Статья «Кинезиология — наука о развитии мозга через движение»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности № 16 «Золотой ключик»
Тюменской области ХМАО - Югры












Статья «Кинезиология - наука о развитии мозга через движение»










подготовила
учитель-дефектолог Спирина С.В.









г. Урай
2014
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Кинезиология наука о развитии мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Правое гуманитарное, образное; левое математическое, знаковое). Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивающая работа должна быть направлена от движения к речи и к мышлению.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.
Кинезиологические упражнения необходимо проводить ежедневно. От простых пальчиковых упражнений к сложным. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Таким образом, при систематическом выполнении кинезиологических упражнений мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Дети становятся более усидчивыми, внимательными. Повышается уровень развития памяти, речи, мышления. Что особенно важно при подготовке ребёнка к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики
 
1. “Домик”
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)
2. “Ладошка”
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.   (10 раз)
3. “Лезгинка”
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
4. "Ухо-нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши  и поменять их положение.
 
5. "Симметричные рисунки"
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
6. «Зеркальное рисование»
Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
6.  «Кулак - ребро-ладонь»
 Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.
Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
7."Ожерелье"
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Глазодвигательные упражнения
1. “Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
2. “Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
3.«Слон».
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
4. “Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
5. “Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.         (6 раз)
6. “Глазки”
Зорче глазки чтоб глядели,
разотрем их поскорее.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.   (1 мин.)
7. “Глазки”
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
8. “Глазки”
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
 




Список использованной литературы

Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. М., 1974.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.
Ермаков /Т.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на/Д., 1988.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.


15