Урок по теме Габдулла Тукай Наша семья


План урока в 6Б классе по татарской литературе
Тема урока: Габдулла Тукай "Наша семья" .

Цель:
Систематизировать и расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя.
Развивать кругозор и познавательный интерес учащихся.
Воспитание патриотизма и любви к Родине.
ХОД УРОКА:
Ученик 1:
«Тукая стих, его «Родной язык»Народ стал вешать в горницах на стены,Как раньше он развешивать привыкРаскрашенный Корана стих священный.О, мой народ! На модных площадяхТы не забыл и в четырех стенахМолитвенно твердить слова Тукая»
Учитель: Родился Габдулла Тукай 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Менгерской
Габдулла рано познал тяжкий крестьянский труд: ходил на жатву и на сенокос. Сидя с пастухами у костра, он слушал народные песни, сказки, легенды воспевающие красоту дремучих лесов, величавых гор, полноводный рек.
Стихотворение «Безнең гаилә»- «Наша семья». (читает наизусть ученик)
Ученик:
Эти земли луговые, чувства издали маня,Память мучая, вернули на родной простор меня.Пусть несчастным сиротою вырос в этом я краю,Пусть томили унижения юность горькую мою,-Времена те миновали, птицей улетели прочь,Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.Хоть твои хлестали волны, челме мой не пошел на дно,Хоть твое палило пламя, не сожгло меня оно, И поэтому я понял, край мой, истину одну, Что душа равно приемлет и огонь твой, и волну,Я почти, что все священно: и овин твой, и ручей,И гулье твое, и степи, и дороги средь полей,И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,Белые чулки, да лапти, до онучи, до сума,И собаки, и бараны – вся родная сторона.Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.
Учитель: В начале зимы 1896 года Тукай был взят в Уральск, в семью сестры своего отца. Он начинает учиться в медресе «Мутыгия.» В этом медресе шакирдам была предоставлена некоторая свобода, разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому языку. Все же в основе своей медресе «Мутыгия» оставалась религиозным учебным заведением. В своих стихах Тукай не раз обличал дикость и невежество татарских медресе.
Песня «Бишек жыры.» - «Колыбельная»:
Ученик:
В медресе мы жилиМного трудных лет,В медресе забыли,Потеряли свет.
Были, что камни,Мы неподвижны:Буря подует,Не сдвинемся, нет.
Учитель: Учась в медресе, Тукай овладел русским языком. В 1902 году он уже самостоятельно стал изучать русскую классику, зачитываясь произведениями Пушкина, Лермонтова, Кольцова и других. С гордостью причислял себя к ученикам Пушкина, Тукай одно из первых своих стихотворений посвятил Пушкину.
Учитель: Революцию 1905 года Габдулла Тукай встречает в Уральске и вовлекается в общий бурный поток национально-освободительного движения, захвативший тогда всю Россию.
Учитель: В 1906 году Тукай весь отдается литературе. В этом году им было опубликовано большое количество стихотворений и прозаических произведений, начавших выходить тогда в журналах на татарском языке «Фикер» «Мысль»), «Уклар» ( «Стрелы»). За короткое время имя Тукая, как талантливого поэта, стало известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и Казани. В сентябре 1907 года Тукай переезжает в Казань. Прощаясь с Уральском, городом, где он прожил 12 лет, где формировался как поэт, он пишет:
Ученик:
«Край родной, не будь в обиде,Край любимый, о прости,Место, где я жил надеждойЛюдям пользу принести!О прощай, родимый город,Город детства моего!Милый дом во мгле растаял –Словно не было его.»
Учитель: Казань – город науки, просвещения и искусства, город, где Тукая ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследования охранки, смерть и бессмертие.
Ученик:
О, Казань, ты, как светильник,На горе горишь в ночи,Словно свечи – минареты, колокольни каланчи!Ярко светишь ты уездам, захолустным и глухим,Возвышаясь горделиво, путь указываешь им!
Стихотворение «Бәйрәм бүген.» - «Сегодня праздник.»
Учитель: Появление Тукая в Казани и издание его стихотворных сборников было встречено демократической интеллигенцией с большим воодушивлением. Тукай знакомится с М. Гафури, Г. Камалом, Г. Ибрагимовым, Ф. Амирханом, которые высоко оценили его творчество, считая шедеврами такие произведения, как «Шурале», «Родной земле», и давая высокую оценку переводам из Пушкина и Лермонтова.
В духовном развитии поэта особая роль принадлежит Фатыху Амирхану, с которым Тукай познакомился в октябре1907 года. Дружба их была довольно своеобразной.
Идеалы у них были общие, но характеры и привычки очень разные. Амирхан часто посмеивался над Тукаевским костюмом: носил, что попало, ни галстука, ни белых воротничков, за одеждой не следил. Когда ему пытались деликатно на это указать, пропускал мимо ушей. Но однажды все же прислушался к советам друзей и к удивлению всех присутствующих в редакцию явился при галтуке, в белом воротничке. Правую манжету нацепил на левую руку, левую- на правую. Вид у манжеты был страдальческий. Крахмальный воротничок на нем болтался, словно был рассчитан на две такие шеи. Галстук сдвинут на сторону. Товарищи невольно рассмеялись.
Учитель: В первые дни после приезда в Казань один из новых знакомых стал расспрашивать Тукая о его жизни и работе в Уральске. Узнав, что на плечах Тукая лежало издание газеты и двух журналов, он поинтересовался, какое Тукай получил жалованье, а узнав, сказал, что в Казани он за эту работу получал бы в два, а то и в три раза больше. Тукай ответил: «А чему деньги» - ответ достойный Тукая. Его слова «к чему деньги» потом вспоминали как анекдот.
Не проходит и двух лет, как Тукай становится одним из трех татарских писателей, получавших самые большие гонорары. Его книги издаются одна за другой. Семьи у него нет, личные потребности небольшие. Но деньги не держатся в его кармане. У него берут в долг и не возвращают, около него кормится множество людей. Он покупает вещи, не торгуясь, и часто совсем не те, что ему нужны. Приобретает массу книг, которые уплывают в чужие руки.
Ученик:
О, хитрец! На виду благочестье в речах проявляетИ стремленье к добру, как порочности враг, проявляетЕсли, высказав истину, он не терпит ущербаТо тогда правдолюб прямоту на словах проявляет.Одолжаясь, не помнит о мире загробном,Осуждаясь, преисподней грозит, щепетильность в долгах проявляет.Ты не нужен ему – он с тобою безмерно надмененСтанешь нужен – вниманье в учтивых словах проявляет.
Не прикурит он первый- протянет товарищу спичку,Дескать другу почет и в таких мелочах проявляетНаливает он поровну всем, у друзей угощаясьБудто он справедливость всегда на пирах проявляет.Ты за дверью – он сплетней позорит тебя.А заходишь – он невинность с улыбкой на льстивых устах проявляет.
Учитель: Габдулла Тукай был талантливейшим сатириком. В Казани он сотрудничал в издании сатирических журналов «Ялт – Йолт» ( «Зарница.») и «Яшен» ( «Молния.»), в которых публиковались многие фельетоны, сатирические стихи.
Песня «Бала белән күбәләк.» - «Девочка и бабочка.»
Ученик:
Говорят, когда на свете лишь была одна вода,Ложь и Правда на просторе в волнах плавали тогда.И господь двух спорщиц этих наградил одной ладьей,И они друг против друга сели в лодочке одной,Но не долго плыли мирно наша Правда, наша Ложь.Ведь когда нет дружбы – тотчас все хватаются за нож.Ложь рукой большой по Правде как ударит – ну и нет.
Учитель: Весной 1908 года Тукай познакомился с Зайтуной Мавлюдовой. Внезапно возникшее чувство к этой девушке прячется в стихах за шутливой иронией. Встретив девушку на улице, поэт этим уже счастлив.
Ученик9: Я
потому пишу, что случай данный-Подобие моей любви, такой же странной.Я горячо влюблен, но как- то бестолковоЯ милой сторонюсь, как чудища лесного.При встрече не смотрю, ее не вижу будто,Не выдаю себя, хотя на сердце смутно.Подписывая стихи, чужое ставлю имя,Боюсь она поймет, что ею одержим я.Она заговорит – я холодно отвечу,Хоть в тайне я горю, едва ее замечу.
Ведущий: Не трудно себе представить переживания Тукая после внезапного отъезда Зайтуны из Казани: ему вдруг показалось, что погасло солнце, весь свет стал не мил. И в то же время он был доволен: хорошо, что уехала, так ничего и не узнав. Пока она жила в Казани, очень трудно было при встречах скрывать сжигавшее его пламя. Любить не видя, спокойнее.
Чтец:
«Я слышал, что она уехала отсюда,И что же? К ней от меня помчалась писем грудаКакое там! Чудак, я рад, забыл тревогу,Исчезла, не узнав,» твержу, и слава богу.
Ведущий: Такова Тукаевская любовь. На семейную жизнь у Тукая свой устоявшийся взгляд. Он ясен из его произведений. В стихотворении «Наставление» поэт советует остерегаться любви: она иссшушит, исцепелит, принесет страдания. Даже если ты соедини
шь жизнь с любимой, счастье будет недолгим. Однажды нагрянет старость, и ты, увидев морщинистый лик старухи, будешь горько рыдать в тоске и горе, душа твоя будет отравлена воспоминаниями о прежних днях, когда на ее щеках горел жар румянца. И все – таки он не считал брак вообще нежелательным. Но после переезда в Казань Тукай часто болеет. Габдулла был убежден, не доживет до седых волос, а раз так, зачем связывать любимую девушку, губить ее будущее. Он должен отказаться от личного счастья. Тукай никогда не отступал от своего решения.
Чтец:
Робел Тукай и, как цветок, сникал,Краснел, как девочка, терял дар свой вещий,И, как чертей, упорно избегалВеселых сверстниц – девушек и женщинА мы – мужчины, с нами – не зевает!Мужчины, храбрые, отважные, отпетые,И нетипичны в наши дни поэты,Излишне скромные, такие, как Тукай.
Ведущий: Тукай болен. Болезнь прогрессирует. Туберкулез. Наступил 1913 год. Здоровье Тукая ухудшается день ото дня. Но работает он много. Он говорит о себе: «Я ведь не только чистый поэт. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель.» Незадолго до смерти он писал:
Чтец:
«Сил молодых про черный день,Увы, я не сберег,Я светлым ни один из дней моихНазвать не мог.Я сворою врагов гоним,Был жребий мой жесток,Затем, что служить властямИ богачам не мог.
Хотел я мстить, но ослабел,Сломался мой клинок.Я весь в грязи,Но тот мир очистить я не мог.»
Ведущий: Нет клинок его поэзии не сломан: он и сейчас продолжает разить скверну жизни. Свой короткий век Тукай прожил с незапятнанной совестью и внес немалый вклад в дело очищения души и сознания своего народа.
Чтец:
Великие уходят… Вслед за ними, Как звезды, новые восходят имена.Народ мой, береги сынов и ныне,И впредь – в нелегкие, крытые времена,Тукай – язык мой. Равного не знаю.Он школа, свет, когда вокруг темно.К своим истокам, родина, к Тукаю,
Я верю – ты вернешься все равно.Спеши к Тукаю, молодое поколение,Укрась цветами стройный пьедестал!«Родной язык», его стихотворенье.Его завет- народным гимном стал!Безмерно, как народ, родное слово.Звучать ему и в праздник, и в беду.Бежит, струиться нить дороги новой.А годы вдаль зовутИ я – иду…
Разгадывание кроссворда «Жизнь и творчество Габдуллы Тукая».
По горизонтали:
Город, в котором Тукай прожил 12 лет, где началась его творческая деятельность.
Деревня – родина Тукая.
Имя матери поэта Г. Тукая.
Название стихотворения, из которого взяты строки:«Я стихи твои и прозу, как святыню берегуИ тебе, моей святыне, не молиться не смогу!Я б хотел сравняться – только не достанет силСолнечным стихом навеки ты сердца людей пленил.»
И не типичны в наши дни поэтыИзлишне скромные, такие как….
Балет, написанный по произведению Тукая.
Название газеты, в которой наборщиком работал молодой Тукай.
Ответы: 1.Уральск. 2. Кушлавуч. 3.Мамдуда. 4. «Пушкину.» 5.Тукай. 6.»Шурале.»7.»Фикер
По вертикали:
Название стихотворения Г.Тукая, написанное для детей.
Имя отца Тукая.
Название медресе, где учился Тукай.
Писатель – один из близких друзей Тукая.
Ответы: 8.» Ель.» 9. Мухамметгариф. 10. «Мутыгия.» 11.Амирхан.