План-конспект урока химии на тему Реакции ионного обмена


Урок № 14 Химия, 11 класс
Тема: Реакции ионного обмена
.Цель урока: 
 Обучающие: систематизировать и обобщить знанияучащихся об электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена. Детально рассмотреть протекание реакции в среде водных растворов и их взаимодействие с электролитом. Развивающие: развить все понятия в сравнении с 9 классом и углубить их введя новые понятия. Воспитательные: воспитать внимание к изучаемому материалу и уметь приводить примеры из окружающей природы.
Ход урока:
 1). Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания:
Химический диктант
1. Дать определение степени электролитической диссоциации (ã) и константы диссоциации (Кд).
2. Определить границы степени диссоциации для сильных, средних и слабых электролитов.
3. (каждому в отдельности) Написать формулу нахождения Кд для Cu(OH)2, Mn(OH)2, Ni(OH)2.
4. (всем) Определить рН среды в: сероводороде, гидроксиде калия, воде.
3) Актуализация опорных знаний
Вводные вопросы по теме: 1) Что такое электролит и неэлектролит? 2) Какие частицы проводят электрический ток в растворах? (Ионы - положительно и отрицательно заряженные частицы) 3) Какие вещества в растворах называются - сильные электролиты (те которые распадаются - диссоциируют полностью на ионы) 4) Как называются реакции протекающие между ионами? (Реакции ионного обмена)
4) Тема и цель урока
5) Новая тема
5.1 Работа в группах ( упр.2 стр.91)
1 группа: 1,2 2 группа: 4,5
5.2 Лабораторные опыты № 1.
Задание: провести реакции между растворами:
А) сульфат меди (II) и гидроксид натрия
Б) хлорид бария и серная кислота
В) гидроксид натрия и серная кислота
Г) карбонат натрия и серная кислота
Составить полные и краткие ионные уравнения реакций
5.3. Подведем итоги:
1. Реакции ионного обмена необратимы если выпадает осадок, выделяется газ и образуется малодиссоциирующее вщество - например, вода.
2. Во всех остальных случаях реакции ионного обратимы и значит в них устанавливается химическое равновесие.
3. Все реакции протекающие с образованием химического равновесия подвержены влиянию внешних факторов: температуре, концентрации, давлению и другим факторам.
6. Обобщение и углубление знаний
Работа у доски
Привести примеры реакций ионного обмена, соответствующих схемам:
А) Fe3+ + 3 OH- → В) SO32- + 2H+ →SO2↑ + H2O
Б) CaO + 2H+ → Ca2+ + H2O Г) Al(OH)3 + 3H+ →Al3+ + 3H2O
7. Домашнее задание: §20; упр.3, тестовые задания
8.Рефлексия