Урок по окружающему миру Деревья и кустарники осенью


Деревья и кустарники осенью
Цель: познакомить с наиболее часто встречающими деревьями и кустарниками и вечнозелёными хвойными растениями средней полосы
Задачи:
познакомить с изменениями, происходящими в жизни лиственных, хвойных деревьев и кустарников;
развивать мыслительную и познавательную активность, коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать; умение наблюдать за природой;
воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины листопада; познакомятся с вечнозелёными хвойными растениями средней полосы России.
Оборудование:
Ход урока
1.Орг. момент
Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой.Одно «почему» меж деревьями мчится,Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке,«Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...Вопрос за вопросом, и так – целый день. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром
2.Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы с вами говорили об осенних изменениях в неживой природе. Итак, чем вызвано осеннее похолодание?
- Назовите осенние явления в неживой природе.
- Назовите день осеннего равноденствия.
- Про осень говорят: «Осень – погод восемь». Как вы это понимаете?
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь, в листве сквозной,Просветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой…
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, что значит «Лес, точно терем расписной...»?
- Как вы это понимаете?
- Определите тему нашего сегодняшнего урока.
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы отправимся с вами в лес… А умеете ли вы вести себя на природе? Вспомним правила друзей природы.
Правила друзей природы
Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.
Не сбивать грибы, даже несъедобные.
Не обрывать паутину и не убивать пауков.
Не распугивать птичьи стаи.
Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.
Не шуметь в лесу и парке.
- Представьте, что деревья могут разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят, и угадаем, какое дерево это говорит.
- Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься – отчего, дескать, медленно расту?
Невдомёк тебе, что расту я в обе стороны.
Кверху стволик тянется с веточками, а снизу – становой корень уходит, землю буравит.
И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжёлая – землю раздвигать, до глубокой воды добираться…
А вот как доберётся, укрепится, начнёт воду качать – так и не пойду в рост. Будет у меня веток – сотни, листьев – тысячи…(ДУБ)
Мы – хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда не пойдёшь – везде нас встретишь. И в густом лесу мы стоим. И на болоте, среди кочек да мхов. И на сухой земле, на песке, на старом пожарище… Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли мы туда, встали – и сразу похорошело кругом. Листва шелковистая шелестит – нашептывает, птицы на ветках гнёзда вьют, от белых стволов свет над землёй разливается. Забредёт человек, глянет и не уйти ему с этого места. Красота приворожила. (БЕРЁЗА)
Хны-хны, бедная я, несчастная…И за что мне такая доля горькая?
Все деревья у людей в почёте, всем - доброе слово. Одну меня ругают. Ни на что мол не гожусь, кроме как на спички…Приятно ли слышать?
Все деревья долго живут, лет по триста, по четыреста. А мне и до ста не прожить – короток мой век. Все деревья чем толще, тем крепче становятся. А я только начну толстеть – сразу слабну. В стволе, в серёдке непременно гниль заводится и чем дальше – тем пуще. Издали оглядеть – вроде бы здоровёхонька, а на самом деле насквозь больная, в чём только душа держится…
Оттого я очень ветра боюсь. Стою – вся дрожу, не налетел бы вихрь, не повалил бы меня, слабую и хилую… Чуть ветерок – залопочу, заволнуюсь, заплещусь… Ой, страшно! Одно у меня утешение – детки. Из каждого корня моего, что в землю уходит, торчат зелёные прутики… Гляжу я на них сверху, нарадоваться не могу. До того милы мои деточки. Сами тонюсенькие, слабенькие, а листочки развернули большие, круглые, как лопухи. И шевелят этими листочками, словно ушками хлопают…(ОСИНА)
- В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к одной – чистые, блёсткие, будто угольки пламенные… После морозца и без мёда вкусные! (КАЛИНА)
- Далеко – далеко внизу у корней моих ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом берёзки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись.
А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе…
Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть – свет люблю, ясное небушко… Я бы ещё не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растём. Я вот только два весенних месяца вверх тянусь, а там – стоп! Всё. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца…Будто подпрыгиваю! (СОСНА)
- Грибничок-лесовичок, постой! Не прячься под осинку, не прячься под берёзку… У них листочки хоть и лопушистые, да вертлявые, реденькие, пропускают дождь.
Ты ко мне подойди, у меня схоронись. Я тебя лапами густыми прикрою, от дождика заслоню – ни одна капелька ни просочится!
А чтоб сидеть было мягко – моховая подушечка есть. Сядь-ка на неё, спиной к стволу моему привались, удобно будет. Вот так…
Э, брат, да у тебя корзиночка совсем пустая! По лесу ходил, ничегошеньки не выходил?
Не беда, поможем твоему горю. Глянь-ка под нижнюю лапу… Во-он видишь? Крепенький боровичок растёт. Да нет, погоди! Там ещё есть. Боровички семьями держатся, их тут целый десяточек. Вот и потяжелела корзинка!
А вот и дождик кончается. Нынче дождик – торопыга: спрыснул землю чуток и дальше побежал… Скоро опять сухо будет. Можно тебе снова в дорогу. Прощай грибничок-лесовичок! (ЕЛЬ)
Показ презентации
- Вот как много деревьев мы уже встретили в нашем осеннем лесу!
4 Работа по теме урока
- Откройте учебники на странице 78-79. Рассмотрите рисунок. На какие группы можно разделить растения? (Деревья и кустарники; лиственные и хвойные)
- Приведите примеры лиственных деревьев и кустарников.
- Приведите примеры хвойных деревьев и кустарников.
- А чем дерево отличается от кустарника?
- Вот гуляем мы по осеннему лесу, а вот вам загадка: летом одевается, зимой раздевается. (Дерево, кустарник)
- Правильно, деревья и кустарники поздней осенью стоят голые, почему?
- Какие изменения произошли с растениями осенью? (Листья поменяли свою окраску, а потом опали)
- Почему это происходит?
- Посмотрите фильм, который расскажет вам об этом.
Просмотр фильма
- Почему листья меняют свою окраску?
- У каких деревьев листва краснеет? (У клёна, рябины, осины)
- Какое растение дольше всех остаётся зелёным? (Сирень)
- А почему листья опадают? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 78.
- С наступлением холодов охлаждается и вода, которая находится в почве. Холодную воду корни дерева не всасывают. В деревьях замедляются все жизненные процессы – дерево спит.
- Все деревья сбрасывают свою листву?
- Может, ель зимой вовсе и не спит? Нет! Крепко спит и она. Ведь елке не грозит засуха, так как хвоинки покрыты толстой кожицей, которая не пропускает влагу.
- А снег? Он ёлке не страшен – ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнёт их, а не сломает. И на узких хвоинках снег не удерживается, он, словно на санках, скользит вниз.
Хвойные меняют свой зелёный наряд постепенно. Ёлке, чтобы полностью «переодеться» - сменить все старые иголки, нужно около 9 лет.
Но есть дерево, у которого хвоя к осени желтеет и осыпается, кА листья у других деревьев.
- Как называется это дерево?
Рассказ о лиственнице.
5 Закрепление изученного материала
Работа по тетради
- Откройте свои тетради на странице 48, задание 1.
- Какие из этих листьев есть в вашем гербарии, лежащем на парте?
- Задание 2
6 Рефлексия
- У вас на партах лежат листочки жёлтого и красного цвета. Кто сегодня на уроке узнал что то новое и интересное, кому урок понравился возьмите листочки желтого цвета, а кто ничего не запомнил, кому что то не понравилось – возьмите листочки красного цвета. Мы повесим их на нашем дереве.
7 Подведение итогов
- Что происходит с деревьями и кустарниками осенью?
- Почему листья опадают?
- Какие деревья остаются зелёными?
- Какое хвойное дерево сбрасывает свои хвоинки?
Домашнее задание
Учебник стр. 78 – 81, тетрадь стр. 48 задания 1,3.