Статья по логопедии Дыхательные упражнения в практике коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ.


1875155-6000754780915-800100-504825-854710
«Дыхательные упражнения в практике коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ».
Статья учителя-логопеда
1 квалификационной категории
Куляк Светланы Сергеевны
В последнее время в своей логопедической практике я встречаю всё больше воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов. В эту категорию включены дети:
глухие;
слабослышащие;
слепые;
слабовидящие;
с тяжёлыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с умственной отсталостью;
с расстройствами аутистического спектра;
со сложной структурой дефекта.
Практически у всех детей данной категории выявляются тяжёлые нарушения речи, осложнённые дизартрией или дизартрическим компонентом.  
 При дизартрии не только артикуляция, но и за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание.                        
Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
 В момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные учащенные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.
В работе с данной категорией детей важна последовательность проведения разных видов гимнастик. Сначала проводится общая моторная гимнастика, либо массаж, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.
Развитие дыхание – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.
Целью дыхательной гимнастики является:
увеличение объема дыхания,
нормализация его ритма,
выработка плавного, длительного, экономного выдоха.
-2190752171700Дыхательные упражнения:
улучшают деятельность дыхательной мускулатуры,
усиливают обменные и восстановительные процессы,
позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
Заниматься только в проветренном помещении, до еды;
Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
Движения необходимо совершать плавно, под счет или музыку;
41262305200015Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;
Воздух набирать через нос;
Плечи не поднимать;
Выдох должен быть длительным и плавным;
Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (сначала их можно придерживать руками);
Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.
С дошкольниками необходимо использовать игровые приёмы и наглядность.
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений.
Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох. Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребенка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребенка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и замедленного продолжительноговыдоха. На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учиться правильно её регулировать.
Развитию активного выдоха способствуют такие упражнения как:
«Кто больше пузырей надует?» или «У кого пузырь больше?» Ребёнку предлагают посоревноваться, у кого вылетит больше пузырей.
«Помоги Зайке поставить самолёт на полку» К рисунку комнаты с полкой наверху листа прикрепляется картинка самолёта на нитке. Самолёт ставим внизу листа рядом с Зайкой и просим помочь поставить его на полку, подув.
«Прогони тучу» На леску вешается туча, закрывающая солнышко и ребёнку предлагают подуть, чтобы прогнать дождевую тучу.
«Чей листок улетит дальше?» Из цветной бумаги вырезаются осенние листья или используются настоящие осенние листья с деревьев. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листья с ладони со стола.
-114935626491000«Кто в домике живёт?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа в форме домика наклеим с одного края бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками бумаги. Ребенку предлагается дуть на бумажную бахрому, пока она не поднимется, и не станет видно,кто живёт в доме.
«Метель» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» и выкладываются на столе. Ребенку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер.
«Сдуй снежинку» Вырезать из бумаги небольшие снежинки, разложить их в разных частях комнаты на предметы и попросить сдуть их. Здесь же спрашивая, откуда улетела снежинка, мы закрепляем использование предлогов и грамматические категории.
«Кораблики». Ребенку предлагается широкая емкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которые могут быть просто кусочки бумаги. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблики», подгоняя его к другому «берегу».
«Посади бабочку на цветок» или «Сдуй бабочку с цветка» Ребёнку предлагают подуть на бабочку из бумаги, лежащую на картине с цветком.
«Свеча». Ребенку предлагается дуть на огонек горящей свечи так, чтобы не задуть ее, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихонечку.
«Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.
«Чей пароход лучше гудит?» Для игры необходимы стеклянные пузырьки (или колпачки от ручек). Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из правил.
«Футбол». Из кусочка ваты скатайте шарик (или можно взять мячик для настольного тенниса). Это мяч. Ворота два кубика или два карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
-85725643128000 «Загони машину в гараж». Возьмите маленькую машинку и соорудив вместе гараж, попросите ребёнка подуть так, чтобы машина заехала в него.
Можно дуть на подвесные игрушки, бабочек, вертушки, цветы, метелочки, бумажные фигурки, полоски бумаги, новогодний дождик и т.п.Задание постепенно усложняется путем увеличения расстояния, либо во время выдоха язык лежит на нижней губе.
Главное помните что, постоянство и систематичность – необходимые условия при постановке и развитии речевого дыхания. Дыхательная гимнастика укрепит здоровье ребенка с ОВЗ и поможет справиться с нарушениями в речевом развитии.
 И в заключении мне хотелось бы поделиться сказкой о ветерке для развития интереса детей к дыхательным упражнениям.
Ветерок-шалунишка
-571502476500Жил-был на свете Ветерок, был он ещё совсем молодой, неопытный. И такой шалунишка! Всё бы ему играть, да развлекаться. Как-то вылетел он на прогулку и думает, чем бы заняться, с кем бы поиграть. Вдруг видит, идёт по дорожке вдоль реки девушка. Такая красивая, такая нарядная, в соломенной шляпке!
— Давай поиграем! — засмеялся ветерок и подул на девушку.
В этот момент шляпка с её головы слетела и упала в реку.
— Ах ты, противный Ветерок! Уходи отсюда! Это была моя новая шляпка! – рассердилась девушка.
Ветерок немного расстроился, но вскоре забыл об этом и полетел дальше. Летел, летел и увидел молодую маму с коляской, сидящую на скамейке и читающую книгу.
— Давай поиграем! – обрадовался ветерок и закружил вокруг.
— Ах, уходи отсюда подальше. Застудишь мне малыша! – разволновалась мама, накрывая младенца одеяльцем.
Что поделаешь? Ветерок полетел дальше. Вскоре он увидел на полянке мальчика и девочку, которые играли в бадминтон.
— Вот они-то точно захотят со мной поиграть, — подумал Ветерок и спустился к ним. – Давайте я с вами поиграю!
Но только дети совсем не обрадовались появлению Ветерка. Поскольку от его дуновения, валанчик относило в сторону, и они никак не могли попасть по нему ракеткой.— Ты нам всю игру испортил! – сказали они Ветерку. – Не хотим с тобой играть.
Вот тут Ветерок совсем расстроился и улетел подальше.  Сел он на верхушку самой высокой сосны и заплакал. Солнышко, которое гуляло по небу, услышало его плач и обратилось к Ветерку:
— Малыш, ты почему плачешь?
— Никто не хочет со мной играть. Все выгоняют меня, говорят, что я противный и им мешаю. Никому я не нужен! — объяснил сквозь слёзы Ветерок.
— Прежде, чем начинать играть, ты их спрашивал, а хотят ли они играть? Может в тот момент они были заняты чем-то другим? Может ты им помешал?
— Нет, не спрашивал. Разве не все хотят играть, разве я могу кому-то помешать?! – удивился Ветерок.
— Можешь, — ласково улыбнулось Солнышко. — Всё-таки ты – ветер, и не всегда бываешь к месту. Вместо того, чтобы играть с теми, кто занят чем-то другим, ты лучше оглядись и увидишь, скольким людям нужна твоя помощь.
— Кому, например? – спросил Ветерок.
— Видишь, вон ту бабушку, которая сидит на скамейке. Мне кажется, что она не отказалась бы от лёгкого дуновения ветра, — сказала Солнышко.
Ветерок спустился вниз и услышал слова бабушки:
— Ну и жарко сегодня, да ещё и я быстро шла, устала, запарилась. Вот бы Ветерок подул, освежил.
— Бабушка, вот я. Хотите, чтобы я на вас подул? – радостно спросил её Ветерок.
— Да, сынок. Будь добр, — произнесла бабушка.
Ветерок подул на бабушку, и ей стало гораздо лучше.
— Спасибо, тебе, — сказала она.
Ветерок засмеялся и полетел дальше. Он увидел женщину, которая развешивала бельё и, обращаясь к своей дочке, говорила:
— Сегодня хороший день, солнечный. Бельё быстро высохнет. Вот бы ещё и Ветерок подул, тогда бы мы успели и другой таз развесить.
— Я вот, — обрадовался Ветерок. – Сейчас вам помогу!
— Спасибо тебе, помощник ты наш, — поблагодарила Ветерок женщина.
Высушив бельё, Ветерок полетел дальше. Вскоре у него на пути оказалась ветряная мельница. Мельник, стоявший рядом, что-то объяснял человеку, привёзшему зерно. Ветерок прислушался и услышал:
— Я смогу перемолоть зерно сегодня в том случае, если подует ветер. Пока его нет.
— Ах, как жаль, мне очень нужна мука к сегодняшнему вечеру! – расстроился его собеседник.
— Я могу вам помочь! – прокричал им сверху Ветерок.
Он со всей силы стал дуть на мельницу, чтобы привести её лопасти к работе. Скоро мельница завертелась, закружилась, и мельнику удалось смолоть зерно.
— Спасибо тебе, Ветерок! – от всего сердца поблагодарил мельник.
Ветерок был счастлив и полетел дальше. Он снова вернулся к реке и увидел там двух мальчишек, которые пытались запустить в плаванье игрушечный кораблик.
— Эх, совсем не хочет плыть, — жаловался один другому.
— А можно я  с вами поиграю? – спросил Ветерок. – Я подую на кораблик, и он с лёгкостью поплывёт вперёд.
— Ура! Да! Мы очень хотим! – обрадовались мальчики.
Ветерок играл с ребятами и корабликом до самого вечера, пока Солнце не стало готовиться ко сну. Дети побежали домой ужинать и спать. Ветерок тоже отправился в свою кроватку. Заходящее Солнышко помахало ветерку на прощание и произнесло:
— Вот видишь – сколько хороших дел ты сегодня сделал, скольким людям пригодился. Ты – молодец! Спокойной ночи! До завтра!
Мария ШкуринаСписок используемой литературы
 
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., ШишковаТ. Г. ,Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М.:Книголюб, 2004.
2. Краузе Е. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Санкт – Петербург, 2004.
3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов/ Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс. Автор-составитель О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013
5. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
6. Сказка «Ветерок-шалунишка» http://maminiskazki.ru/veterok-shalunishka-skazka.html