Урок на тему Рисование с натуры весенних цветов (5 класс)

Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 5 класса
По теме « Рисование с натуры букета весенних цветов ландышей»
( урок № 32 по программе Кузина ) Урок № 32

Форма организации учебного занятия: урок- путешествие в мир весенних цветов.
Цели:
Учебные: Расширить знания учащихся о цветке ландыше.
Закрепить умения выбора формата листа, положения композиции в листе.
Закрепить умение передавать в рисунке строение и форму цветка.

Воспитательные: Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть прекрасное в обычном, повседневном. Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Развивающие: Развивать наблюдательность.

Оборудование для учителя:
Цветы для постановки
Наглядный материал с последовательностью рисования ландышей.
Образец завершенной работы, выполненной акварелью
Презентация « Рисование букета ландышей»

Оборудование для учащегося:
Лист бумаги, карандаш, резинка, акварель, кисточка, стаканчик с водой.

Ход урока.

1 Организация учебного процесса.-1-2 мин.

Приветствие.
Знакомство.
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и целей. 1-2мин. (На столе учителя стоит букет весенних цветов ландышей).
Загадка. Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят.
Ребята, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? (Рисование с натуры букета ландышей.)

Слайд № 1 Тема урока «Рисование ландышей»
Верно. Сегодня на уроке мы узнаем много нового об этом цветке, и нарисуем на листе бумаги сначала в карандаше, а затем акварельными красками букетик ландышей.

3. Беседа о красоте весенних цветов.- 10 мин.

Ребята, какие весенние цветы вы знаете?
( Подснежники, нарциссы, одуванчики, тюльпаны...)

Беседа о богатстве нашей природы, ее красоте.
Долг каждого человека - беречь природу. И не только беречь, но и приумножать ее богатства: сажать деревья, цветы, ухаживать за ними. В лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Ребята, какие эмоции вызывают у вас цветы? Для чего человек их сажает и выращивает?
( Для красоты, уюта, цветы ласкают взор, согревают душу, пробуждают чувства прекрасного).
С цветами мир вокруг становится наряднее. Чтобы украсить комнату или себя человек издавна использовал цветы. Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника. Когда мы идем в гости, букетик цветов является желанным подарком. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям. Картины с изображениями цветов всегда делали жилище уютными, радостными, приветливыми. И вы, ребята, нарисовав сегодня букетик ландышей, можете украсить классную комнату или свою комнату дома.
Цветы, как люди, на добро щедры.
И, щедро нежность людям отдавая.
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Давайте рассмотрим букетик ландышей. Что мы можем сказать об это цветке?
( Хрупкий, нежный, беленький, душистый, трепетный)

Чтобы побольше узнать об этом цветке, мы с вами отправимся в путешествие в мир ландышей.

Какие бывают цветы? ( Цветы бывают полевые, садовые и комнатные)

Слайд № 2 Цветы бывают комнатные, садовые и полевые.

Домашние и садовые цветы требуют ухода и бережного обращения, многие даже очень капризны. Полевые цветы неприхотливы, они сильные, выносливые, самостоятельно борются за выживание.


Слайд № 3

Ландыши бывают полевыми - цветок более мелкий , но очень душистый и садовыми – цветы более крупные, но менее душистые. Перед вами, конечно, садовые ландыши – (смотрим на живые цветы) Интересно вам узнать, когда впервые появились эти цветы и кто придумал им название?!

Известно, что еще в I веке до нашей эры ландыши разводили египетские садоводы (причем как-то умудрялись выращивать их круглый год). Много позже, но тоже достаточно давно, в XVI столетии, садоводы Западной Европы уже умели выводить разноцветные (розовые, красные) ландыши, потом научились выращивать махровые. Ландыш растет в умеренно влажных долинах и цветет в мае. Продолговатые и заостренные на концах листья его появляются раньше. Некоторые ученые считают, что листья похожи на ланьи ушки. Отсюда и название - "ландушка" . Однако существуют и другие мнения на этот счет. Например, считают, что название растение получило за гладкие листья. Называлось "гладкий", потом "ладыш", а уж затем "ландыш". Третьи участники этого спора утверждают, что название цветка произошло от слова "ладан" - смола, которая при сжигании издает прекрасный запах. А потом уж к нему прибавили суффикс "ыш".  

Слайд № 4

Сколько художников и поэтов воспевали этот замечательный цветок.
У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные стихи об этом маленьком цветке.
Росой обрызганной душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из – под куста мне
Ландыш серебристый
Приветливо качает головой.

А еще ландыш – легендарный цветок! С ним связано много легенд.

Слайд № 5 О ландыше слагают легенды!

По христианскому сказанию, ландыши возникли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого Сына. Православный народ считает ландыш
Божественным цветком. Сама Богородица носила на голове венок из серебристых цветков ландыша.

Народное предание гласит, что на Руси ландыш вырос там, где упали слезы морской царевны Волховы, когда ее разлюбил удалой купец Садко.
Там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, девичьей любви и грусти.

Красавица Весна полюбила юношу по имени Ландыш, но ненадолго. Ландыш плакал о покинувшей его любимой Весне, слезы его превратились в белые цветочки.

Слайд № 6 Лечебные свойства ландыша

Кроме красоты и нежного волнующего запаха, ландыш имеет и лечебные свойства.
Настойкой из ландыша лечат больных с заболеванием
сердца, в этом маленьком цветке много биологически
активных веществ.
Много столетий ландыш считается значимым
лекарственным растением.
Собирают лечебный ландыш в период с мая по июнь.


Ландыш является не только лечебным, но и ядовитым растением.
Его нельзя брать в рот.

Большинство животных гибнут при поедании ландышей.

Слайд № 7

Есть поверье
Подаренный букетик ландышей означает:
«Долго и тайно люблю тебя»
А еще цветок ландыш очень популярен на свадьбах. Букеты невесты, различные украшения, элегантно декорируются искусственными ландышами.
На языке цветов, ландыш  -это  чистота, нежность, верность, любовь.

Слайд №8

А сколько открыток с изображением ландышей выпущено в советское и современное время. Словно добрые пожелания разлетаются они в разные концы света.

Слайд № 9

Интересно, какой художник первый нарисовал букет цветов? Это фламандский художник 16 века – Ян Брейгель (Бархатный)

Слайд №10 Работы Яна Брейгеля (Бархатного)

До этого художники рисовали венки из цветов у ног святых и ангелов. Картины с букетами цветов у Яна Брейгеля сочетают в себе реальное, идеальное и символическое.
Цветущая жизнь – это юность, медленное увядание – это старость и смерть.

Слайд №11,12

Теперь посмотрите творчество современных художников – живописцев.
Многие из них пишут букетики первых весенних цветов – ландышей.

Слайд № 13

Пришло время учиться рисовать ландыши. Давайте рассмотрим их. Что вы можете сказать об этих цветах? Какие они?
( Маленькие, нежные, душистые, ласковые, белоснежные, трепетные)

Слайд № 14

А сейчас перед вами рисунок букетика ландышей. Рассмотрим его. По каким признакам мы определили, что это ландыши? ( По форме лепестков, цветов, расположению цветоносов, произрастанию из одного центра – корешка)
Цветочки ландыша очень маленькие, на одном цветоносе их может быть достаточно много, цветок ландыша похож на цветок колокольчика, только меньше по размеру. Форма цветка – небольшой круг, снизу разделенный зигзагообразной линией.

4 Фронтальная работа с учителем: 20-23 мин.

Слайд № 15 Последовательность выполнения рисунка. ( 1 этап)

Давайте с вами приступим к рисованию ландышей. Сначала выбираем формат листа (квадрат), намечаем штрихами границы будущего рисунка. Не забывайте о правилах композиции:
1. Изображение должно находиться в центре листа, справа, слева, снизу и сверху листа должно быть одинаковое расстояние.
2. Все части изображения должны быть нарисованы полностью, но один фрагмент может закрывать другой.
3. Более мелкие детали изображения располагаются ближе, более крупные – дальше.

Слайд № 16 (2 этап)

Намечаем положение цветоносов и листьев. Количество цветоносов выбираем индивидуально. Листья имеют овальную форму, на конце они заострены. Высота листьев, как правило чуть больше высоты стебля.

Слайд № 17 (3 этап)

Прорисовываем цветки, они могут быть разные по размеру, один закрывать другой, цветок может перекрывать листья. На ответвление колокольчик цветка смотрит вниз, веточка слегка изгибается.


Слайд № 18 (4этап)

Поработаем над листиками: листики могут изгибаться, закручиваться, внутри кроме тоненькой центральной прожилки, есть еще две по бокам.

Убираем ненужные линии.

Слайд № 19

Нам осталось завершить нашу работу акварелью. Красота весенних цветов неоспорима! Давайте с теплотой и любовью перейдем к раскрашиванию ландышей!
Раскрашиваем листья ландыша.
Начинаем рисовать листья тёмным тоном. Для этого на палитре смешаем зелёную и синюю краску. 
Раскрашиваем их продольными движениями желательно широкой кистью.
Рисуем листья светло-зелёной краской
Тёмной краской рисуем прожилки на листьях
Тонкой кисточкой рисуем стебельки для цветов

Раскрашиваем цветы ландыши.
Нежно-голубой краской (смешать белую и синюю гуашь) рисуем цветы ландыша.
Белой краской сверху каждого цветочка делаем несколько мазков, будто их осветило солнышко
Если учесть, что свет падает справа, то слева немного затеняем цветочки голубой краской. Точнее прорисовываем стебельки, листья, цветы (обратите внимание на место, где цветок соединяется со стебельком)


5. Организация конца урока – 2-3 мин.

Выбираем лучшие работы детей, проводим выставку рисунков и анализ лучших работ.








15