Внеклассное мероприятие «Краски золотой осени»

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

Тема: Краски золотой осени
Цель: поддержать интерес обучающихся к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение видеть красоту окружающего мира, учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.
Оборудование: силуэты деревьев, кленовые листья жёлтого и красного цветов, овощи (кабачок, морковь, лук, чеснок, картофель – 8 штук, огурец). Конверты с загадками, карточки со славянскими названиями осенних месяцев, чистые листы бумаги, фломастеры, пирог, 2 ведёрка, 2 обруча, 2 ложки, 8 кругов (из бумаги), рисунки грибов, 2 платка.

Ход праздника
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш праздник пройдёт в виде игры и будет посвящён Впрочем вы сами сейчас определите тему.
1 ученик: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера
2 ученик: Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
3 ученик: Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле
Учитель: Догадались, о чём пойдёт речь? Конечно же, об осени, прекрасной поре. А какие вы знаете осенние месяцы? Вас в домашнем задании было рассказать о происхождении названия каждого из них.
(выступления обучающихся)

Сентябрь – от латинского слова СЭПТЭБЭР – седьмой. Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.
В старину славянские названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы. Этот месяц наши предки называли ХМУРЕНЬ, РЮЕН, РЕВУН, ВЕРЕСЕНЬ.
ХМУРЕНЬ – дни короткие, тучи кроют небо.
РЮЕН – жёлтый цвет
РЕВУН – ветреная погода
ВЕРЕСЕНЬ – цветение вереска

Октябрь – десятый месяц в году, образован от латинского слова ОКТО, что значит – восемь. Вы уже знаете, что в древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем. На Руси этот месяц называли ХЛЕБНИК, ГРЯЗНИК, ЛИСТОБОЙ.
ХЛЕБНИК – полны закрома, убраны все поля. А почему ГРЯЗНИК, ЛИСТОБОЙ попробуйте объяснить сами.

НОЯБРЬ получил своё название от латинского слова НОВЕМ, что значит девять. В народе ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму и ледовым кузнецом – покрываются льдом реки и озёра.
Учитель: Итак, начинаем игру. Прежде нам нужно разделится на команды. Для этого отгадайте загадки о грибах. (за ответ раздаёт листки разного цвете поочерёдно)
1 конкурс
Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой с нежной бархатной подкладкой (боровик)

Серенькие шапочки, рябенькие ножки.
Под берёзой растут, как их зовут? (подберёзовик)

Я родился в день дождливый под осиной молодой.
В красной шапочке красивой, с ножкой толстой и прямой. (подосиновик)

Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой, собирай, не мешкай – это сыроежки

Растут в лесу сестрички, рыжие (лисички)

Средь молодых сосёнок, в блестящеё тёмной шапочке
Растёт грибок (маслёнок)

7.Рыженький Ванёк, крепкий паренёк
Спрятался за пень, шапка набекрень (рыжик)

У тенистого лога вырос гриб-недотрога
Чуть нажмёшь на бочок – глядь, уже синячок (моховик)

Учитель: команда красного листа занимает места справа, а команда жёлтого листа – слева.
1 конкурс: Аукцион. Назвать слова на тему «Осень» Кто назовёт последнее слово, тому – листик

2 конкурс: «Узнай овощи» От команды выходят по одному ученику, им завязывают глаза.
Учитель: Однажды хозяйка с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Учащиеся ощупывают овощи руками, называют его. За правильный ответ прикрепляют кленовый лист на своё дерево.
Учитель: Отгадайте, кто четыре раза в год переодевается? (лес) Я вам предлагаю отгадать загадки, но сначала послушаем стихотворение.

Ученик: Сосны, ёлки, берёзы, клёны
Это лес – он наш друг зелёный.
Добрый друг, он шумит, поёт
И в прохладную тень зовёт
А вы знаете, что для вас он загадки свои припас?
3 конкурс
1 загадка «Чей это дом?»

К загадке первой мы идём Смотри, стоит какой-то дом
Дом без дверей и без окон, народом дружным заселён.
Народ весёлый, трудовой, охотно дом построил свой.
Все что-то тащат, все снуют, стараются, не устают.
Ты видел этих силачей? Скажи тогда, дом этот чей?

2 загадка «Удивительный портной»

Удивительный портной, нет катушки ни одной.
И машинки швейной нет, и утюг не разогрет
Но зато иголки есть. Сколько? Их не перечесть!

3 загадка «Бусы на опушке»

Сколько бус рассыпано на лесной опушке!
Девочки-подружки соберут их в кружки.
Трудятся, стараются девочки проворные
Потому что вкусные эти бусы чёрные.

4 загадка «Хвастун-обманщик»

Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна
Ему к нам в корзинку попасть не придётся
Пусть мухам на гибель в лесу остаётся!

5 загадка «Грибы на сосне»

Может быть вы поверите мне
Но я увидела гриб на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут!
Надеты на ветки маслята, опята
Кто же их на зиму сушит, ребята?

6 загадка «Крокодил-малютка»

Мальчик по лесу бродил:
«Ой, смотрите, крокодил!»
Что за чудо, что за шутка? Крокодил совсем малютка!
Как тот мальчик не старался, крокодила не поймал.
Только хвост в руке остался, крокодил в траву удрал.
Знаешь, как зовут его, крокодильчика того?

4 конкурс «Мы рисуем осень»

От каждой команды выходят по одному художнику, берёт лист с заданиями. Команда по рисунку художника должна отгадать задание
1 задание: нарисовать осень, листопад, прекрасную погоду.
2 задание: нарисовать осень, сильный ветер, дождь. (За правильный ответ кленовый лист)

В это время конкурс чтецов.

5 конкурс – конкурс чтецов проводится, пока художники рисуют.
Стихи к конкурсу чтецов
Тютчев «Есть в осени первоначальной»
Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
А. Барто «Перед отлётом»
Я рисую осень
Рисую я осень. Я осень рисую,
Я дождик рисую в линейку косую.
И сад я рисую коричневым цветом,
И яблоки всюду блестят как монеты.
И жёлтые травы, и жёлтые листья,
Укрывшие землю, как шубкою лисьей.
Я дождик рисую, стоящий в сторонке,
Я ветер рисую протяжный и звонкий.
Рисую я лес и огонь листопада.
Ой, сколько мне красок для осени надо!

6 конкурс.
Учитель: Зелен и густ на последней грядке куст.
Покопай немножко – под кустом (картошка)

Ученик: Из картошки там и тут нужный делают продукт
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.
Учитель: Итак, проводим аттракционы.

посадка и уборка картофеля
1ый участник «копает лунки», т.е. раскладывает круги. Потом каждый кладёт по одной картофелине в лунку, последний собирает картофель в ведёрко.

сварим картошку
в обручах лежит картошка. Около команд стоит по ведру. Надо подбежать к обручу, взять ложкой картофелину и отнести её в ведро

Учитель: Ну, вот ребята, закончились наши конкурсы. Посчитайте листочки на своих деревьях. Вы узнаете, кто победил.

В заключении танец.

15