Методическая разработка Физическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению средствами подвижной игры















Физическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению средствами подвижной игры



Методическая разработка




Авторский коллектив:

Чичварина Наталия Владимировна, Линенко Татьяна Юрьевна,
инструкторы по физической культуре,
Казазаева Дарья Андреевна,
Аметова Насипли Нурадиловна,
Кожакарь Ларида Суридиновна,
Божаева Секирхан Менлажиевна,
воспитатели






Cодержание
Введение..
Глава 1. Теоретические основы изучения физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
1.1. Общая характеристика понятия «физическая готовность» ..
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста .
1.3. Подвижная игра как средство физической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-поисковая работа по изучению физической готовности дошкольников к обучению в школе
2.1. Изучение исходного уровня физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ..
2.2. Система мероприятий по формированию физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста ...
Заключение ..
Список используемой литературы .
Введение

Актуальность исследования. В современных условиях проблема готовности детей к школьному обучению особенно актуальна, так как введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) кардинально меняет целевые ориентиры.
Актуальность проблемы физической готовности первоклассников обусловлена усилением внимания исследователей и педагогов-практиков к здоровьесбережению и, созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности на этапе обучения в начальной школе. В последние годы уровень физической готовности обучающихся значительно снизился. Это связано с вариативностью предшкольной подготовки детей: в условиях государственных и частных дошкольных образовательных учреждений, в условиях семейного воспитания, образовательных центров. Но не все дети посещают дошкольные образовательные учреждения, и их цифра достаточно высока, около 30% остаются дома с родителями. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Иногда это ведёт к нарушению психосоматического развития детей. Изменение образовательных программ и методов обучения в школе потребовали обеспечения более высокого уровня развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой и двигательной сфер.
Проблематика физической готовности к обучению в школе достаточно освещена в педагогике и психологии, на сегодняшний день практически общепризнанно, что физическая готовность – это оптимальная физическая подготовленность, результат подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, образование, требующее комплексных психолого - педагогических исследований. Проведённые за последние годы исследования Л.К. Гребенкиной, О.В.Еремкиной, О.А.Степановой показывают, что 30-40% детей приходят в 1 класс неготовыми к обучению. Поэтому учёные выделяют физическую готовность как составной компонент, позволяющий младшему школьнику сравнительно легко адаптироваться к изменяющимся условиям, использовать двигательные умения в нестандартных ситуациях [12, с.9].
Проблеме физической готовности будущих школьников посвящены фундаментальные и прикладные исследования многих авторов.
Содержание понятия физическая готовность освещено в работах А.А.Фадеева, одним из первых исследователей сформулировавших идеи о том, что физическая готовность определяется морфологическим и функциональным развитием организма. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц [12, с.9].
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет констатировать низкий уровень развития физической готовности у современных школьников, при этом отмечается недостаточное физическое развитие в младшем школьном возрасте. В трудах Г.М. Юрко, В.М.Спириной рассматриваются вопросы успешного использования подвижных игр для формирования физической готовности.
Анализ современных исследований по данной проблеме показывает, что они посвящены различным её аспектам. Большой вклад в изучение формирования физической готовности средствами подвижных игр внесли В.С. Анищенко, Г.Л. Багиева, Л.В. Богдановой; методики и практики проведения игр для развития физических качеств Ю.А.Данилевский, А.В.Деманов, В.С.Крюкова, А.В.Лаптев.
Проблема исследования физической готовности является значимой для педагогики и психологии, что и определило необходимость её изучения.
Таким образом, высокие требования к организации обучения младших школьников в условиях Федерального государственного образовательного стандарта интенсифицируют поиски новых педагогических подходов по использованию подвижных игр, как оптимального средства, соответствующего психофизиологическим особенностям современного ребёнка. В связи с реализацией права каждого школьника на образование и развитие, закреплённого в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», становится актуальной проблемой обеспечение процесса формирования физической готовности.
В практике работы образовательных организаций сложилось противоречие между потребностью всех субъектов педагогического процесса образовательной организации в формировании физической готовности младших школьников и недостаточным использованием подвижных игр при решении данной задачи в практике педагогической деятельности.
Актуальность и противоречие обусловили проблему: Каковы возможности использования подвижных игр в формировании физической готовности будущих школьников?
Цель курсовой работы: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей формирования физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс физического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – подвижная игра как средство физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования обусловили выдвижение следующих задач курсовой работы:
курсовой работы:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Раскрыть сущностную характеристику физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности физической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему мероприятий по формированию физической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Формирование физической готовности детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх будет успешнее, если:
- реализуемый комплекс мероприятий будет построен на основе решения конкретных проблемно-игровых ситуаций, направленных на развитие физических качеств с учётом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- формирование физической готовности будет обеспечиваться организацией занятий на положительном мотивационном и эмоциональном фоне активного совместного взаимодействия детей с педагогами и родителями.
Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; анализ педагогического процесса в дошкольной образовательной организации; интервьюирование воспитателей, родителей; педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования явились основные теоретические положения возрастной педагогической психологии, представленные в трудах Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Е.Е.Кравцовой, положения о единстве сознания и деятельности; игре, как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста; идеи о гуманизации педагогического процесса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов в работе по формированию физической готовности старших дошкольников в образовательных организациях.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Теоретические основы изучения физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

1.1. Общая характеристика понятия «физическая готовность»

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Для успешного обучения в школе ребёнку необходима не только умственная, нравственно - волевая готовность, но и прежде всего, физическая.
Физическая  готовность к обучению в школе  включает в себя такие понятия, как  общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.
Физическое здоровье ребенка - важнейший показатель его готовности в освоению школьной программы [26, с.9].
Фактор физического здоровья приобретает особое значение в стране, где здоровье населения стало национальной проблемой. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается и на здоровье ребёнка в целом.
Физическая готовность предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть развита  способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств [25, с.63].
Одним из показателей физической готовности к школе является высокая  работоспособность. Она связана  с множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать  возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребёнка.
К формам организации двигательной деятельности и формирования физической готовности дошкольника относятся:
- физкультурные занятия;
- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя  гимнастика, подвижные игры и физические упражнения  на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна,  закаливающие мероприятия;
- самостоятельная двигательная деятельность детей;
- активный отдых: туристские прогулки, физкультурный  досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
- индивидуальная  работа с детьми;
- подвижные игры [5, с.19].
Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания и подготовки детей к обучению в школе. Однако каждая из форм решает свои специальные  задачи и имеет свою специфику.
По утверждению Т.В. Амельченко, Л.И. Абросимовой, под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития, состояние зрения, слуха, моторики, состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности, общее состояние здоровья [1, с.34].
Согласно исследованиям С.Д. Полякова, С.В. Хрущева, немаловажное значение в формировании физической готовности имеет двигательная активность – видовая потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определенного количества двигательных актов. Двигательная активность человека преимущественно может быть недостаточной (гипокинезия), избыточной или оптимальной. Границы оптимальной двигательной активности зависят от возраста, уровня физического развития, тренированности и других факторов. Резко выраженные крайности двигательной активности сопровождаются стрессовыми реакциями [26, с.18].
Движение – как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей. Поэтому физическую подготовленность данные авторы определяют как общую физическую подготовку организма дошкольника, которая включает разностороннее развитие физических качеств – определенных социально обусловленных биологических и механических свойств ребёнка, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [26, с.25].
Определяя физическую подготовленность  как уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств, в результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений [26, с.7].
Т.А. Тарасова констатирует, что физическая готовность ребенка к школе складывается успешнее в процессе физического воспитания в условиях образовательной организации – педагогического процесса, направленного на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка. Так трактуется данное понятие в классическом варианте, но нужно отметить, что в настоящее время нет единого понимания сущности физического воспитания. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового) [30, с.18].
Одни авторы анализируют физическое воспитание, преимущественно, на биологическом уровне, другие рассматривают данное понятие в самом широком аспекте, отражая в его содержании все основные виды воспитания; третьи понимают его как процесс управления физическим развитием; четвертые - как вид воспитания, спецификой которого является обучение движениям и воспитание физических качеств [2, с. 16; 29, с.16]. В связи с этим, физическое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе [11, с.17].
Физическое воспитание в узком смысле - вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых и определяет его физическую дееспособность [23, с.8].
Физическое воспитание обеспечивает управляемое воздействие на физическое развитие ребёнка, в том числе - на развитие широкого  круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем. В комплексе социальных факторов, направляющих в той или иной мере развитие дошкольника, физическому воспитанию отведена особая роль, как виду воспитания, специально ориентированному на оптимизацию физического развития [23, с.10].
Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека. Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей [29, с.8].
Содержание физической культуры составляют:
-личная гигиена;
-закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода);
- физические упражнения и подвижные игры.
Таким образом, понятие «физическая готовность» к обучению в школе включает в себя общее физическое развитие, общее состояние здоровья, физическую подготовленность, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.
















1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели физического развития детей.
Согласно исследованиям О.А. Соломенниковой, у дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра [29, с.8].
Исследователи утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников [14, с.24].
На физическое развитие дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега используются бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали [24, с.34].
Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке [5, с.16].
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др. [14, с.18].
Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению. Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться [18, с.21].
Согласно исследованиям Г.Г. Беззубцевой, А.М. Ермолиной, Е.Н.Борисовой, в силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления [9, с.17].
Для развития выносливости больше всего подходят игры с движениями циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание). В выполнении этих движений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения [29, с.24].
В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.[27, с.41]
Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встречается лишь в результатах тестирования уровня физической подготовленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Исследования показывают, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают средние результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это является основанием тому, что в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков [26, с.17].
Однако сегодня уже доказано, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышает естественные различия между половыми группами. Таким образом, при оценивании двигательных возможностей дошкольников необходимо учитывать тип их конституции.
Двигательная активность дошкольников зависит от различных факторов, в том числе от сезонных явлений года, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в дошкольных учреждениях. Наиболее значимые половые различия в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсивность) наблюдаются у детей 5 лет. Средний объем двигательной активности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек 1370; мальчиков 6 лет 2500, девочек 2210; мальчиков 7 лет 3275, девочек 3040 [25, с.11].
Рассматривая формирование физической готовности к школе, следует отметить, что есть ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков). Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравится подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде [18, с.21].
Уже в пятилетнем возрасте замечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Это также можно объяснить предпочтением этих упражнений девочками, в то время как мальчики практически не используют этот вид движений в самостоятельной деятельности. Замечено, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 67 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников также имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам [18, с.29].
Изучение материалов исследований Л.Д. Глазыриной, В.Г. Кудрявцева Л.К. Симошиной, В.М. Шебеко показывает активный поиск путей физического оздоровления дошкольников, формирования у них нравственно-ценностной мотивации занятий физической культурой, воспитания интереса к физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным. Около 20–25 % 6–7–летних здоровых детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Как свидетельствует М.М. Кольцова, таких детей называют медлительными, их реакции замедлены, работоспособность ниже в 2–3 раза по сравнению со сверстниками [2, с.25].
Данная категория детей могут усваивать только информацию, данную в медленном темпе (с интервалами в 5 с.), теряют около 60 % информации, подаваемой быстрее (с интервалами в 2 с.). У медлительных детей плохо развита координация движений, на нагрузки в условиях дефицита времени они реагируют учащением сердцебиения и дыхания, эмоциональной напряженностью. Эти дети составляют основной контингент отстающих при переходе к школьному обучению. У них более низкий (на 20–30 %) темп движений, затруднены переключения движений по скорости, направлению, форме, отмечается замедленный темп обучаемости двигательным навыкам. При их обучении следует избегать сложных двигательных программ, трудного выбора в короткий промежуток времени, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений [18, с.22].
Скорость одиночных движений различна для различных мышечных групп в разном возрасте. С 6–7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4–5 лет больше скорость одиночных движений плеча и бедра, а с 6–7 лет нарастает скорость движений пальцев.
Согласно работ М.Д. Маханевой, Ю.Ф. Курамшина, С.А. Галкина, абсолютная мышечная сила в дошкольном возрасте нарастает умеренно, что связано с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы. Относительная мышечная сила у дошкольников почти не изменяется, так как её прирост не превышает прироста массы тела. Относительная сила ребёнка начинает увеличиваться только к 6–7 годам, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса [3, с.14].
Ю.Ф. Курамшин утверждает, что у детей дошкольного возраста сила мышц туловища больше, чем мышц конечностей. За период от 4 до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1,5–2 раза. Повышенный мышечный тонус и превышение силы мышц–сгибателей над разгибателями затрудняют у дошкольников сохранение выпрямленных поз. Им трудно долго сидеть с прямой спиной, сохранять вертикальную позу, стоя дольше 2–ух минут. В 6–7 лет наибольшую силу имеют мышцы сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели. Мала сила мышц позвоночника. Отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника при систематическом положении ребенка в неправильных позах. Слабость мышц стопы при больших отягощениях приводит к развитию плоскостопия. Указанные особенности мышечной системы на ранних стадиях развития требуют специального внимания при организации занятий физическими упражнениями с детьми [3, с.14].
Среди особенностей развития силы у старших дошкольников выделяются:
-слабость мышц;
-недостаточная регуляция мышц нервной системой;
-преобладание тонуса мышц сгибателей над мышцами разгибателями.
Поэтому упражнения для развития силы в основном направлены на укрепление крупных мышечных групп и выпрямление позвоночника. Скоростно–силовые способности ребенка развиваются постепенно, по мере повышения лабильности мотонейронов, скорости активации и вовлечения в работу отдельных двигательных единиц, возможности их синхронизации. Эти функциональные особенности определяют так называемую взрывную силу, которая проявляется в бросках, прыжках, метаниях. Ее показатели у дошкольников невелики, дети 5–6 лет осваивают лишь около половины прыжковых упражнений [16, с.24].
Некоторое увеличение прироста скоростно–силовых способностей (в прыжках в высоту, длину, в дальности бросков и пр.) наблюдается в 7 лет. Средние результаты в прыжке в длину с места в 4 года – 47 см, в 7 лет – 116 см; в прыжке в высоту в 4 года – 14 см, в 7 лет – 26 см. В возрасте 6-7 лет значительно увеличивается выносливость к аэробной работе, но не растет выносливость к анаэробной работе. Статическая выносливость при поддержании статических поз и при выполнении статической работы (в висах, упорах) невелика. Статические усилия не рекомендуются дошкольникам, так как вызывают у них неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (после рабочих усилений дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления [27, с.36].
Таким образом, среди особенностей физического развития старших дошкольников выделяют некоторое увеличение прироста скоростно–силовых способностей, но слабость мышц, недостаточную регуляцию мышц нервной системой, преобладание тонуса мышц сгибателей.








1.3. Подвижная игра как средство формирования физической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

В формировании физической готовности детей к обучению в школе  подвижным играм отводится  важнейшее место. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях, большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы.      Увлечённость ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений.     
Свободу действий дошкольник также реализует в подвижных играх, которые являются ведущим средством формирования физической готовности к обучению в школе. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят и развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определённым умственным и физическим усилиям [8, с.43].
Подвижная игра незаменимое средство пополнения ребёнком представлений об окружающем мире, развития ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
Глубокий смысл подвижных игр в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру исследователи называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Подвижные игры, прежде всего, средство физической культуры детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, повышению жизнедеятельности организма.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. [18, с.357].
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры.
Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости [1, с.22].
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Игра является одним из важнейших средств физической культуры детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. [13, с.40].
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. [4, с.11].
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Велико также значение подвижных игр в развитии физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости [12, с.128].





















Глава 2. Опытно-поисковая работа по изучению физической готовности дошкольников к обучению в школе
2.1. Изучение исходного уровня физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Теоретически обосновав средства развития познавательной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности, была организована опытно-экспериментальная работа.
Цель: проверка результативности комплекса подвижных игр для формирования физической готовности старших дошкольников.
Цель исследования определила постановку ряда задач:
-определить критерии и уровни сформированности физической готовности старших дошкольников;
- подобрать диагностический материал;
-выявить уровень сформированности физической готовности старших дошкольников;
-изучить влияние и результативность выделенного комплекса подвижных игр.
Исследование проводилось с февраля по май 2015 года в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида «Белочка» агт.Федоровский Сургутского района.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный, и не нарушала целостности образовательного процесса в детском саду.
На констатирующем этапе эксперимента были задействованы старшие дошкольники в количестве 18 детей в возрасте 6-7 лет. На данном этапе был определён диагностический материал для выявления уровня сформированности физической готовности у старших дошкольников и осуществлено её диагностирование у участников эксперимента.
Формирующий этап эксперимента применён только к участникам экспериментальной группы. На данном этапе проведена работа по практической реализации выделенных подвижных игр.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы был проведён для обеих групп. На данном этапе проведено повторное диагностирование сформированности физической готовности у старших дошкольников, аналогичное диагностированию на констатирующем этапе эксперимента.
Целью первого (констатирующего) этапа эксперимента было выявление уровня сформированности физической готовности у старших дошкольников.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
-провести диагностику уровня сформированности физической готовности у старших дошкольников;
-проанализировать и обобщить полученные результаты;
-выявить типичные затруднения, которые испытывают воспитанники в процессе участия в подвижных играх;
-определить пути преодоления выявленных затруднений и совершенствования системы формирования физической готовности будущих школьников.
Методы исследования: наблюдение, индивидуальный опрос, анализ деятельности детей, метод математической обработки данных. Степень готовности детей оценивалась по результатам наблюдения.
Для количественной обработки материалов использована трёхбальная система. Использование математических расчётов дало возможность достаточно точно и объективно определить уровни сформированности физической готовности у детей. Для качественной характеристики результатов нами были выявлены критерии физической готовности старших дошкольников.
В результате анализа литературы нами была выявлена характеристика уровней сформированности физической готовности дошкольников к школьному обучению, которые и определяют направления опытной работы (таблица 1).

Таблица 1
уровень
баллы
характеристика

высокий
0-4
Ребенок имеет уровень физической подготовленности выше средней возрастной нормы, здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Ребенок принимает игровое задание полностью, сохраняет цель до конца подвижной игры; действует сосредоточенно, не отвлекаясь; если допускает отдельные ошибки пр выполнении заданий, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их.

средний
5-8
Уровень физической подготовленности средний, имеются некоторые отклонения здоровья, физическое развитие соответствует возрастной границе. Ребёнок принимает цель задания частично и не может её сохранить во всем объёме; в процессе игры допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет; по окончании задания не проявляет желания улучшить качество; к полученному результату равнодушен.

низкий
9-12
Уровень физической подготовленности – низкий, имеет отклонения здоровья, физическое развитие не соответствует возрасту. Ребенок совсем не принимает игровое задание по содержанию, не понимает, что перед ним поставлена задача; улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать, пытается это делать, как получится.


Педагогический эксперимент проводился с согласия родителей. Использованы методики, диагностирующие общее состояние здоровья, физического развития дошкольников, выносливости, работоспособности и проявления целеустремленности, мотивации самостоятельной деятельности, самостоятельности, саморегуляции.
Первая серия заданий включала диагностику физического развития дошкольников с использованием Тестов Л.И. Абросимовой и «Ориентировочных показателей физической подготовленности детей 3-7 лет», утвержденных Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001г. №916. Перед выполнением контрольных двигательных заданий проводилась разминка (спокойная ходьба, переходящая в бег, дыхательные упражнения). Тесты проводились в игровой форме, чтобы дети могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок. Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных занятий с активным использованием подвижных игр - контрольное тестирование. Тестирование уровня физических качеств детей, в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводилось экспериментатором совместно с инструктором по физической культуре; воспитатели групп оказывали необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляла наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.
Для определения исходного уровня физической подготовленности детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре. Ребенку давались две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносился лучший результат.
Вторая серия заданий была направлена на диагностику уровня развития мотивации самостоятельной деятельности, что возможно было определить с помощью методики «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова. Методика использовалась с парами воспитанников в процессе проведения игры малой подвижности «Я скажу, ты продолжай!». Инструкция испытуемым: «Сейчас я буду начинать, а вы как можно быстрее придумайте к нему продолжение».
Обработка и анализ результатов: Первоначально каждое окончание предложения оценивалось с точки зрения выражения дошкольником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации самостоятельной деятельности (1 - вид личностно значимая деятельность для ребенка (игра); 2 - личностно значимые для ребёнка субъекты (взрослый, сверстники, родители); 3 - знак отношения дошкольника к самостоятельной деятельности (положительное, отрицательное, нейтральное); 4 - отношение ребёнка к конкретному содержанию подвижной игры). Далее происходил подсчёт суммы положительных и суммы отрицательных оценок данного показателя мотивации, их сравнение между собой, и делался окончательный вывод по данному показателю.
Третья серия заданий позволила диагностировать уровень целеустремлённости с использованием методики «Домик» Н.И. Гуткиной и представляла собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить целеустремленность ребёнка, учитывая характер мышления младшего школьника.
На этом этапе исследования велось наблюдение за детьми в течение опытно-экспериментальной работы, непосредственную помощь оказывали воспитатель Н.Н. Попова и инструктор по физической культуре Н.В.Чичварина. Диагностические данные, полученные при определении уровня сформированности физической готовности старших дошкольников, показали средний уровни физического развития и состояния здоровья большинства воспитанников, ниже среднего и средний уровень физической подготовленности, недостаточные уровни развития мотивации самостоятельной деятельности и целеустремлённости будущих школьников.
При оценке двигательных умений и физических качеств использовались количественные и качественные показатели, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности - это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно - половым показателям физической подготовленности детей. В качестве тестовых упражнений предлагались следующие задания: на выявление быстроты - бег на дистанцию 30 м со старта; силовые способности нижних конечностей определены по результатам прыжков в длину с места, ловкость в беге 10 м с обеганием препятствий (змейкой). Результаты обследования двигательных качеств детей обрабатывались при помощи таблиц оценок физической подготовленности детей в ДОУ.
После проведенных диагностических заданий с детьми контрольной группы «Теремок» и экспериментальной группы «Дельфины» физические показатели представлены в таблицах 2, 3.
Таблица 2
Сравнительные результаты физической подготовленности детей
(констатирующий этап эксперимента)

Группы
контрольная группа «Теремок»
экспериментальная группа «Дельфины»

Норма
62%
72%

выше нормы
21%
17%

ниже нормы
17%
11%



Таблица 3

Результаты диагностических тестов развития физических качеств у старших дошкольников (констатирующий этап эксперимента)

Физические качества
Виды/
Критерии

Показатели





Группа

Группа
№ 9(э)

Выносливость
Бег
Бег на скорость30м
норма
50%
40 %




Выше нормы
---
---




Ниже нормы
20%
10%



Подъем туловища из положения на спине
норма
70 %
80%




Выше нормы
---
---




Ниже нормы
30 %
20%

Сила
Прыжки
В длину с места.
норма
55%
65 %




Выше нормы
35%
25 %




Ниже нормы
10%
10 %

Гибкость
наклон туловища
На полу: сидя
норма
75%
85 %




Выше нормы
---
---




Ниже нормы
25%
15%

Ловкость
Бег
Бег между предметами
норма
75 %
80%




Выше нормы
---
---




Ниже нормы
25%
20%


Сводные данные диагностики уровня развития целеустремленности воспитанников представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики уровня целеустремленности
в подвижной игре (констатирующий этап)


п/п
Группа
Уровни развития



Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

1.
Группа «Дельфины» (экспериментальная)
5 %
25 %
70 %

2.
Группа «Теремок» (контрольная)
8 %
26 %
66%


Исследование уровня целеустремлённости показало, что не все дети справились с диагностическим заданием. Из 18 детей 10 (66,7%) показали низкий результат. У 3 (20,0%) - 3 балла, и только 2 (13,3%) ребенка в обеих группах получили положительную оценку в 1 балл.
Результаты исследования уровня сформированности физической готовности старших дошкольников к школьному обучению по данным методикам позволили нам сделать вывод о необходимости работы по повышению уровня развития всех её компонентов у воспитанников дошкольной образовательной организации.
Сводные результаты констатирующего исследования представлены графически на гистограмме 1.

Гистограмма. 1. Уровень сформированности физической готовности к школьному обучению старших дошкольников.
Согласно полученным в ходе исследования данным, можно сделать вывод, что в большинстве случаев старшие дошкольники показывают средний уровень сформированности компонентов физической готовности к школе.
Полученные данные позволили сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по развитию всех компонентов физической готовности старших дошкольников к школьному обучению.


2.2. Система мероприятий по формированию физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

С целью решения поставленных задач был разработан комплекс мероприятий по формированию по формированию физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Участники мероприятий: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.
Модель реализации мероприятий по формированию физической готовности средствами подвижных игр

Направления работы
Содержание деятельности
Срок исполнения

Создание развивающего пространства
1. Отбор подвижных игр, составление картотеки.
2. Изготовление атрибутов для подвижных игр.
Сентябрь

В течение года.

Сотрудничество с педагогами
1.Разработка интегрированных физкультурных занятий с использованием подвижных игр.
2. Разработка и проведение совместных праздников и развлечений «Играем все», «Игры для непосед».
3. Практические занятия по разучиванию и апробации подвижных игр.
4. Подборка методического материала для воспитателей по теме: «Загадки подвижной игры»,  составление картотек: «Подвижные игры для развития физических качеств», «Подвижные игры народов Севера», «Подвижные игры народов России».
 5.Подготовка серии консультаций для педагогов образовательной организации.
Сентябрь

1 раз в месяц






Постоянное пополнение

Сотрудничество с родителями
1. Проведение совместных экскурсий в городской спортивный центр с организацией подвижных игр с детьми.
2.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм и участию в спортивных праздниках, развлечениях.
3. Введение традиции в образовательный процесс детского сада – проведение Дня подвижной игры.
4. Подборка консультаций для родителей «Физическая готовность к школе –важное условие успешности», «Подвижные игры народов мира», «Играем всей семьёй».
5. Изготовление мультимедийных презентации «Готовимся к школе, играя», «Забытые подвижные игры».
В течение года




Январь

Работа с детьми
1. Разучивание подвижных игр:
игры с бегом,
игры с прыжками,
игры с метанием,
игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы,
игры на развитие мелкой моторики.
2. Проведение интегрированных познавательно-физкультурных занятий с включением подвижных игр.
3. Организация кружковой работы «Крепыши».
4. Проведение праздников и развлечений, досугов, игр - состязаний по разученным и полюбившимся детьми подвижным играм.
Еженедельно







1 раз в 2 месяца


Еженедельно


Поквартально


Перед тем как выбрать определённую игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность.
При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (тематическое, праздник, тренировочного типа), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в её состав (бег, прыжки, метание, лазание). Объясняя правила игры, педагог сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, результате. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Педагог может назначить ведущим одного из игроков на своё усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать самые игроки. Однако, для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.
Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует детей добиваться лучших результатов. Применяют жеребьевку в виде счёта. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, помощники и судьи назначаются из воспитанников, родителей, сотрудников.
Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки, определение которой более сложно, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Окончание игры может быть своевременным (если игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие детей. После окончания игры необходимо подвести итоги.
Проблема нормирования двигательной активности детей имеет важное гигиеническое значение, так как в последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у дошкольников и младших школьников, что обусловлено большим объёмом учебных занятий не только в образовательной организации, но и дома. Для сохранения здоровья и высокого уровня развития физических качеств дошкольникам необходим двигательный режим в который должны входить физические упражнения, специальная гигиена, развивающие подвижные игры.
Большое влияние подвижные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] оказывают и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в подвижных играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Подвижные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], прежде всего средство физической культуры детей, дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, повышению жизнедеятельности организма.
Воспроизводимось содержания данной модели применения подвижных игр педагогами возможна на любом уровне, оно применимо для всех видов образовательных учреждений, и может дополнять любую основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Реализация данной модели обеспечивает не только улучшение качества образования старших дошкольников, но и мотивацию персонала образовательной организации на саморазвитие, что приводит к более высоким показателям развития детей.




Заключение
В ходе изучения вопросов формирования физической готовности старших дошкольников к школьному обучению была определена проблема исследования, которая состояла в обосновании подвижной игры как наиболее эффективного средства его осуществления.
Выделены объект исследования –процесс физического развития детей дошкольного возраста и предмет исследования – подвижная игра как средство физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Сформулирована цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей формирования физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования нами были изучены теоретические аспекты формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, обоснованы сущностные и современные подходы к определению понятия «физическая готовность», определены особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста, подвижной игры как средства формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, представлена и реализована система мероприятий по формированию физической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Физическая готовность, согласно работ В.С. Анищенко, А.В. Деманова, предполагает высокий уровень закалённости и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма, сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества, сопровождаемые соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью. В ходе работы мы установили, что проблемы формирования физической готовности старших дошкольников объективно существуют.
Опытно-экспериментальные исследования, проводимые в рамках данной работы, показали, что физическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное целостное образование.
Констатирующий и формирующий эксперименты доказали, что соблюдение педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы и игровой деятельности, тщательный выбор подвижных игр, как средства реализации данной деятельности, способствует повышению уровня физической готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, учится соразмерять свои движения в окружающей среде.
2. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, границы действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадке). Однако неожиданные изменения игровой ситуации или действий водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.
3. Подвижная игра создаёт благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях звания о направлении движений, местоположении и взаимоположении предметов.
В подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменения игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников.
Развитие ориентировки в пространстве в подвижных играх совершенствует у детей умение использовать все пространство, что в свою очередь помогает ребенку свободно ориентироваться в помещении школы, повышает успеваемость детей по всем предметам.
4. Введение элементов соревнования воспитывает у детей внимание, выдержку, умение владеть собой. В оценку выполнения заданий должно входить умение правильно передвигаться в пространстве, качество выполнения задания. Упражнения и игры с элементами соревнования вызывают и укрепляют у детей интерес и стремление к овладению техникой движений, к проявлению взаимопомощи, выдержки, к честному выигрышу.
В подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развивается фантазия, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности. Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, подводят к самостоятельной организации досуга, что необходимо для подготовки ребенка к школе.
2. Анализ опыта существовавших и существующих систем физкультурно-оздоровительной работы дошкольных образовательных организаций доказывает, что становление физической готовности к обучению в школе и физическая подготовленность - взаимообусловленные процессы. Проведённое исследование позволило определить особенности и средства достижения цели:
- выстраивание наряду с индивидуальной траекторией общего и физического развития ребёнка его индивидуального образовательного маршрута;
- гармонизация системы физкультурных занятий и игровой деятельности (в частности, организации подвижных игр) через усиление игрового компонента в системе работы;
- высокая степень интеграции организованной образовательной деятельности и игровой деятельности детей, организуемой в стенах детского сада, с широким привлечением семей воспитанников и социума;
- основным предназначением подготовки дошкольников к школьному обучению становится не передача детям знаний и формирование специальных умений и навыков, а здоровьесбережение, физическая подготовленность, формирование ключевых компетентностей будущего школьника.
Практическая деятельность привела нас к выводу, что формирование физической готовности старшего дошкольника к обучению в школе успешно в условиях построения физкультурно-оздоровительной работы на основе решения конкретных проблемно-игровых ситуаций с учётом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей в процессе подвижных игр, в условиях активного взаимодействия с родителями по развитию отдельных компонентов физической готовности детей; в условиях объединения игровой и непосредственно образовательной деятельности (физкультурные занятия) в целостную организационно-педагогическую систему.
На основании заключительных результатов нами разработаны система мероприятий для воспитанников дошкольной образовательной организации.
Таким образом, в процессе подвижной игры происходит успешное развитие физических качеств, оздоровление, общее физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, всех компонентов физической готовности к школьному обучению. Гипотеза подтвердилась.


Список литературы

1. Список литературы

Амельченко, Т.В. Образование как объект модернизации [Текст]/ Т.В.Амельченко, Т.В. Терехова. – М.: МАНПО, 2009. – 148 с.
Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. тр. [Текст] / С. К. Бондырева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: МОдЭк, 2009. - 352 с.
Галкин, С.А. Воспитание. Личность. Общество [Текст]/ С.А.Галкин. - Дубна: Феникс, 2009.-144с.
Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. Пособие [Текст]/ Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2009. – 148 с.
Анищенко, В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие [Текст]/ В.С. Анищенко. - М.: РУДН, 2009. - 122 с.
Багиев, Г.Л. Подвижные игры [Текст]/ Г.Л. Багиев. - СПб.: Детство, –2010. - 204 с.
Богданова, Л.В. Подвижные игры - Учебник для институтов физической культуры. 4-е переработанное и дополненное издания. [Текст]/ Л.В. Богданова.- М.: Физкультура и спорт, 2010. - 140 с.
Глазырина, Л.Д. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста) [Текст]/ Л.Д.Глазырина, В.А. Овсянкин. Мн.: НМЦентр, 2011.-176с.
Данилевский, Ю.А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств. [Текст]/ Ю.А.Данилевский. - Волгоград, 2010. - 114 с.
Деманов, А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). [Текст]/ А.В. Деманов.- Астрахань, 2010. - 227 с.
Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]/ В.И. Дуюровский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. -122 с.
Комса, М.С. Эффективность проведения занятий физической культурой в детских дошкольных учреждениях [Текст]/ М.С. Комса. М. : ГномиД, 2011. 142 с.
Кирченко, Н.А. Физкультурные занятия основная форма обучения и воспитания [Текст]/ Н.А. Кирченко. М.: Первое сентября, 2010. 144 с.
Лаптев, А.П. Теория и методика физической культуры [Текст]/ А.П. Лаптев. - М.: ФИС, 2010. - 124 с.
Левко, А.В. Актуальные проблемы дошкольного образования [Текст]/ А.В.Левко. М. : Сфера, 20101. 144 с.
Луговая, В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика. [Текст]/ В.А. Луговая.- СПб.: Детство-пресс, 2011. - 105 с.
Люкшинов, Н.М. Спортивные и подвижные игры [Текст]/ Н.М.Люкшинов. – М.:Знание, 2010. - 128 с.
Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста. [Текст]/ Н.А. Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.-146 с.
Ованесян, А.А. Педагогические основы физической культуры. [Текст]/ А.А. Ованесян. – М.: Знание, 2010 - 369 с.
Приступов, О.Л. Внедрение физической культуры в учебно-воспитательном процессе. [Текст]/ О.Л. Приступов.- М.: Сфера, 2010 – 102с.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. М. : Сфера, 2010. 349 с.
Сторона, О. Л. Физическая культура детей. [Текст]/ О.Л. Сторона - М.: Знание, 2010. - 357 с.
Теория и методика физической культуры дошкольников : учебн. пособие. [Текст] / Под ред. С.О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – СПб. : Детство-пресс, 2011. – 656 с.
Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Коваленко. [Текст]. - М.: изд-во АСВ, 2011. - 298 с.
Шебеко, В.Н. Физическая культура в подготовительной к школе группе детского сада: Методическое пособие. [Текст]/ В.Н.Шебеко, Л.В.Карманова. – Мн.: Полымя, 2010.- 125 с.
Юрко, Г.М. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 2. [Текст]/ Г.М. Юрко, В.П. Спирина. М.: Знание, 2010. 248 с.
Фарвель, В.С. Движение, развитие, здоровье. [Текст]/ В.С.Фарвель. М.: Просвещение, 2011. 309 с.
Поляков, С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников. Методическое пособие. [Текст]/ С.Д. Поляков, С.В. Хрущев – М.: Просвещение, 2010. – 148 с.
Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст]/ О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова – М.: Знание, 2011.- 144 с.
Тарасова, Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. [Текст]/ Т.А. Тарасова. – М.: Сфера,2011.-126 с.























15