Сочинение Краски золотой осени


Тема урока
КСП 5 класс Сочинение «Краски золотой осени».Общая цельНаучить составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы, совершенствовать умение подбирать образные слова и выражения; развивать связную речь учащихся, орфографические умения и навыки
Ожидаемые результаты
Составляют высказывание на основе личных наблюдений. Составляют план и рабочий материал к сочинению.
Выражают свои мысли и чувства по картинам об осени.
Тип урока Урок развития речи.
Задания
Работа по тексту. Работа в парах. Работа с толковым словарём. Беседа с опорой на знания учащихся. Работа с иллюстрациями. Групповая работа.
Необходимые материалы Слайдовая презентация, маркеры, флипчарты
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя  Действия ученика
Вводная часть
1.Организационный этап:
Минутка психологического настроя.
И так, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
1 мин. Приветствуют, читают девиз.
Презентация
1.Деление на группы:
1 гр. Сложить картину осени
2 гр. Листопад, перелет птиц, золотая осень
3 гр. Сложи стих об осени
Листопад. И. Бунин
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
-Как вы образовали группы? 2мин.
2. Корень извлечь из «начинки» несложно
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении » ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (сочинение)
3.У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет.
Вот осень. Туманные дали,
Бушует кругом листопад.
И с запахом светлой печали
Опавшие листья шуршат…( О. Рязакова) 
- Предположите, о чем будем говорить на уроке?
Объявление темы урока.
Попробуем окунуться в атмосферу сказочной красоты осенней природы и передать свои ощущения, переживания, удивления этой красотой в сочинениях на тему «Краски золотой осени».
- Каким должно получиться наше сочинение? (ярким, красочным)
- Давайте сформулируем цели, задачи для себя на сегодняшний урок. После ответов учеников на доске появляется план:
1. Подобрать рабочий материал
2. Составить план.
3. Написать сочинение. 4 мин. Группируются.
Выражают свои мысли, объясняют.
Определяют тему урока, ставят цели к уроку.
Основная часть
1.Работа по тексту. Работа в парах.
- Прочитайте друг другу рассказ «Золотой дождь»
Золотой дождь
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышко – багряными и золотистыми. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
(По Н. Сладкову)
- Почему осень называют золотой?
- Какие чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы?
- Почему рассказ так назван?
2. Работа с толковым словарём.
- Объясните значение слов багряный, пурпур, зарделись с помощью толкового словаря.
Учащиеся работают с толковым словарём и объясняют значение слов.
Багряный – красный густо тёмного оттенка.
Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.
- Составьте словосочетания с этими словами. 6 мин.
3. Беседа с опорой на знания учащихся.
- О чём говорится в этом рассказе? (О приходе осени, об осенних красках.)
- Какие слова использовали авторы для описания удивительных картин осенней природы?
- Какие чувства вызывает у вас приход осени? Почему
4. Работа с иллюстрациями с изображением осенних пейзажей.
- Рассмотрите внимательно иллюстрации. Что на них изображено?
- Какие краски использованы в изображении деревьев, неба?
- Какая осень изображена (ранняя или поздняя)? Докажите.
- Почему раннюю осень называют золотой?
- Какой чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы? 6 мин.
5.Групповая работа:
1 гр. Работа со «Словарём настроений»
Прочитайте «Словарь настроений». Подумайте, какие чувства и настроение вызывает у вас прогулка по осенним улицам, по осеннему лесу, парку. Допишите.
ЧувстваНастроениеРадость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение. Весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тревож-
ное, тягостное, грустное.
2 группа: Подбор опорных слов и образных выражений из прослушанных произведений для составления собственного высказывания.
- Подумайте и подберите слова, которые вы будете использовать при составлении высказывания.
- Что вы будете описывать? (День, землю, деревья, небо, своё настроение.)
- Можно использовать слова, сравнения, образные выражения из прослушанных произведений. Прочитайте их в тетради. Допишите свои.
Учащиеся самостоятельно описывают опорные слова и называют их.
День: светлый, пасмурный, разгорелся, дремал, уснул.
Земля: нарядная; укрыта разноцветным ковром из листьев; уставшая.
Небо: ясное, пасмурное, яркое, тёмное, тяжёлое, спокойное.
Деревья: пожелтел орешник; зарделись клёны; осинки в пурпуре; осинки дрожат; берёзки надели золотые платья; густая листва дуба, как медь; листья клёна разрумянились; рябина в красных бусах.
Осень: разводила краски; по листве водила кистью; сыпала золотым дождём. Разноцветные клёны, красные, розовые, зелёные, жёлтые, коричневые, пёстрые, бордовые
Листья: ярко-жёлтые, малиновые, пурпурные, багряные.
3 группа: Составление устного сочинения на тему «Осенний день» на основе плана.
План
1. Какой сегодня день?
2. Какое небо над головой?
3. Как выглядят деревья?
4. Какие изменения ты наблюдаешь в осенней природе?
5. Какое настроение у тебя сегодня?
Заслушивание ответов уч-ся.
Оценивание. «2 звезды 1 пожелание»
12 мин
Физкультминутка
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два – наклон.
Зашумел листвою клён.
1 мин.
6. Составление плана сочинения на тему «Краски золотой осени».
План.
І. Осень – художник.
ІІ. Краски осени:
Небо
Земля
Деревья
Осенние плоды
ІІІ. Осень - красивое время года.
3 мин.
7.Самостоятельная работа:
А) Напишите опорные слова к плану.
- О чём вы будете писать?
- С чего начнёте свой рассказ?
- О чём пойдёт речь дальше?
- Как вы закончите описание?
Б) Составление устного высказывания на основе плана и опорных слов.
- Составьте устное высказывание.
в) Запись текста сочинения.
Запишите текст.
г) Самопроверка.
7 мин. Читают, отвечают на вопросы.
Проводят словарную работу.
Участвуют в беседе.
Слушают презентацию.
Отвечают на вопросы.
Выражают свои мысли.
Работают в группе.
Составляют рабочий материал, план, текст.
Выступают, оценивают.
Пишут сочинение.
Итог
Беседа.
- Чему было посвящено наше сочинение?
- Какое настроение вызывают у вас картины осенней природы? Почему?
- Ребята, учитесь видеть красоту окружающего мира, умейте радоваться каждому прожитому дню, каждому мгновению – ведь из этого и состоит наша жизнь, единственная и неповторимая.
- Будьте наблюдательны.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый по – своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года.
Ф.О.
Рефлексия настроения «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
оранжевый– радостное, восторженное настроение.
Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность,
жёлтый цвет – цвет радости
фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
Д.з. дописать сочинение, повторить состав слова. 3 мин. Подводят итог урока, записывают д.з.