Презентация на тему Словесные дидактические игры в детском саду


. Словесные дидактические игры в детском саду Выполнила: учитель-логопед 1квалификационной категорииШашерина Г.П. Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры – потешки «Ладушки», «Сорока – воровка», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например: «Каравай», «Гуси – гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании. Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры заимствовались из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору», «Краски», «Море волнуется», «Свети – свети ясно» и прочие. Затем словесные игры появляются в различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских садов. Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют словесные дидактические игры. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: • воспитание звуковой культуры речи • формирование грамматического строя речи • обогащение словарного запаса • развитие связной речи С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.Основная цель словесных игр для малышей – развивать речевую активность, умение соотносить действия со словом потешки, стихотворения, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь. Так, для того, чтобы приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словами потешки, отвечать на вопросы, улавливать ритм, упражнять в правильном звукопроизношении и выразительном чтении можно проводить такие словесные игры как: Ладушки, Сорока, Коза рогатая, Заинька, Петушок, Хохлатка. Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы. Учит детей по громкости определять, кому принадлежит голос. Например – взрослому животному или его детёнышу. Игры и упражнения с детьми раннего возраста«Что это? Кто это?» , «Где?», «Целое и части» и др.Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков«Покажи, как плачет Ляля», «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др.Используйте звукоподражания: мышка пищит - пи-пи-пи;машина гудит - би-би-би;лягушка квакает - ква-ква-ква;молоток стучит - тук-тук-тук;дудка дудит - ду-ду-ду;покатаемся на лошадке - но-но-но;малыш смеётся - ха-ха-ха;звонок звенит - динь-динь. Словесная дидактическая игра «На птичьем дворе»Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д.Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»!Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»!А индюк среди двора – «бал – бал – бал»!Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»!А как Петя – петушокРано – рано поутруНам споёт – «ку – ка – ре – ку»! Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив ещё и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.Необходимо использовать игры для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух -, а также трёх-, четырёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Угадай, что звучит. Чудесный мешочек. Магазин. Возьми игрушку.Скажи, как я.Цель: учить детей говорить громко, тихо, шёпотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесённых слов).Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик». Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. «Угадай игрушку», «Назови как можно больше предметов», «Скажи, какой?», «Кто больше действий назовёт?» и др. В средней группе воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.В этом разделе и предлагается ряд таких игр, многие из них народные, известные воспитателям с детства, как «Гуси-гуси», «Где мы были, мы не скажем...» и др.Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей. На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребёнок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм, поэтому необходимы такие словесные игры.Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов:«Узнай по описанию», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Кафетерий», «Ателье», «Петрушкины команды», «Вы хотите? – Мы хотим», «Прятки», «Почтальон принёс открытки» и др.Игры на словообразование:«Страшный зверь», «День рождения Пуха», «Что за животное?», «Магазин посуды», «Чьё, чьё? Моё!» и др.Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:«Что мы делали», «Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что делает Буратино?», «Найди ножку», «У кого такой предмет», «Бывает – не бывает», «Какая, какой, какое?» и др. Речевые ситуации. Они не дают готовый ответ, а побуждают к активизации знаний, представлений, заставляют совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).«Скажи наоборот», «Кто внимательный?», «Назови ласково», «Что умеют делать звери?», «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает другое слово?», «Помоги Петрушке выбрать слово», «Скажи наоборот», «Расколдуй картинку», «Дополни предложение», «Исправь ошибку Незнайки», «Подбери словечко» и др. Словесные игры.Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. Словесные игры можно объединить в четыре основные группы: 1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др. 4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др. 3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом» и др. 2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Они учат детей слушать, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие задачи есть в играх для младших групп, но все же чаще их используют при подготовке детей к школе: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.  Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. Общие методические советы по проведению словесных дидактических игр 2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад. «Дети, хотите поиграть?» или: «Ребята, давайте поиграем!» — предлагает он. Если надо играющих разделить на две группы, по считалочке выбирают двух вожаков.Считалочка используется также при распределении ролей (диктор в игре «Радио», продавец в игре «Магазин» и др.). Считалочка вводит детей в игру, воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость. 3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, ломать голову, так и в широком использовании игровых элементов: считалочки, сговора, соревнования, разыгрывания фантов и т. д. 4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного; в этом случае используют брошенный мяч, считалочку, переданный предмет. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и средне­го возраста. Игра со словом сопровождается движениями в ритм стихотворения. 5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применить его при другом содержании, в других условиях. Воспитатель сам может придумывать различные варианты, зная, какие у детей сформированы представления, умения. 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость. 6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож — не похож», «Где был Петя?». «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия. Например: познакомив детей с овощами, воспитатель заканчивает беседу игрой «Вершки — корешки».В таких играх принимают участие все дети. Но чаще всего следует проводить словесные игры с небольшой группой детей, чтобы каждый играющий имел возможность участвовать в ней. В такие группы следует объединять детей более активных с менее активными. Последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.Можно использовать словесные игры и в часы развлечений, например игры-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.  Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.  Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта. 8. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.Любая дидактическая игра содержит в себе определенные правила, которые направляют игру, организуют поведение детей. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, рассказывает и о её правилах. Объяснение правил - первый этап в обучении детей путем дидактической игры. От того, насколько чётко правила будут объяснены, зависит успех игры.В начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что, если они не будут выполняться, игра прервётся. Желаю вам дальнейших успехов в работе!. Используемые материалы:1.А.К.Бондаренко.»Словесные игры в детском саду».2.А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»3.Интернет-ресурсы . detsad-kitti.ru .images.yandex.ru