Памятка для учителя по физической культуре Обучение технике прыжка в длину с разбега


ПАМЯТКА (в помощь учителю) Обучение технике прыжка в длину с разбега
Задачи и средства обучения технике прыжка в длину с разбега
Средства Методические указания
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике прыжка в длину с разбега.
1. Краткий рассказ о прыжках в длину. Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин.
2. Демонстрация техники прыжка в длину с укороченного разбега. Сначала показать технику прыжка сбоку, затем спереди и сзади, акцентируя внимание занимающихся на отдельных фазах движения.
3. Демонстрация техники прыжка на кинограммах, рисунках, плакатах и видеороликах. Обратить внимание занимающихся на положения звеньев тела прыгуна в отдельные ключевые моменты прыжка.
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
1. Имитация постановки ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее. Выполнять фронтально, следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища.
2. Имитация постановки ноги и отталкивания в сочетании с работой рук. Выполнять фронтально, следить за синхронным выполнением маха и отталкивания и сохранением равновесия.
3. Доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания. Выполнять по одному, регулировать высоту подвешенного предмета, следить за синхронным выполнением маха и полным выпрямлением толчковой ноги.
4. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг. Выполнять в колонне по одному, следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища.
5. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через три шага. Выполнять в колонне по одному, следить за постановкой толчковой ноги несколько впереди проекции ОЦМТ на дорожку и полным ее выпрямлением во время отталкивания.
Задача 3. Обучить отталкиванию с короткого разбега.
1. Поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через пять шагов. Выполнять в колонне по одному, следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища при увеличении скорости передвижения.
2. Прыжки в шаге с 3 шагов разбега. Совершать приземление в положении шага, отталкивание совершать в 2-3 м от ямы.
3. Прыжки в шаге с 3-5 шагов разбега с доставанием рукой (одноименной толчковой ноге) различные предметы. Предмет подвешивать так, чтобы взгляд прыгуна был направлен в вперед-вверх. Выполнять по одному прыжку, регулировать высоту подвешенного предмета, следить за синхронным выполнением маха и отталкивания.
4. Прыжки с 3-5 шагов разбега, запрыгиванием в положении шага на возвышенность (горку матов, коня и т.д.). Высота возвышенности 50-60 см, следить за синхронным выполнением маха и отталкивания и за вертикальным положением туловища.
5. Прыжки в шаге с 3-5 шагов разбега через препятствие (барьер, планку или резинку). Препятствие располагать в середине траектории полета, приземляться в яму в положении шага.
Задача 4. Обучить технике приземления.
1. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной ногой. Обращать внимание на своевременное вынесение ног вперед.
2. Прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами и одной ногой, приземляясь в положении седа в яму с губкой (или с далеким выбрасыванием ног, вперед прыгая в песок). Ноги выносить как можно дальше, можно даже падать назад. Определить победителя, кто дальше вынесет ноги. Следить, чтобы яма была достаточно мягкой для подобных приземлений.
3. Вис на канате или кольцах в положении шага, раскачивание и приземление в положении седа на горку матов. Канат предварительно раскачать, чтобы прыгун находился в положении виса несколько секунд. При приземлении первыми должны касаться мата ноги.
4. Выпрыгивание в вис на канате в положении шага, раскачивание и приземление в положении седа на горку матов. Канат предварительно раскачать, выпрыгивать вперед-вверх. При приземлении первыми должны касаться мата ноги с последующим приземлением таза.
5. Прыжки с 3-6 шагов разбега через препятствие (барьер, планку или резинку), расположенное на расстоянии 0,5 м от места предполагаемого приземления. Следить за тем, чтобы занимающиеся садились точно в следы, оставленные стопами ног.
Задача 5. Обучить технике отталкивания со среднего разбега.
1. Прыжки в длину с 5-7 шагов разбега с акцентом на ускоренную постановку ноги на место отталкивания. Следить за ускорением ритма на последних шагах разбега и слитностью разбега и отталкивания.
2. Прыжки с 5-9 шагов разбега с доставанием рукой (одноименной толчковой ноге) различных предметов. Предмет подвешивать так, чтобы взгляд прыгуна был направлен вперед-вверх под углом 30°, следить за слитностью разбега и отталкивания.
3. Прыжки многоскоками с 5-7 шагов разбега с отталкиванием от пола (толчковой), напрыгиванием маховой ногой на мостик, затем толчковой на низкого коня с последующим доставанием предмета в положении шага. Экспериментально подобрать расстояние и высоту коня, учитывая уровень подготовки занимающихся. Следить за вертикальным положением туловища, полным выпрямлением ноги после отталкивания и слитностью выполнения разбега и отталкивания.
4. Прыжки в шаге с 5-7 шагов разбега через два низких барьера, расположенных на расстоянии 1-1,5 м. Постепенно увеличивать высоту и расстояние между барьерами, следить за точностью попадания толчковой ноги на место отталкивания.
5. Прыжки с гимнастического мостика с 5-7 шагов разбега. Мостик располагать на расстоянии 2-3 м от ямы, следить за увеличением темпа движений на последних шагах разбега.
Задача 6. Обучить прыжкам с полного разбега.
1. Бег по разбегу 12-20 шагов с акцентом на ускоренное продвижение на последних шагах (без отталкивания от планки). Разметить полный разбег, начинать разбег всегда с одной и той же ноги. При повторном выполнении корректировать точность попадания ноги на планку для отталкивания.
2. Бег по разбегу 12-20 шагов с акцентом на набегание на последних шагах с отталкиванием от планки. Постепенно увеличивать длину разбега (на 2 шага) после достижения точности попадания на планку.
3. Доставание рукой высоко подвешенного предмета с полного разбега. Следить за сохранением ритма разбега на последних шагах и синхронностью выполнения маховых движений.
4. Прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега. Особое внимание уделить точности разбега, располагая место отталкивания на середине мостика.
5. Прыжки в длину с полного разбега. Начало разбега можно выполнять с возвышения или с горки.
Задача 7. Совершенствование техники прыжка в длину.
1. Прыжки с отягощением (2-8 кг) на поясе. Следить за постановкой ноги в разбеге и в отталкивании (чтобы стопа «не проваливалась»).
2. Прыжки с повышенной скоростью разбега (по ветру, по наклонной дорожке). Следить за тем, чтобы прыгуны справлялись с повышенной скоростью при отталкивании.
3. Прыжки в затрудненных условиях (против ветра, в дождь, по плохой дорожке и т.п.). Особое внимание уделить точности разбега и возможности его корректировки в зависимости от погодных условий.
4. Прыжки с полного разбега на максимальный результат. Выполнять при благоприятных условиях, после дня отдыха.
5. Участие в соревнованиях. Добиваться максимального результата.
Типичные ошибки при обучении технике прыжка в длину и рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и Е.А. Масловскому)
Ошибки Исправление ошибок
Разбег
1. Нестабильность беговых шагов.
2. Прыгун слишком удлиняет последние 2-4 шага.
3. На последних шагах разбега излишний наклон вперед. Выполнять разбег с применением контрольных отметок. Пробегать последние шаги по отметкам на дорожке. Поднять голову вверх, смотреть вперед. Руки больше согнуть в локтях.
4. При отталкивании у прыгуна слишком отстает таз. Прыгун наклонен вперед.
Вывести таз вперед за счет удлинения предпоследнего шага. Разница в длине предпоследнего и последнего шага – 20-30 см.
5. Стопорящее отталкивание В опорной фазе на последнем шаге быстрее продвигать таз вперед
6. После отталкивания возникает вращение туловища вперед.
Отталкиваясь доставать рукой подвешенный предмет

7. Чрезмерное отклонение туловища назад.
Прыжки с места и с 1-4 шагов разбега в вис на снарядах (канат, кольца).

8. При отталкивании прыгун делает мах прямой или слегка согнутой ногой.
Имитировать мах с доставанием коленом маховой ноги подвешенного предмета.

9. Движение ног в полетной фазе по укороченной амплитуде.
Выполнять «бег в полете» в каче на кольцах. Встречное движение ног производить за счет сведения и разведения бедер, но не голеней.

10. Во время приземления, прыгун недостаточно выбрасывает вперед ноги.
Выполнять прыжки с 4-6 беговых шагов в длину с акцентом на выбросе прямых ног вперед и приземление на ягодицы
.