Рабочая программа и КТП по курсу внеурочной деятельности Юный корреспондент

Краснодарский край, муниципальное образование Северский район,
посёлок городского типа Афипский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
посёлка городского типа Афипского
муниципального образования Северский район


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2012 года
председатель педсовета
____________ Семенякина С.Н.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК

«Юный корреспондент»





Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – 12-17 лет






Разработчик программы:
учитель
Лопатина А.А.







I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Журналистика». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов38.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-17 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в гуманитарных школах.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная творческая дискуссия;
2. ролевые игры;
3. выполнение творческих заданий;
4. активные методы формирования системы общения;
5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в школьной газете и местной прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по
литературному редактированию,
культуре речи,
расширяет сведения по лексике и грамматике.
Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.
Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 12 человек.
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Программой предусмотрен конкурс творческих работ и публикации в школьной газете.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КРУЖКОВЦЕВ:

Учащиеся должны знать понятия:
1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,
2.типы речи, стили речи,
3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья.
Учащиеся должны уметь:
1.собирать материал, систематизировать его,
2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,
3.доказывать свою собственную точку зрения,
4.интересоваться мнением других людей,
5.составлять план,
6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
7.собирать материал
8.грамотно излагать свои мысли,
9.создавать макет будущего номера
10.редактировать созданный материал

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
выпуск школьной газеты;
публикации в местной прессе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

1 раз в неделю по 60 минут.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ:

Ученик:
* что делал
* где участвовал
* каковы успехи
* планы на будущее
* чему научился
* индивидуальные творческие достижения
я узнал
я понял
я научился
лучше всего у меня получается
я изменился в сторону
Критерии оценивания созданных ученических работ:
оригинальность
новизна
полезность для автора и других людей
трудоемкость работы
качество оформления работы

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего

1
Вводное занятие. Понятие о школьной газете
1

1

2
Из истории журналистики
1

1

3
Печатные издания и их роль
1

1

4
Текст. Тема и идея текста.
0,5
0,5
1

5
Стили речи. Особенности стилей.
0,5
0,5
1

6
Газета. Какая она должна быть?
1

1

7
Анализ рубрик печатных изданий.
1

1

8
Газетная статья- основа газеты
0,5
0,5
1


Интервью. Что значит взять интервью?
0,5
0,5
1


Репортаж.
0,5
0,5
1


Очерк. Особенности жанра.
0,5
0,5
1


Создание газетных статей
0,5
0,5
1


Редактирование текста
0,5
0,5
1


Оформление, дизайн газеты
0,5
0,5
1


Выпуск школьной газеты
0,5
0,5
1


Итого
10
5
16



III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОРАММЫ:

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка , решение организационных вопросов, техника безопасности. Формирование представлений о профессии журналиста . Функции журналистики:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определённых групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
Профессиональная этика журналиста.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
3. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
Напишите рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».
Стилистические фигуры речи. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры в тексте. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
9. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
10. РЕПОРТАЖ.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
11. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
12. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
13. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.
14. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие
2. Азбука журналистики
Получение знаний о журналистике, газетах, журналах.
4. Развитие техники речи
Подготовка речевого аппарата. Скороговорки, стихи.
6. Творческие задания
Написание статей.

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
-различные периодические печатные издания.
-тексты для редактирования;
-компьютер;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
4. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
6. Тексты, обозначенные в содержании программы.




















Краснодарский край, муниципальное образование Северский район,
посёлок городского типа Афипский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
посёлка городского типа Афипского
муниципального образования Северский район


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2012 года
председатель педсовета
____________ Семенякина С.Н.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖОКА

«Юный корреспондент»



6-11 класс




Учитель Лопатина Анастасия Алексеевна

Количество часов: всего _34_ часа; в неделю __1_ час.


В.А.Аграновский.
Ради единого слова


М.: Мысль, 1978.


Планирование составлено на основе авторизованной программы, автор Лопатина А.А. кружка «Юный корреспондент» для 6-11 классов, утверждено на педагогическом совете №1 от 30.08.2012 года.

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный корреспондент» на 2012-2013 учебный год

№п/п
Тема и содержание занятия, название мероприятия
Использование оборудования
Кол-во часов
Дата проведения



1.
Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка


1
план

факт

2.
Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства
Мультимед. презентация (ММП)
1
04.09.2012


3.
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи

1
11.09


4.
Текст. Тема и идея текста.
Мультимед. презентация (ММП)
1
18.09


5.
Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1
25.09


6.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение

1
02.10


7.
Выпуск школьной газеты

1
09.10


8.
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника
Интернет
1
16.10


9.
Редактирование текста

1
23.10


10.
Расширенная информация

1
30.10




11.
Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ


1
06.11


12.
Заметка. Заметка информационного характера
Мультимед. презентация (ММП)
1
13.11


13.
Заметка типа делового описания

1
20.11


14.
Заметка типа художественного описания с элементами повествования

1
27.11


15.
Информационная заметка с отрицательным содержанием

1
04.12


16.
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков

1
11.12


17.
Заметка на дискуссионную тему

1
18.12


18.
Заметка-благодарность
Интернет
1
25.12


19.
Заметка-вопрос

1
03.01.2013


20.
Заметка-просьба
Интернет

1
08.01


21.
Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ

1
15.01


22.
Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов
Мультимед. презентация (ММП)
1
22.01


23.
Интервью-монолог
ММП
1
29.01


24.
Оформление, дизайн газеты
Интерактивн. учебник
1
05.02


25.
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи

1
12.02


26.
Коллективное интервью

1
19.02


27.
Интервью-диалог
Интернет
1
26.02


28.
Интервью-зарисовка

1
05.03


29.
Анкетирование
Интернет
1
12.03


30.
Практическая работа. Подготовка интервью

1
19.03


31.
Очерк. Особенности жанра
Мультимед. презентация (ММП)
1
26.03


32.
Репортаж. Событийный репортаж
Интернет
1
02.04


33.
Тематический репортаж
Интернет
1
09.04


34.
Видеорепортаж

1
16.04


35.
Профессия репортер

1
23.04


36.
Редактирование

1
30.04


37.
Мастер-класс по публицистике
Мультимед. презентация (ММП)
1
14.05


38.
Итоговое занятие. Смотр достижений

1
21.05













Заголовок 2 Заголовок 315