Презентация на тему Развитие личностных УУД на уроках русского языкаи литературы


МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области кафедра русского языка и литературыРазвитие личностных УУД на уроках русского языка Курск 2015 Выполнила: учитель русского языка и литературыНЕГРЕБЕЦКАЯ Л.Ю.
Сегодня школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием личностной успешности в той или иной сфере деятельности.
Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности обучающихся через использование текстов, способствующих личностному осознанию школьниками великой ценности языка, а также осознанию национальной идентичности гражданина .Это позволяет правильно спроектировать работу по развитию личностных УУД.
Личностные УУД предполагают связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности; направлены( по ФГОС ООО) на развитие,АксиологическиеМорально-этическиеИндивидуально-личностные,СамосознанияСамоопределенияСамореализацииЧТО ЕСТЬ БЛАГО ? Цель работы по развитию личностных УУД : подобрать задания и упражнения,способствующие реализации культуроведческого аспекта ФГОС ООО в обучении русскому языку и литературе
Культуроведческий аспект ФГОС ООО в обучении русскому языку и литературеразвитие представлений о родном языке как о духовной ценности, национальном достоянии русского народаШирокое и разнообразное использование материала по истории родного языка, фразеологии, этимологии Знакомство с основами русского речевого этикета и развитие личностных УУД в связи с изучением конкретных темСоздание широкого культуроведческого фона путём включения разнообразного экстралингвистического материала о различных городах России, народных промыслах, исторических событиях и великих личностях России, о современной социальной рекламе Включение сведений об истории русистики и истории литературоведенияШирокое использование произведений художественной литературы, репродукций русских художников, а также музыкальных произведений русских композиторов
style.rotation








Прочитайте высказывания. Определите связь между ними. Приведите примеры ключевых слов и словосочетаний из этих афоризмов, которые будут способствовать вам в правильном целеполагании и успешной самоорганизации учебных действий при изучении русского языка. Составьте и запишите сложноподчинённое предложение с использованием ключевых слов.Язык – это словесная икона народа, которая хранит национальное, историческое, культурное и духовное наследство . (руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Паустовский К.Г. Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А.И.  В словах и выражениях у нас нет недостатка, умейте только отыскать их, изучить, усвоить и пустить в ход. Даль В.И.
Русский язык .7 класс.Морфологический разбор наречияВниманию учащихся предлагается отрывок из книги Э. Вартаньяна «Из жизни слов». На (во) всю Ивановскую В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же ( ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.  Приведите пример словосочетания, которым можно заменить данное выражение (Очень громко.) Устно придумать с ним предложение. Выписать из данного текста 2-3 наречия и разобрать морфологически. 
Русский язык 6 класс. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Быль-небылица».О каких двух знаках говорится в стихотворении? На белых вёдрах вдоль бортов, На каждой их семерке, Была фамилия «Багров» - По букве на ведёрке. -Тут что-то, дедушка, не так: Нет буквы для седьмого! – А вы забыли твердый знак! – Используя ИКТ объясните, как понять выражение, что твёрдый знак «был в ходу при царе»? Почему он теперь «не в моде»? Порассуждайте - хорошо ли это? Приведите примеры для аргументирования(Два знака – это твёрдый и мягкий знаки. В старые времена буквой ъ «ер» заканчивались многие слова, а после Великой Октябрьской социалистической революции правительство приказало уничтожить эту букву везде, где она стояла понапрасну, оставив её , однако, в середине слов в качестве «разделителя».) Сказал старик сурово. – Два знака в нашем букваре, Теперь не в моде твёрдый, А был в ходу он при царе, И у Багрова на ведре Он красовался гордо.
Литература 5 класс “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно привести примеры пословиц, поговорок. Кто больше? Темы: а) вражда, ссора, драка. («Худой мир лучше доброй ссоры». « Милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся». «Лежачего не бьют». «Живут, как кошка с собакой». «Грызутся, как собаки за кость»…).б) труд, орудия труда.(«Без дела жить – только небо коптить». «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». «Волка ноги кормят». «Глаза боятся, а руки делают». «Делу – время, потехе – час». «Дело мастера боится». «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»…).в) деньги, достаток.(«Деньги– гости: то нет, то горсти». «Деньги – не грибы, и зимой растут». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». 
«На пиру я не была,Но подарок принесла:На шестнадцатом годуПовстречаешь ты беду;В этом возрасте своемРуку ты … Оцарапаешь, мой свет,И умрешь во цвете лет!» - Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя, .... – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля.   « Там чудеса, там …. бродит, …. на ветвях сидит».  «Подскажи словечко». Прочитайте выразительно и вспомните строки произведений и их авторов, вставьте нужные слова и объясните их значения(проверьте себя по словарю).
Личностные УУД ,развиваемые средствами русского языка :
Русский язык .8 класс. Приведите примеры слов, появившихся в нашем языке в последние годы. Составьте с ними и запишите предложения по следующим схемам:1.[ O и О ] . 2.[ и О, и О, и О ] .3.[ О : О и О - … ] .4.[ ] , а также [ ] .5.[ ] , ( чтобы……) .6.[ ] .7.[ … ,ввод. сл. ,… ] .
Русский язык. 8 класс. Элемент урока развития речи.Рекомендации к подготовке рассказа по истории края (города, поселка)I. Работа с планом. План1. Обращение к слушателям.2. Определение темы и цели выступления.3. Изложение наиболее ярких фактов истории края (города, поселка).4.Эмоциональное заключение, обращение к слушателям.II. Комментарии к плану1) Обращение к слушателям.Дорогие друзья! (Возможные обращения – «Ребята», «Уважаемые коллеги», даже «Дамы и господа», если вы выберете несколько иронический тон повествования или аудитория взрослая). Все мы живем в нашем родном городе вот уже много лет, учимся в одной школе, ходим по одним улицам. Кажется, все нам здесь хорошо знакомо…2) Определение темы и цели выступления.Я и хочу рассказать о том, что кажется хорошо знакомым. Мне кажется интересным находить новое в том, что привычно и обыденно. Ведь самое неожиданное часто бывает у нас на виду, просто мы этого не замечаем. Я хочу поделиться некоторыми фактами из истории нашего края (города, поселка), которые меня удивили. Думаю, это заинтересует и вас.3) Изложение наиболее ярких фактов истории края (города, поселка).4) Эмоциональное заключение, обращение к слушателям. Вот те некоторые сведения, которые я обнаружил в библиотеке, в краеведческих книгах, в подшивках старых газет, в разговорах со старожилами нашего города (поселка). Это лишь малая часть того, что скрывается за чередой лет, десятилетий, веков истории нашего края (города, поселка). А сколько интересного еще ждет своего открытия!
Тест №1:Агнец – это:а) ангел, б) ягненок, в) огонь.Где вам могли встретиться букиа) в лесу, б) в книге, в) на картине.Покажите длань. (Длань – рука, ладонь)Духовника) играет на инструментах, б) создаёт духи,в)совершает духовные обряды.Басурман – это:а) национальность, б) воинское звание, в)вероисповедание.(Басурман – иноверец, не христианин)Клобук носят:а) на голове, б) на шее, в) в кармане.(Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом).Тест №2:Алкать значит:а) кричать, б) жаждать, в) бежать.(Алкать – жаждать, сильно хотеть)Пращур – это:а) динозавр, б) отец прапрадеда, в) название болезни.(Пращур – предок, отец прапрадеда, прапрабабки)Забрало – это:а) меч, б) городская стена, ее верхняя часть, ограда, в)кольчуга.(Забрало – городская стена, верхняя ее часть)Лепота – это:а) лепные узоры, б) настой из липы, в)красота.(Лепота – красота, приличие)Покажите свою десницу. (десница – правая рука).Что необходимо, чтобы стать толмачом?а) хорошо рисовать, б) быстро бегать, в) знать языки.(Толмач – переводчик).Литература .8 класс. Устное народное творчество. Итоговое занятие. Тесты «Устаревшая и малоупотребительная лексика»
Русский язык. 6 класс. Представьте себе, что вам надо нарисовать иллюстрации к поэтическим строкам. Во что будут одеты герои? Дайте толкование выделенных слов.Корсет, альбом, княжну Алину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла; стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец на вате Шлафор и чепец.(А. С. Пушкин)Я рад надеть зипун, онучи, Бежать назад за триста лет, Бежать готов я в лес дремучий, Где о прогрессе речи нет.(П. Вяземский) В чепчик с блондовой оборкой Да в капот облечена — Над козырною шестеркой Призадумалась она... (В. Венедиктов)
Он видный был мужчина, Изящных форм, с приветливым лицом, Одет в визитку: своего, мол, чина Не ставлю я пред публикой ребром. Внушается гражданством дисциплина, А не мундиром, шитым серебром. Всё зло у нас от глупых форм избытка, Я ж века сын — так вот на мне визитка! (А. Толстой)К окну поспешно он садится, Надев персидский архалук; В устах его едва дымится Узорный бисерный чубук. На кудри мягкие надета Ермолка вишневого цвета С каймой и кистью золотой, Дар молдаванки молодой. (М. Лермонтов)
ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка?Этимологически родственные пряник и пряный. Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от «пьпьръ» – перец.Пряжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам. Пряжа от «прясть». Ж/СТ . Пряжка исконно русское, образовалось от пряжь – «застёжка, пряжка». Также родственными к этим словам являются слова «прячь» и «супруг».

ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: век – веко – увечье - вечер?Этимологически родственные век и увечье. Век – первоначальное значение – сила, здоровьеУвечье – приставка У – отрицательное значение придаёт.Этимологически родственные веко и вечер. Веко – буквально «покрышка»Вечер – буквально «закрывающий день». К/Ч


ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: вор – врать – ворожить – врач – ворон – воронка - вороной?Вор – вьрати – «врать» Первичное значение «лгун, обманщик»Врать – врач – исконно русские. Вьрати «говорить» + ЧЬВорон – вороной – общеслав. Буквально «цвета воронова крыла»Ворожит от ворог- врагТаким образом, этимологически родственными являются вор, врать, врач



ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: верста – вертеть – верстак – сверстник – вертел - время?Верста – от основы «вертеть» Первичное значение «оборот плуга», затем «расстояние от одного до другого поворота плуга»Вертеть – вертел – от основы «вертеть». Буквально «то, что вертят, когда жарят мясо»Время (старослав.) – первоначальное значение «возвращение, чередование дня и ночи».Сверстник – от верста, буквально «те, у кого вёрсты одинаковые»Верстак – от верстать – «делать, собирать»



Задание по русскому языку (6 класс)Разобрать предложение Проснулись красногрудые малиновки. (синтаксический разбор)Объясни этимологию слова МАЛИНОВКА Кажется очевидным, что птичка как-то связана с малиной. То ли она малинового цвета, то ли живет в малиннике, то ли часто лакомится этой ягодой. Однако на самом деле – ни первое , ни второе, ни третье. И вообще она … не малиновка. Живущая в наших лесах серая птичка с рыжей грудкой имеет собственное имя – зарянка. В народе же её величают малиновкой за мелодичное пение. Исстари на Руси мелодичный колокольный звон называли «малиновым». От него-то птичке и досталось ее народное название. Но какое отношение колокольный звон имеет к малине? Представь себе - никакого! Название «малиновый происходит от бельгийского города Малин, колокола которого славились мелодичным звоном
Этимология Рассказать о традиционных русских постройках, которыми являлись изба, терем, хоромы, палаты, горница, светлица и т.д.Дать не только лингвистический комментарий, но и культурно-исторический, привести примеры из русской литературы.Все равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы С. ЕсенинЖивет моя отрадаВ высоком терему Слова из песниВ палатах видит он свою старухуЗа столом сидит она царицей… А.С.Пушкин
Примеры (Определите расстояние в предложенных примерах, указав при этом, из каких литературных произведений они взяты)От имения Одинцовой до имения Базаровых — 25 вёрст. Сколько это километров?(26,75 км ;И.С.Тургенев «Отцы и дети»)Имение Манилова находилось в 15 верстах от городской заставы. Сколько километров проехал к нему Чичиков? (16 км.; Н.В.Гоголь «Мёртвые души») Имение Простаковой находилось в трёх верстах от города. Учителя Митрофанушки приходили к нему на уроки пешком. Сколько километров они проделывали туда и обратно ежедневно? (6,42 км; Д.И.Фонвизин «Недоросль») Это интересно До введения в 1925 году метрической системы мер и международной системы единиц в России действовали так называемые русские меры, которые постоянно встречаются в произведениях дореволюционной литературы Литературно- языковое исследование. (10 класс)Обратитесь к известным произведениям литературы ХIХ века. Найдите примеры ,в которых используются слова со значением мер длины, веса и площади , переведите их подсчёт на современную метрическую систему . Составьте словарь «Для справок»
Русский язык.8 класс. Языковые нормы.Значит, так сказать, ну, вообще… Перед нами так называемые слова-паразиты, нередко встречающиеся в недостаточно отработанной в литературном отношении речи, не несущие никакой смысловой нагрузки. Эту особенность нелитературной речи прекрасно подметили такие писатели как Н.В.Гоголь и А.П.Чехов. Приведите примеры предложений из литературных произведений, в которых присутствуют слова-паразиты и ненужные вводные слова 
Личностные УУД, развиваемые средствами русского языка :-положительное отношение к учению;-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;-осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;-участие в творческом созидательном процессе речевого общения;-признание общепринятых морально-этических норм;-способность к самооценке своих действий на основе наблюдений за собственной речью;-осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, культуры;-проявление толерантности к другим народам;-стремление к красоте, забота о своём здоровье;-адекватное отношение к информации;-самостоятельная добыча знаний в области лингвистики;-организация исследования для решения проблемных вопросов.