Урок изобразительного искусства СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ. ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

В МИРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
5 класс, II четверть урок 4
.
Тема: СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ. ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
Цели:.
Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Оборудование: альбом, акварель или гуашь, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: презентация,
Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением.
Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров.
Художественные материалы.

ПЛАН УРОКА
1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.
Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Просмотр видеофильма «Гжельское чудо».
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка рисовальных принадлежностей.
И. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы... Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Глиняная посуда - керамика. Это слово произошло от Греческого «керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика.
Фаянсовая посуда - из белой глины.
А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.Ребята, мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках целостности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Внимание его устремляется на все, что рождает ощущение переходящих ценностей.
Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков, народную эстетику.
Народное декоративно-прикладное искусство существовало задолго до возникновения самой эстетической науки и профессионального искусства. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства.
Основным источником народного творчества служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм.
Образы родной природы воплощались в предметах, имеющих практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища, в одежде, в игрушках для детей (например, глиняная игрушка-свистулька или хохломская деревянная посуда, лаковая роспись Палеха или ткачество, или кружевное дело...)
Многие виды декоративно-прикладного искусства прекратили играть свою практическую роль, так как известно, что их из этой сферы вытеснила массовая фабричная продукция.
Среди множества промыслов выделялись подлинно художественные центры, в искусстве которых сконцентрирован талант и мастерство нескольких поколений.
Прежде всего к ним относятся Гжель, Скопин, промыслы дымковской, филимоновской, каргопольской керамической игрушки.
Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение деревень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благоприятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, изразцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики - майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор.
В наше время художественные традиции старинного промысла успешно развиваются.
Производственное объединение «Гжель» экспортирует в зарубежные страны - Чехословакию, Францию, США и другие более 40 наименований изделий.
Лучшие образцы гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях страны: в Санкт-Петербурге, Москве, в историко-художественном музее-заповеднике Загорска Московской области.
Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасники, кувшины, блюда, вазы, чайники. А малая пластика представлена фигурками животных и людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.
У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания ее пропорций. Но технология изготовления изделий, характер орнаментации всегда' остались неизменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.
Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжельскими мастерами?
Майолика, фарфор, полуфаянс, фаянс.
Знакомство с особенностью гжельской росписи.
ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор - гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет,
есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кум.чшы -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные - веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

III. Практическая работа над росписью.
- Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений и т. п.
Презентация игра.     
В этом разделе пользователь может выбрать чистое (без росписи) блюдо. В правой части экрана сменяются наборы элементов гжельской росписи (цветы, листья). Щелчок левой кнопкой мыши по любому из элементов росписи приводит к появлению на экране его копии, которую можно перемещать и устанавливать в нужном месте украшаемого блюда. Каждый из имеющихся элементов росписи можно выбирать многократно. Лишние элементы аппликации "утилизируются" в вазе-корзине в нижнем правом углу.

Задание. Нарисовать по памяти воображаемый предмет быта (кувшин, квасник, блюдо) и расписать его под «гжель».
IV. Итоговая часть.
Выставка лучших выполненных работ.
Анализ выставленных работ.
Подведение итогов.
Выставка лучших работ «Кобальтовый цветок».
Домашнее задание: подготовить сообщение по теме «Глиняная игрушка»; выполнить из пластилина или из теста фигурку игрушки.




15