План работы по самообразованию — Латыповой Алсу Маратовны.


План работы по самообразованию.
Воспитатель: Латыпова Алсу Маратовна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко» п.г.т.Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Тема: «Приобщение детей к истокам татарской народной культуры».
Цель: Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачи:
Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию
прошлого, чувства соприкасания с ним.
Знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным
искусством.
Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу
жизни, к своему родному краю.
Формировать у детей нравственные качества для установления позитивных
межличностных отношений.
Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию и
приобщению к татарской народной культуре в возрасте 2-7 лет.
Начало работы над темой: 2016г.
Предполагаемая дата окончания работы: 2021г.
Программа выполнения работ по проекту
1. Создание условий работы по приобщению детей к татарской народной культуре
Создание мини музея «Татарская изба», в котором собрано большое количество
предметов старинной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и
который помогает ближе познакомиться с историей и бытом татарского народа и
сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.
Центр изобразительного искусства, в котором размещены материалы для
знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-
прикладного искусства. Также в центре находятся материалы и оборудование,
необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и
художественного конструирования.
Театральный центр, в котором есть все необходимое для театрализованной
деятельности, инсценирования сказок, обыгрывания потешек, песенок.
Музыкальный центр, в котором есть полки для хранения музыкальных народных
инструментов, элементы народных костюмов.
2. Кадровое обеспечение кабинета.
В кабинете, реализующей проект, учебно-воспитательный процесс осуществляет воспитатель по обучению детей татарскому языку – Латыпова Алсу Маратовна
Содержание учебно-воспитательного процесса
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители (лица их заменяющие), педагоги – воспитатели. Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.
Форма организации занятий:
- в группах раннего возраста – занятия проводятся по подгруппам;
- в дошкольных группах – фронтально, индивидуально, по подгруппам.
В проект входит четыре раздела:
Каждый раздел программы имеет свои конкретные цели.
Историческое прошлое России и татарского народа.
Цель: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.
Устное народное творчество.
Цель: познакомить детей с устным народным творчеством, используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям.
Народные праздники и традиции.
Цель: познакомить с традициями и праздниками татарского народа, показать взаимосвязь их с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом.
Народные художественные промыслы.
Цель: познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности.
Ожидаемые результаты.
Выпускник детского сада:
- использует в речи татарский фольклор;
- знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им, характеризовать
их;
- знает историю татарского костюма;
- умеет различать изделия разных народных промыслов;
- знает историю своего края, поселка, семьи;
- знает и умеет играть в татарские народные игры;
- знает особенности татарских песен, плясок, умеет подбирать движения
согласно музыки.
Сроки работы над проектом: октябрь 2016г. – май 2021г.
№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы
1 Подготовительный этап.
Аналитико-диагностически. Октябрь 2016г. – Февраль 2017г. Знакомство с истоками татарской народной культуры. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. 2 Основной этап.
Март 2017г. – Март 2021г. Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете.
3 Заключительный этап. Апрель 2021г. Диагностика.
Мониторинг. 4 Обобщение. Май 2021г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете.
Используемая литература:
1. Э.Х.Галеев, Я.И.Ханбиков “Татарские народные игры и праздники”.
2. И.Н.Надиров “Халык уеннары һәм аларның поэзиясе”.
3. Нэрый Исәнбәт “Балалар фольклоры”, 1984г.
4. Р.Г. Борханова “Туган як табигате белән таныштыру”.
5. Р.Г.Борханова “Программа ознакомления с национальной культурой татарского
народа”.
6. Н.Г. Сергеева “Татар сынлы сәнгате” Татарстан китап нәшрияты, 1999г.
7. Ф.Х.Валеев “Народное декоративное искусство Татарстана”, Таткнигоиздат, 1984г.
8. “Декоративно-прикладное искусство казанских татар”, Советский художник М, 1990г.
9. Н.Г. Сергеева “Әбиемнең сандыгы”, Татарстан китап нәшрияты, 1995г.
10. П.Т.Сперанская “Татарский национальный орнамент”, Татгосиздат, 1984.
11. К.В.Закирова “Балачак аланы”, Казан риө нәшрияты, 2011 г.
12. К.В.Закирова, Р.А.Низамов “Көч һәм рух тамырлары”, Казан “Мәгариф” нәшрияты,
1998г.
13. З.М. Зарипова, Р.С. Исаева, Р.Г. Кидрячева, «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» (Говорим по-татарски), Казань, 2013. 14. Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного образования», РИЦ, 2012г. 15. Ф.Урманче, К. Миңнуллин «Татар халык иҗаты»: хрестоматия, Казань: Магариф, 2004г. 16. Р. Ягъфаров, «Татарские народные игры», Казан: “Раннур” изд, 2002г.