Конспект-урока по химии на тему Реакции ионного обмена

Урок по теме: «Химические свойства кислот» для 8 класса
Цель урока: Показать и изучить химические свойства минеральных кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи урока:
- показать актуальность темы урока
- сформировать знания об общих химических свойствах минеральных кислот
- закрепить навыки написания реакций ионного обмена
- продолжить развитие культуры проведения эксперимента
- научить ученика решать проблемные ситуации
- развить умение применять знания в практической деятельности
Оборудование и реактивы:
Пробирки, штатив, лакмус, HCl, NaOH, Na2CO3, Zn.
Использование информационных технологий (разработанные учителем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и задания, выполняемые в интерактивном режиме).
Ход урока.
Вводная часть.
Эта часть урока проводится в форме эмоционального обращения и преследует цель побудить к активному повторению пройденного ранее материала.
Учитель демонстрирует профессора на слайде презентации, который должен озвучить ребятам важные ранее изученные определения. Но возникла проблема! Звука нет! Лишь появляются заголовки определений. Что делать?
Учитель обращается к ученикам: «Ребята кто поможет озвучить определения с последующим раскрытием их смысла?»
Всплывают определения:
неэлектролиты, электролиты
реакции ионного обмена
условия протекания реакций ионного обмена
Основная часть урока. .
Чтобы перейти к новой теме урока учитель говорит: «Сегодня мы познакомимся с удивительным классом веществ». Идет демонстрация слайда с фруктами. Побуждая к ассоциативному мышлению, ставится перед ребятами вопрос. Что объединяет эти фрукты? (идут мини прения).
В беседе с учениками выясняется, что все фрукты обладают кисловатым вкусом. Кислый вкус придают фруктам КИСЛОТЫ. Сегодня они будут героинями урока.
Далее учитель подводит ребят к повторению знаний по теме «классификация кислот», предлагая следующую проблемную ситуацию.
Что мы знаем сегодня о кислотах? Ваши знания помогут госпоже -кислоте, потерявшей память. Она поместила объявление:














Если ученики дают правильный ответ, то учитель предлагает изучить химические свойства разгаданной соляной кислоты. В ином случае, к объявлению возвращается к концу урока.
Затем учитель приступает к рассмотрению химических свойств кислот. Демонстрирует анимационный слайд «диссоциация кислот», синхронно ученик изображает на доске процесс диссоциации соляной кислоты:
Первое свойство кислот – диссоциация кислот в растворе:
HCl = H+ + Cl-
Обобщая это свойство учитель говорит:
Кислота, когда здорова
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа –
Катионом водорода
И добавляет:
«Индикатор лакмус при виде кислоты краснеет от смущения».
Второе свойство кислот – взаимодействие их с основаниями. Показ слайда с демонстрацией механизма реакции ионного обмена.
Ученик демонстрирует опыт: Наливает в пробирку 1/3 объема гидроксида натрия. Прибавляет в пробирку 2-3 капли фенолфталеина. Наблюдает появление малинового окрашивания. Затем в пробирку с гидроксидом натрия приливает соляную кислоту. Наблюдает обесцвечивание раствора.
Предлагается объяснить ребятам наблюдаемые явления, написав уравнение химической реакции в молекулярной и сокращенной ионной видах:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
H+ + OH- = H2O
Данный опыт позволяет напомнить о реакции нейтрализации.
Третье свойство кислот – взаимодействие с солями. Выдвигается учителем через персонажа– волшебника очередная проблема. Волшебник, изображенный на слайде запутался в химических соединениях и просит ребят помочь выстроить их в реакцию.
Ученик демонстрирует опыт: Наливает в пробирку 1/3 объема технической соды. В пробирку соляную кислоту. Наблюдает бурное выделение бесцветного газа.
Предлагается объяснить ребятам наблюдаемые явления, написав уравнение химической реакции в молекулярной и сокращенной ионной видах:
Na2CO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O
CO2- + H+ = CO2 + H2O
В знак благодарности за помощь волшебник показывает загадку о соде:
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто - (сода).
Таким образом, делается акцент на прикладном значении химии.
Четвертое свойство кислот – взаимодействие с металлами. Показ слайда с демонстрацией механизма реакции замещения цинка с соляной кислотой.
Ученик демонстрирует опыт: насыпает в пробирку цинковую пыль и приливает соляную кислоту. Наблюдается бурное выделение бесцветного газообразного вещества водорода.
Предлагается объяснить ребятам наблюдаемые явления, написав уравнение химической реакции в молекулярной и сокращенной ионной видах:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H2
Учитель концентрирует внимание учеников на том, что вступают в реакцию с кислотами металлы, стоящие до водорода в электрохимическом ряду напряжения металлов (показывая ряд на слайде).
Пятое свойство кислот – взаимодействие с оксидами металлов.
Так как химические свойства оксидов изучали ранее, то ребятам предлагается подумать с каким еще классом веществ могут реагировать кислоты. Далее демонстрация слайда, позволяющего представить взаимодействие соляной кислоты с оксидом меди (II).
Заключительная часть.
Эта часть урока посвящена обобщению вышеизложенного материала в виде опорной схемы:
Химические свойства кислот.
H+ - определяет свойства кислот
К + оксид М
И
С + основание реакции обмена
Л
О + соль
Т
Ы + металл (до Н) - реакция замещения
В заключение урока выполняются задания для закрепления с использования интерактивной доски:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Урок подготовила:
Учитель химии МБОУ СОШ № 61 г. Ростова-на-Дону
Королева Мария Георгиевна








13PAGE 15


13PAGE 14715



Госпожа кислота потеряла память и забыла имя своего любимого ребенка, особые приметы:
бескислородный
одноосновный
хорошо растворим в воде
летуч
силен и очень стабилен
он гуляет в желудке, где уничтожает микробов и помогает пищеварению
Как же его зовут?





15