Кружок «Страна Мастеров» История и практика. Различные виды прикладного творчества.


МОУ «Тихманьгская СШ»
Рабочая программа кружка «Страна Мастеров»
История и практика. Различные виды прикладного творчества.
Автор составитель - Трусова Елена Александровна
На 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство является важной частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.
Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.
В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в ученицах трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы.
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из них и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы.
Цели: - приобщить учениц школы к традиционному русскому наследию, воспитать у них добрых нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений;
- раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
- сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Основные задачи:
1.Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры. Научить понимать художественный язык народного искусства.
2.Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно- исторической памяти в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.
3.Воспитать трудолюбие, навыки культуры и труда.
4.Дать необходимые знания и навыки по работе с тканью, с волокнистыми материалами.
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Предполагаемый результат
Обучающиеся должны знать и уметь:
- Основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства Историю возникновения народной игрушки.
- Основы цветоведения.
- Виды и свойства тканей, ниток и других материалов.
- Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки ткани, работы с пряжей и других материалов.
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
- Правила общения.
- Правила безопасности труда.
- Правила личной гигиены.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребѐнка.
На занятиях рукоделия учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из разных материалов, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами, нитками, иголкой.
В течение года учащиеся радуют своими работами родителей, предполагается проведение выставки-ярмарки работ, при необходимости, работы учащихся могут использоваться в оформлении праздников.
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности девочек к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре.
Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Методика работы.
Образовательная программа кружка «Страна Мастеров» составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся.
Процесс обучения основывается на жизненном опыте детей, их представлений об окружающем мире, расширяя эти представления.
В работе кружка предполагается сочетание совместной деятельности детей и педагога с индивидуальным подходом, что создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Задания подобраны по силам и возможностям девочек, много внимания уделяется работе командой, взаимовыручке и поддержке, что сплачивает коллектив.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
Формы проведения занятий разнообразны - вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Тематическое планирование.
№ тема теоретическое практическое всего
1 Вводное. Знакомство с программой 1 1
2 Вышивка «крестиком» 1 2 3
3 Декупаж 1 1 2
4 Украшение из пластика 1 2 3
5 Художественная роспись 1 2 3
6 Бисерное дерево 1 2 3
7 Букеты из конфет 1 2 3
8 Мозаика из яичной скорлупы 1 2 3
9 Канзаши 1 2 3
10 Квиллинг 1 2 3
11 Поделки из шерсти или фетра(кукла) 1 2 3
12 Набойка 1 2 3
13 Изонить 1 1 2
14 Выставка работ 1 1
15 всего 13 23 36 ч
Методические рекомендации по проведению занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Комплексно-тематическое планирование.
Вводное. Знакомство с программой.
Знакомство с детьми и мной.
Краткое ознакомление с содержанием программы кружка «Страна Мастеров».
Беседа с детьми о прикладном творчестве, какие виды им интересны больше, с какими они уже знакомы, чтобы они хотели попробовать.
Демонстрация изделий, материалов, инструментов и приспособлений, необходимых для работы.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Вышивка «крестиком»
Беседа с детьми о вышивке, ее разнообразии.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение чтению схем. Выбор схемы для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Декупаж
Беседа с детьми о декупаже.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор материалов для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Украшение из пластика
Беседа с детьми о лепке из пластика.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение техники лепки. Выбор материалов для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Художественная роспись
Беседа с детьми о художественной росписи.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор темы рисунка для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Бисерное дерево
Беседа с детьми о плетении бисером.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор материалов для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Букеты из конфет
Беседа с детьми о флористике и работе с бумагой.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор материалов для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Мозаика из яичной скорлупы
Беседа с детьми о мозаике, виды.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор рисунка для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Канзаши
Беседа с детьми о таком виде творчества как «канзаши».
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор материалов для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Квиллинг
Беседа с детьми о квиллинге, как о технике работы с бумагой.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор темы для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Поделки из шерсти или фетра
Беседа с детьми о валянии.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор материалов для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Набойка
Беседа с детьми о народной технике окраски ткани.
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор рисунка для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Изонить
Беседа с детьми о технике вышивки «изонить».
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и приспособлениями.
Обучение технике выполнения. Выбор схемы рисунка для работы.
Самостоятельная работа.
Необходимая помощь по просьбе учащегося.
Выставка работ
Оформление выставки работ учащихся.
Подведение итогов кружковой работы, опрос учащихся о том какие техники им понравились, и хотелось ли им изучить их поподробнее.
Литература
Анна Зайцева «Декупаж для начинающих салфеточная техника»
Н.М. Конышева «Чудесная мастерская»
Н.М. Конышева «Наш рукотворный мир»
Н.М. Конышева «Умелые руки»
Н.М. Конышева «Секреты мастеров»
http://stranamasterov.ru/ Сайт Страна Мастеров творчество для детей и взрослых
http://www.maam.ru/ международный образовательный портал
http://www.proshkolu.ru/ интернет портал
http://www.umka.by/ сайт УМная детКА
http://ped-kopilka.ru/ сайт Учебно-методический кабинет
Материалы необходимые для работы
Вышивка:
Материал канва
Нитки мулине
Игла для вышивания
Пяльцы
Игольница
Ножницы
Декупаж:
Основа – стеклянная, деревянная
Салфетки для декупажа с рисунками
Клей ПВА или клей для декупажаКисть для клея
Ножницы
Лак акриловый на водной основе
Украшение из пластика:
Пластик для лепки
Доска для работы
Стека
Фурнитура
Художественная роспись:
Подкладочный материал
Краски акварельные или гуашь
Кисти разного размера
Рамка для работы
Бисерное дерево:
Проволока
Бисер
Леска или нитки
Игла для бисера
Ножницы
Основа цветочный горшочек, маленький
Букеты из конфет:
Гофрированная бумага
Цветная оберточная бумага
Шпажки
Проволока
Фольга
Конфеты
Мозаика из яичной скорлупы:
Основа: картон, ДВП, …
Яичная скорлупа
Клей ПВА
Акриловые краски
Лак
Канзаши:
Атласные ленты разной ширины и цвета
Ножницы
Линейка
Горячий клей
Пинцет
Фурнитура
Квиллинг:
Цветная бумага
Цветной гофрированный картон
Рамка основа для работы
Ножницы
Линейка
Карандаш
Поделки из шерсти или фетра:
Шерсть или фетр
Нитки
Иголка
Фурнитура
Набойка:
Однотонная ткань – лен
Акриловая краска
Формы для набойки
Изонить:
Картон цветной
Нитки
Иголка
Ножницы
Карандаш