Презентация по Познание мира на тему Красная книга растений и животных


Тема: Красная книга растений и животных.
Цели и задачи:
1) Познакомить детей с Красной книгой; 2) Расширить и углубить знания детей и животных и растениях; 3) Воспитывать бережные отношения к природе; 4) Соотнести цвет книги и её назначение; 5) Создать свою Красную книгу, внести в неё животных и растения, нуждающихся в защите; 6) В группах предложить варианты спасения редких и исчезающих растений и животных.Оборудование:
Слайды;, комплекты открыток; иллюстрации с изображением редких растений и животных; рисунки животных; книжки, сделанные на уроке труда.
Ход урока:
I. Психологический настрой
Ребята, послушайте, какая тишина,
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Учитель: Ребята, сегодня наш урок будет необычным. К нам пришли гости. И как радушные хозяева давайте встретим их улыбками.
В путь, ребята, за новыми открытиями! Успехов Вам!
III. Проверка домашнего задания.
(Карточки) Контрольное задание: впиши в строку
1. Как человек лишает животных и растения их среды обитания? _______ 2. Что растения дарят человеку? _______ 3. Что животные дают человеку? _______ 4. Как человек заботится о растениях? _______ 5. Как человек заботится и животных? _______
(Время на работу 3-5 минут).
IV. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Откройте тетради и посмотрите на цепочку , которую мы составили на прошлом уроке.
Растение → Животные→ Человек
Учитель: Представьте себе, что одно звено выпало (исчезло). Что произойдёт? Порассуждайте. Сделайте вывод о значимости каждого элемента в цепи.
Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли рисунки, на которых изобразили своих домашних питомцев и подготовили сообщения о них. А каких диких животных вы знаете? А каких животных можно встретить в нашей республике?
(Ответы детей)
Учитель: А теперь давайте мысленно перенесёмся в самое красивое место нашего края –Какие растения можно здесь встретить? (Ответы детей - колокольчики, васильки, ромашки, водяные лилии, камыш…)
Учитель: Как вы думаете, есть ли на земле растения и животные, которых становится меньше? Почему это происходит? А как вы думаете, делают ли люди хоть что-то, чтобы помочь им?
V. Физкультминутка.
Раз – прыжок, и два – присядка, Это заячья зарядка. А лисята как проснутся, Любят сладко потянуться, Обязательно зевнуть, Ловко хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнут И легонечко подпрыгнут. Ну а мишка косолапый Широко разводит лапы. То одну, то обе вместе, Тихо топчутся на месте.
VI. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т.к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины. Для некоторых видов трав условия леса были необходимы для выживания. Да и многие деревья и кустарники могли жить только в лесу. Ученые подсчитали, что за последние 400 лет исчезло более 150 видов животных и растений!
.
Из за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Растениям и животным приходится трудно, люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Поэтому многие животные и растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, или совсем исчезли. Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали международный союз охраны природы, который с 1966 года стал издавать Красную книгуСегодня мы поговорим о редких животных и растениях нашей страны, о том, что люди делают для их защиты и о том, как мы можем позаботиться о них.
VII. Работа над новым материалом.
1. Учитель: - Если бы вам предложили создать Книгу редких животных, какого цвета она была бы? Почему? - Какие сигналы красного цвета вам встречались в жизни? (Пожарная машина, светофор, защитная окраска божьей коровки…) - Правильно, ребята, красный цвет – сигнал. Возможно, Красная книга говорит людям: «Стойте! Остановитесь! Подумайте!» - О чём должны подумать люди? (Рассуждения детей)
Учитель: «Красная книга» - красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять дальше мига. Жизнь защищает Красная книга!
2. Чтение материала учебника, с.107.
3. Рассмотрите эмблему Всемирного фонда дикой природы (WWF). Вопрос: Как вы думаете, почему именно панда стала символом, эмблемой фонда дикой природы?
4. Учитель: Ребята, давайте, и мы создадим свою Красную книгу. Возьмите книжечки, которые вы сделали на уроке труда, мы запишем в неё названия растений и животных, нуждающихся в нашей защите.
5. Повторное чтение материала учебника с.107. - Прочитать только о растениях. По ходу чтения записываем с 1-й части растения, нуждающиеся в защите. (Просмотр слайдов, иллюстраций, гербария с растениями – подснежник, ландыш, ель тянь-шанская, полынь цитварная, тюльпан, водяная лилия). - Прочитать о животных. Просмотр слайдов о животных, запись их в Красную книгу во 2-й части – «Животные». (Кулан, снежный барс, срок, сайгак, джейран, беркут, чайка, розовый фламинго...).
Многие ученые занимаются проблемой защиты животных. Для их охраны государство создаёт заповедники, заказники, национальные парки. Заповедник — это особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность с целью сохранения природных богатств, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по особому разрешению. Заказники — открыты для всех. Но здесь нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры, ездить на машинах и мотоциклах, гулять с собакой, кричать. На территории Казахстана существуют 4 государственных природных парка, 66 заказников и 9 заповедников. 80 лет назад был создан первый заповедник Аксу-Джабаглы. Последний девятый - Алакольский заповедник создан в 1998 году (10 лет назад). А помимо ученых этими проблемами охраны и пропаганды сохранения природы занимаются репортеры и корреспонденты. Они создают интересные передачи, рассказывающие нам о жизни и судьбе различных животных. 
6. Вопросы: - Какие растения занесены в Красную книгу? - Какие животные взяты под охрану государства? - Почему люди охраняют, например, тюльпаны, джейранов и куланов, хотя они не приносят видимой пользы? VIII. Рефлексия. Работа в группах. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы животные не попадали на страницы Красной книги? Часто жизнь животных зависит от вас, от всех нас, от нашего поведения в природе. Составьте, пожалуйста, в группе по 2-3 правила поведения в природе (Дети составляют правила и защищают их). Предложить варианты охраны редких животных и растений. (Время на работу 3-4 минуты)
Выходят 4 ученика.
1. Взгляни на глобус – шар земной - Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: «Ты береги нас, береги!»
2. В тревоги рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»
3. Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»
4. Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги!»
Вместе:
Рыбы, птицы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря. Ведь небо без птиц – не небо, И море без рыб – не море, И земля без зверей – не земля.
IX. Итог урока. Учитель: Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам. Я надеюсь, что вы будете верными друзьями природы. (Выставка оценок).
X. Домашнее задание: с.107-110 читать, отвечать на вопросы. Пополнить свою «Красную книгу» описанием редких животных и растений