Конструкт урока окружающего мира, для 4 класса, на тему Равнины и горы России


Конструкт пробного урока окружающего мира
по производственной практике поПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Халтуриной Екатерины Сергеевны
Дата: 05.10.16
ОО: МУОШИ «Школа – интернат №27»
Класс: 4 «А»
УМК «Школа России»
Учитель: Моисеева Алена Юрьевна
Руководитель практики: Казанцева Людмила Валерьевна Подпись___________
Тема: «Равнины и горы России»
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий
Цель урока: создание условий для формирования первоначального представления о равнинах и горах. Знакомство с равнинами и горами на территории России.
Планируемый результат:
Личностный: демонстрируют эстетическое восприятие географических объектов, любовь к природе родной страны, проявляют интерес к уроку окружающего мира и деятельности на нем;
Метапредметный: демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осуществляние самооценки; регулятивные УУД: осуществляют волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; обучающиеся осуществляют самоконтроль; прогнозируют предстоящую работу; осуществляют личностную и познавательную рефлексию; высказывают свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивают учебные действия в соответствии с поставленными задачами; коммуникативные УУД: умеют выслушать собеседника и вести диалог; умеют слушать и понимать других; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме; полно и точно высказывают свои мысли; познавательныеУУД: анализируют предложенную информацию;(общеучебные): осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; умение извлекать информацию из текста, на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Предметный: демонстрируют первоначальные представления о формах поверхности. Сравнивают, формулируют выводы.  Знакомятся с понятиями: формы земной поверхности (равнина, горы, плоскогорье), повторить правила работы с картой.
Задачи:
Воспитательная: способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов, воспитывать любовь к природе родного края, воспитывать интерес к уроку окружающего мира и деятельности на нем;
Развивающая: развивать личностные УУД: действие смыслообразования; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осуществлять самооценку; регулятивные УУД:осуществлять волевую саморегуляциюкак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; осуществлять самоконтроль;прогнозировать предстоящую работу; осуществлять личностную и познавательную рефлексию;высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами; коммуникативные УУД: умение выслушать собеседника и вести диалог; умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; полно и точно высказывать свои мысли;познавательныеУУД:анализировать предложенную информацию;(общеучебные): строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной речи; умение извлекать информацию из текста, на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Образовательная: создать условия для формирования первоначальных представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов.  Познакомить с понятиями: формы земной поверхности (равнина, горы, плоскогорье), актуализировать правила работы с картой.
Принципы обучения и воспитания:
Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);
Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому).
Принцип минимакса (каждому обучающемуся учитель на максимальном (творческом) уровне обеспечивает усвоение материала на уровне социально безопасного минимума).
Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);
Принцип наглядности.
Принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания (выполняют различные задания).Методы обучения и воспитания:
По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применения знаний, методы проверки и оценки знаний.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.
Метод развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Средства обучения:
Демонстрационные: доска, презентация, физическая карта России, музыкальные нарезки.
Индивидуальные: учебник, рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши.
План урока:
1.Самоопределение к деятельности.
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
3.Открытие нового знания
Физминутка.
4.Первичное закрепление
5.Самостоятельная работа
6.Рефлексия.
Список литературы:
1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2. HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/01/urok-okruzhayushchego-mira-v-4-klasse-ravniny-i
3" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/01/urok-okruzhayushchego-mira-v-4-klasse-ravniny-i
3. Поурочные разработки  к учебнику Плешакова "Окружающий мир 4 класс"
4. Рабочая программа  «Окружающий мир» Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
5. Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть. Авторы: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, УМК «Школа России».
Этапы Методы и приемы Деятельность учителя и обучающихсяПланируемые результаты
1.Самоопределение к деятельности.
Задача:
смотивировать детей на предстоящую деятельность. По источнику получения знаний:
Словесные:
•беседа
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
Методы контроля и самоконтроля. -Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Начать урок я бы хотела с одного замечательного стихотворения, послушайте его внимательно.
Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
Как вы думаете, почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)Молодцы, сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.
А что мы будем изучать в путешествии, вы узнаете, вставив пропущенные буквы в слова. Каждая точка, соответствует пропущенной букве.
Р..Н.Н. и Г.Р.
Верно, это равнины и горы России.
В путешествии по стране, мы пройдем, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
Готовы начать путешествие? Но прежде чем мы отправимся в путешествие по нашей великой стране, необходимо проверить готовность к уроку.
-Я называю учебные принадлежности, а вы проверяете, есть ли они у вас и наводите порядок на столе.
Сегодня на уроке потребуется: учебник, рабочая тетрадь, ручка и карандаш. Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Задача: Актуализировать знания полученные на предыдущих уроках, сформулировать тему и цель урока По источнику получения знаний:
Словесные:
•беседа,
Наглядные:
•демонстрация
Практические:
•упражнения
-  
-  Запись темы на доске: «Равнины и горы России».
Значит, что мы узнаем нового сегодня на уроке?
-   У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
2171704000500 Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце.)
-  
К

К Конечно, это солнышко!
   Оно будет путешествовать с нами по стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.
Как вы считаете, где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)
-  С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие.
Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)
-  Посмотрите на физическую карту России и скажите, какие цвета вы видите. (На карте России несколько цветов:зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)
-  Давайте разберемся в этой цветовой гамме.
Посмотрите на стр. __ учебника.
-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)
-  Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)
-  С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь? Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачам.
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Открытие нового знания
Задача:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление изученного материала По источнику получения знаний:
Словесные:
•беседа,
Наглядные:
•демонстрация
Практические:
•упражнения Тогда встанем из-за парт и начнем наш путь.
(Движения, имитирующие ходьбу, под музыку)
Молодцы, присаживайтесь на места.
Мы с вами пришли на восток России, на полуостров Камчатка.
Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. (Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.)
-  Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)
Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750м.)
( «Вулкан Ключевская Сопка» фото) 
Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся»). Высота вулкана - 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.
Откроем рабочие тетради на стр. 30-31 и подпишем на карте, полуостров Камчатка, вулкан Ключевская Сопка.
Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)
-   Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.)
-  А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье — это плоская гора.)
-   Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. (Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.)
(изображение Средне-Сибирского плоскогорья)
Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)
-   В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства. Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.
Найдем на карте в рабочей тетради Средне-Сибирское плоскогорье и подпишем его.
А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. (Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян).
-   Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)
-   А какие горы? (Алтай и Саяны.)
(изображение Алтая)
-  Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.
(изображение горы Белуха)
А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.
(изображение Саяна)
Найдем на карте в рабочей тетради горы Алтая и Саян
  Продолжим наше путешествие.
(Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной).
-  Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине.)
- Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории - это болота. По равнине течет много рек.)- Западно-Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)
-  Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)
-  Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.
Найдем на карте Западно-Сибирскую равнину и подпишем ее.
Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.
Солнышко закрепляется над Уральскими горами.
  Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)-   Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы).
(Изображение Уральских гор)
    Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)(изображение горы Народная.)
-   Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.
 (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)
-   Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.)
Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.
-   Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)
Найдем на карте Уральские горы и подпишем их.
-  А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть. Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачам.
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
ФизминуткаЗадача: снять мышечное и эмоциональное напряжение у обучающихся, развивать двигательную сферу детей. Прием снятия эмоционального и физического напряжения Встаем из-за парт и выполняем движения вместе со мной.
По равнине все пойдем
Там цветочки мы найдем.
Маки яркие, гвоздики,
Васильки, ромашки
В беленькой рубашке.
Руки вверх, в кружок все встали
Теперь холмиками стали.
А сейчас пойдем к горам,
Но овраг мешает нам.
Быстро прыгнули вперед
Кто к горе быстрей придет?
На носочках потянулись
До вершины дотянулись,
Это горы,
Это холм,
На равнине мы живем.
4.Первичное закрепление
Задача:
закрепить знания и умения детей По источнику получения знаний: Словесные:
беседа,
объяснение.
Наглядные: демонстрация
Практические: упражнения (Музыкальное сопровождение)
- И опять нас дорога зовет.
Мы движемся на запад,
Так солнышко ведет.
Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.
-  Где остановились мы сейчас?
  Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте.Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.)-  Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
-   Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)
-  Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности.)
- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина».
Прочитайте материал о равнине на стр. 67. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину еще называют Русской равниной.)
Подпишите на карте Восточно-Европейчкую равнину самостоятельно.
- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.
Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)(фотографии Кавказских гор)
-  Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы (острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)
Найдите и подпишите на карте Кавказкие горы.
Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? 
(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
-   Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.
Личностные УУД: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД: контролируют, оценивают и корректируют свои действия, проявляют волевую саморегуляцию.
Познавательные УУД: структурируют и применяют полученные знания,
5.Самостоятельная работа
Задача:
проверить уровень усвоения изученного материала По источнику получения знаний: объяснение.
Наглядные: демонстрация.
Практические: упражнения.
По дидактическим целям:
Методы проверки и оценки знаний (взаимопроверка по эталону)
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;
По источнику получения знаний: Словесные:
беседа,
объяснение. А сейчас я проверю, как внимательно вы меня слушали. Я задам вам несколько вопросов:
- 1. Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)
2. Что такое плоскогорье? (Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.)
3. Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.) А сейчас, для того, чтобы закрепить знания по этой теме, выполним задание в рабочей тетради на стр. 29,
Прочитайте внимательно задание №2. Миша что необходимо сделать в этом упражнении? Верно, ваша задача соотнести названия географических объектов, это задание вы выполните самостоятельно, с помощью текста учебника.
А чтобы вам быстрее и веселее работалось, я включу вам музыку. Начинайте…
Давайте проверим, как вы выполнили задание…
Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.
Поздравляю тех, кто правильно  ответил на все вопросы.
А  кто  запомнил не все -  у вас есть время до следующего урока все  повторить. Личностные УУД: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом.
Регулятивные УУД: контролируют, оценивают и корректируют свои действия и действия товарища, проявляют волевую саморегуляцию.
Познавательные УУД: структурируют и применяют полученные знания, осознанно строят речевые высказывания в устной форме.6.Рефлексия.
Задача: подвести итог занятия, произвести самооценку своей деятельности и своего эмоционального состояния. По источнику получения знаний: Словесные:
беседа,
объяснение. -Что нового вы узнали на уроке?
-С какими понятиями познакомились?
-Что больше всего понравилось?
- Ребята, что мы можем сказать о своей Родине?
- Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это).
А теперь приготовьте цветные карандаши и оцените свою деятельность на уроке, раскрасив кружок:
Не понравилось, ничего не запомнилleft000 и не понял.
left000Понравилось, но запомнил и понял не все.
Было интересно, left000все запомнил и понял. Личностные УУД:
личностное самоопределение, оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД: оценивание своей деятельности.Познавательные УУД: осуществляют рефлексию деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.