Рабочая программа кружка «Юный корреспондент» для начальных классов


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
Утверждаю приказ №-------- Рассмотрено на заседании
ШМС
« » _______________2014г протокол №______
Директор школы___________
/Игнатенко С.В./
Рабочая программа кружка «Юный корреспондент»
для начальных классов
Программа предназначена для реализации в 2014-2015 учебном году.
Исполнитель: учитель начальных классов первой категории
Муравьёва Елена Николаевна
Нижнечуманка 2014
Пояснительная записка
Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Актуальность программы.
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества.
Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к ёе быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.
Цель образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию.
Учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости и учащиеся находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, для учащихся среднего звена или старших классов.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что он и связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Конечно, с центральными изданиями школьная печать конкурировать не может. Но это и не является ее задачей. Нашу школьную газету можно сейчас рассматривать как средство установления дружеских межличностных отношений среди младших школьников разных классов и внутри одного класса, средство создания в начальной школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Программа «Юный корреспондент» целесообразна для учащихся начальных классов которая способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи.
Речевое развитие детей является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Поэтому просто необходимо привлекать учащихся к работе в кружке, посредством уроков которого они смогут не только пополнить свой словарный запас, но и значительно расширить кругозор. У детей появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь, не может положительно не сказаться на успеваемости по русскому языку и чтению.
Уровень освоения дополнительной образовательной программы – общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.
Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).
Дополнительная образовательная программа «Юный корреспондент» по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий.
Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с информационным материалом.
Форма реализации программы – очная.
Цель программы - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.
2. Дать представление о сущности журналистской профессии.
3. Познакомить со способами сбора информации.
4. Обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.
5. Формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог.
6. Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
7. Учить давать самооценку результатам своего труда.
8. Обучить первоначальным навыкам работы в программе Word в процессе создания школьной газеты.
Организационно-педагогические основы деятельности: занимаются в кружке «Юный корреспондент» желающие мальчики и девочки – ученики школы. Приветствуется наличие у детей хорошо развитых коммуникативных навыков и хорошая успеваемость по русскому языку.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми 8-11 лет (дети должны владеть навыками письменной речи).
Срок реализации программы – 1 год.
Ценностные ориентиры курса
Ценностные ориентиры программы кружка «Юный корреспондент»» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:
 Формирование активной жизненной позиции.
 Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
 Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:
 Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
 Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
 Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
 Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:
 Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
 Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
 Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
 Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
 Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.
 Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приёмам компьютерной верстки газеты).
 Развитие творческих способностей обучающихся.
 Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
 Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:
 Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
 Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
 Формирование уважения к собеседнику.
 Формирование у учащихся толерантного сознания.
Календарно - тематическое планирование занятий кружка на 2014-2015г
Название темы Кол-во
часов Основные понятия. Формы работы Дата
проведенияВводное занятие. История российской газеты 1 План работы кружка. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение Сентябрь
Профессия - журналист 1 Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом районной газеты «Голос хлебороба» Кто такой юный журналист? Сентябрь
Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе 1 Факт – основной материал для работы журналиста. Экскурсия в типографию, в редакцию. Сентябрь
Жанр журналистики — заметка 1 Разновидности материалов жанра- заметка информационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба, обращение.
Интервью с учителями, к дню учителя Сентябрь
Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне» 1 Заметка информационного характера Октябрь
Жанр журналистики — репортаж 1 Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста Октябрь
Практическая работа «Репортаж с урока» 1 Написание репортажа с любимого урока Октябрь
Жанр журналистики — статья 1 Статьи аналитические, проблемные, обличительные Октябрь
Практическая работа «Написание статьи» 1 Написание статьи о проблемах нашего класса Октябрь
Жанр журналистики — интервью 1 Вид интервью - диалог Ноябрь
Практическая работа «Интервью с учителем» 1 Работа над интервью Ноябрь
Жанры журналистики - фельетон 1 Острая злободневная критика Ноябрь
Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика» 1 Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, интервью Декабрь
Оформление газеты. Разные виды шрифтов 1 Знакомство с разными видами шрифтов Декабрь
Работа на ПК. Программа MS WORD 2 Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка Декабрь
Практическая работа «Текст, заголовок» 1 Упражнение в написании современным шрифтом Январь
Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж 1 Роль фотографии в газете. Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет» Январь
Практическая работа «Фотографирование объектов» 1 Пейзаж, композиция, портрет Январь
Практическая работа «Фоторепортаж» 2 Работа над фоторепортажем Февраль
Работа на ПК. Программа
MS POWER POINT. 2 Особенности работы в программе MS POWER POINT. Февраль
Практическая работа «Презентация к 8 марта » 1 Работа над составлением презентации Март
Работа на ПК. Программа
MS PUBLISHER 2 Особенности работы в программе MS PUBLISHER Март
Практическая работа «Праздничная открытка к 1 апреля » 1 Работа над оформлением праздничной открытки в программе MS PUBLISHER Март
Практическая работа «День смеха» 2 Работа над выпуском газеты
Апрель
Практическая работа «Выпуск праздничной газеты ко Дню Победы» 2 Работа над выпуском газеты Апрель
Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу» 3 Работа над выпуском газеты оформляем ленту новостей. Май
Содержание образовательной программы 1 года
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
3.Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:
компетентность;
объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии и др.
владение литературным языком.
Формирование жанров журналистики:
4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
6-7. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог.
12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
13. Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, статья.
14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.
18. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
19. Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
20-21. Практическая работа. Фоторепортаж
22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.
25-26. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
27. Оформление праздничной открытки в программе MS PUBLISHER.
28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Праздничной газеты».
30-31. Практическая работа «День смеха».
32-34. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы.
Методическое обеспечение
Основные формы и режим занятий.
Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).
Реализация программы «Юный корреспондент» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия. Практическая работа предполагают выход в классы, встречи с педагогами, анализ литературных источников, практическую работу по сбору и обработке информации, работу по макетированию и верстке выпуска газеты.
Методы подачи нового материала:
Словесные
Наглядные
Практические
Игровые
Приёмы организации работы:
Решение проблемных ситуаций
Ролевые игры
Объяснение
Показ приёмов работы с техникой
Тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи
Разбор речевых ошибок
Презентация
Опрос
Распределение обязанностей
Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты
Практическая работа с ПК. Фотоаппаратом.
Издание и распространение выпусков школьной газеты
Программа кружка «Юный корреспондент» реализуется при наличии:
Дидактического материала и атрибутов;
Материально-технического обеспечения:
- компьютерной сети для монтажа школьной газеты – компьютер в классе и в кружке,
- наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы Word)
- принтера,
- цифрового фотоаппарата,
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Юный корреспондент» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Школьная жизнь»;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
 умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный корреспондент» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный корреспондент» школьники:
познакомятся с основными терминами журналистики;
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Ожидаемый результат:
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Школьная жизнь» и спецвыпусков газеты, посвященных одной выбранной теме (по мере поступления важной оперативной информации или на тему важного события в стране), а также участие в конкурсах для юных журналистов. Реализация программы кружка «Юный корреспондент» позволит:
Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
Заинтересовать учащихся творческим процессом;
Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты «Школьная жизнь»;
Осуществлять пропаганду педагогической деятельности;
Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности
(научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).
Мониторинговая карта
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Для успешной реализации программы «Юный корреспондент» выработаны следующие критерии оценки деятельности учащихся:
- желание получать новую информацию, общаться;
- наличие знаний и умений в практической деятельности для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- понимание основных функций юного журналиста;
- умение работать с источниками информации и текстом, знание основных простых принципов психологических приемов общения;
- понимание функций журналистского текста (доступность для восприятия, конкретность, эстетичность, отличие художественных, научных и публицистических текстов, стилистическое единство элементов, употребление в речи данной терминологии не входит в обязательный минимум, главное – их понимание );
- умение работать со словарями (орфографический, толковый, фразеологический, словарь синонимов и антонимов);
- знание композиционного построения журналистского произведения (основные признаки композиции, сюжет, соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному);
- знание основных информационных жанров (заметка, репортаж, интервью, отчет) и навыки умения работы в них.
Проведение мониторинга позволяет выявить уровни познавательной активности учащихся в процессе организованной деятельности в кружке «Юный корреспондент» :
 Высокий, если учащийся самостоятельно использует полученные теоретические знания на практике, формирует собственный взгляд на проблему, составляет текст с опорой на научно-методическую базу;
 Выше среднего, если учащийся использует теоретические знания с опорой на базовый практический материал, предложенный педагогом-руководителем, умеет грамотно излагать свои мысли;
 Средний, если учащийся имеет средние навыки работы с текстом, не видит речевые ошибки, может исправить орфографические, при написании работы использует только базовый практический материал, предложенный педагогом-руководителем, всегда применяет теоретические знания;
 Ниже среднего, если учащийся использует только теоретический материал, имеет первоначальные навыки работы с текстом, проявляя творческую активность только под контролем педагога.
 Низкий уровень, если учащемуся постоянно требуется не только контроль педагога за его работой, но и направляющая и подсказывающая помощь при выполнении любых поручений.
Результат контроля позволяет определить эффективность проводимых занятий, обсудить вместе с учащимися результаты совместной деятельности, внести коррективы в учебно-практическую деятельность.
Основная литература
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. 3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Дополнительная литератур 1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982. 5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.
Используемая литература для педагога
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Используемая литература для детей
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992