Статья Секреты успешной учебы в начальной школе



В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. 
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Как уже было сказано, готовить ребёнка к школе необходимо, но как?  Важным условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника.
Ни для кого не секрет, что успешность первоклассника, да и школьника вообще определяется не столько его способностями, сколько его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то есть его мотивацией. Практика показывает, что нередки случаи, когда дети, обладающие высокими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-«отличники» отличались вполне посредственными способностями.
Почему же так происходит?
Причина в том, что мотивация школьника является весьма сложным явлением.
Так, психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы – это желание ребёнка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Ребёнку с развитыми познавательными мотивами интересен  как процесс учёбы, так и то, что он становится обладателем новых знаний. Социальные мотивы – стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определённую позицию.
И здесь я хочу вспомнить о синдроме недолюбленного ребенка, который может в школе решать совершенно не учебные проблемы. В школе он ждёт внимания, похвалы взрослого, признания сверстников. Для него учёба часто, к сожалению, носит второстепенный характер. Он будет из кожи лезть вон, лишь бы его заметили, такие дети часто поднимают руку не потому, что готовы отвечать, а потому, что таким образом они привлекают к себе внимание. Даже полученное замечание  это тоже знак внимания.
Психологи считают, что для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации.
Как вести себя родителям, чтобы развить у ребёнка учебную мотивацию, готовность быть учеником?
Не нужно пугать будущего первоклассника предстоящей учебой и теми трудностями, что могут учёбу сопровождать. Конечно, практически любому родителю хочется, чтобы ребёнок получал пятёрки, но не надо постоянно  говорить  ему о том, что вы всегда учились на «4» и «5», и все всегда у вас получалось (даже если это на самом деле так).
Постарайтесь адекватно отнестись к способностям ребёнка, и подумайте о том, чего вы на самом деле хотите, когда речь идёт об успехах или неуспехах малыша?  Если  какие то школьные проблемы ребёнка (успеваемость. например,) в первую очередь бьют по вашим родительским амбициям, то это не тот  путь, который ведёт к формированию учебной мотивации. В данном случае формируется мотивация внешняя: «учусь, потому что родители будут ругать, накажут»   и т.п. Внешняя мотивация не может «работать» долго. Итогом может стать нервное расстройство (ведь получается, что ребёнок живёт вашими желаниями, а это прямой путь к неврозам). В качестве приспособления к данной ситуации ребёнок нередко выбирает враньё. Иногда дома. Иногда в школе. А иногда и там, и там. Не по силам ему оказывается жить по чужим мотивам.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Первоклассник пришёл в школу. Для него это зачастую непростой период. Он закончится быстрее и благополучнее, если рядом будут близкие понимающие  и помогающие люди, родители. Помните, что вы для ребенка, прежде всего мама и папа, поэтому не старайтесь быть для него строгим учителем, требуя, например, больше, чем ему задано, заставляя неоднократно переписывать домашние задания.
По своей практике знаю, что если первоклассник постоянно делает домашние задания с родителями, а в последующих классах такая возможность исчезает (мама выходит на работу после декрета, меняется график работы и т.д.), то  ребёнок становится практически беспомощным  в этой ситуации, и его успеваемость падает. И дело здесь вовсе не в его лени, а в состоянии, которое психологи называют «выученная беспомощность». Конечно, нужно регулярно контролировать выполнение домашнего задания, но оказывать разумную помощь, и тем более, не выполнять задание за ребенка.
Секреты успешной учебы еще заключаются в том, что только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый помощник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Так же на результаты учебы влияет организованность ребенка: он должен сам одеваться, завязывать шнурки, сам собирать портфель, понимать слово "надо", а не только "хочу". Важно приучить ребенка к элементам школьного режима: в школу приходить не позднее, чем за 10 минут до звонка, чтобы приготовиться к уроку, настроиться. Зачастую мы наблюдаем, что родители приводят сонных детей со звонком, или после него, а урок уже идет, класс работает, тому кто опоздал, сложно включиться в учебный процесс. Уважаемые родители интересуйтесь школьными делами и принимайте посильное участие в школьной жизни. В нашей школе проводятся традиционные праздники, в которых активное участие принимают родители «День здоровья», «Краски золотой осени»,
Не скрывайте от учителя имеющиеся проблемы со здоровьем и поведением. Только наличие полной информации о вашем ребенке поможет учителю найти подход к нему.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Запущенные проблемы не пройдут сами собой и грозят серьезными трудностями в будущем.
Литература:
 Л. С. Домашняя и школьная работа. //Вестник воспитания. - СПб, 2004, №7, с.56.

15