практическое занятие.

73
Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.
2
Лекционное занятие. Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет.

74
Теория и практика литературной правки.
Анализ материала.
2
Работа с заготовленным материалом.

75
Интервьюирование учителей и лицеистов по итогам учебного года.
1
Практическая работа всех членов кружка.

76
Анализ работы за год. Смотр достижений.
1
Подведение итогов.






















Литература для учителя

Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.
О печати: закон РФ.
Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002.
Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. 10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
11. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. 12.  Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2000. 13. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982. 14. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.
Литература для учащихся

Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980
Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997
Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969
Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.











15