Конспект урока по ИЗО на темуСиние цветы гжели

Урок по изобразительному искусству. 3 класс
Подготовила учитель начальных классов Куклина Г.А.
Тема: Синие цветы гжели
Цели: 1.Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм. 2.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре. 3. Прививать учащимся любовь к окружающей природе, народной музыке, поэзии.
4. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель). Оборудование и материалы:
Гжельская керамика и иллюстрации с её изображением.
Схемы- таблицы с изображением гжельских узоров.
Художественные материалы.
Ход урока: 1. Организационный момент урока. Проверка рабочих мест. Прозвенел звонок. Начинается урок.
2.Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о русских промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Послушайте загадку:
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнём закаляется,
В посуду превращается.
Что это такое? (Глина).
Мы поговорим именно о гжельской керамике. Керамика- это глиняная посуда.
Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.
3.Беседа об истории развития Гжельской керамики.
Давным - давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ёще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
4. Песня «Незабудковая гжель» Слова П.Синявского. Музыка Ю. Чичкова.
1.Есть в Подмосковье такое местечко-
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
2.И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
3.Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы-
С этой красой ничто не сравнится.
4.Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

5. Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Гжель- древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области.
Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь»,выражавших важную сторону, промысла (обжиг посуды) Здесь, в местах, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII веке достигло высокого расцвета. 200 лет назад мастера создавали изделия с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика (Майолика - эта посуда, сделанная из цветной глины.) Делают её и сейчас.
Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью.
Кобальт - химический элемент, твердый серебристо- белый металл с красноватым оттенком. При обжиге кобальт становится пронзительно- синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Стихотворение «Гжель»
1.В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит,
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
2.Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
3.Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
4.Белый комочек глины
Мастер держит в руках,
Что-то родное почудилось
В появившихся вдруг чертах.
5.Вот хозяюшка вышла
Корм курам раздать.
Вот дочка к маме прижалась-
Надо сказку читать.
6.Синее на белом,
Тонкий контур цветов
Видим мы на узорах
Наших веселых лугов.
7.Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!

- За что Гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего- своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Фарфор- тонкий, звучащий- делают из необыкновенно белой глины. Всего одна краска
А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки чашки, чайники, миски. Кроме посуды мастера делают декоративную скульптуру людей, животных, сцены из жизни, предметы быта (часы, подсвечники).
Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники.
Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.
Гжель сегодня- это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель –это многовековая традиция любимая по сей день.

Гжель. И.Кадухин
1.Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ёе название – Гжель.
2.Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете
Вы красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
3.У каждого художника
Есть свой узор любимый,
И в каждом отражается
Сторонушка родимая;
Ёе трава шелковая,
Ёе цветы весенние-
3.И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Из этих чашек с розами
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Скорее приглашай.
4.Что случилось? Бело вокруг,
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синий свет и белизна
Это Гжель к нам пришла.
Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой.
Синяя речка, березка бела
Ой, до чего Русь хороша!
5.Белая глина, белый фарфор.
Синяя краска, синий узор.
Это ты, Гжель моя!
Спасибо, что к нам пришла!
Учитель. В Гжели из белой глины делают посуду
И расписывают ёе синей и голубой краской.
Такую посуду не делают нигде в мире.
Работают в Гжели на славу, но и веселиться умеют.
Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споём частушки.

Дети поют частушки (сова Л.Лялиной).
1.По полю гуляла я,
Три цветочка нашла,
Белый, синий, голубой
Я любуюсь красотой.
2.Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела.
Щечки подрумянила
Мама, не ругай меня.
3.Юбку белую надела,
Синю ленту заплела.
Вот какая стала я,
Полюбуйтесь на меня!
4.На окошке два цветочка-
Синенький да беленький.
Когда, мама, подрасту,
Подарю их миленькой.
5.Я в окошко смотрю
На берёзу и ель.
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель!
6.Голубые облака
Синяя водица.
Капитаном стану я,
Будешь мной гордиться!
7.В Гжели делают посуду-
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
8.Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!

Давайте проведем экскурсию на выставку гжельских мастеров.
Ученик 1.
Родина гжельского фарфора- подмосковное село Гжель- знаменитый на всю страну центр русской керамики. Гжельский фарфор узнаём сразу по насыщенному мазку, густой синей росписи на белоснежном фоне. А ещё по смелой фантазии, сердечности и доброте, с которой выполнены фигурки женщин, сказочных зверей и птиц. Целые жанровые сценки
Ученик 2. В изделиях гжели ярко раскрыт образ женщины- матери, актрисы, крестьянки, русской красавицы, представлены сцены из старинного быта: тройка, подруги у колодца, девочки с кузовками.
Ученик 3. Гжель- это дивные, диковинные синие травы, цветы, листья на белой керамике. Изделия гжельских мастеров- умельцев отличаются изящной формой.
Узоры, выполненные легко кистью то еле заметно голубоватым, то насыщенным тёмно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный сказочный вид кувшинкам, вазам, подносам, чайникам, солонкам. Чашкам и другим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.
Ученик 4. Самовар- шкатулка. Фарфоровый самовар украшен просто и выразительно. Главный элемент декоративной росписи - цветок, напоминающий ромашку. Он исполнен быстрым кистевым приёмом- «сплошным мазком» (когда темный кобальт набирают на всю кисть). Так получились тёмные сердцевины цветка. Тонким росчерком кисти нарисован ажурный венчик лепестков и травинок.
Венок из декоративных цветов плотно опоясывает самовар и чайник в той части, где сосуды расширяются. Иссиня- тёмный кобальт в декоративной
росписи заставляет ослепительно сиять белый фарфор. Самовар-шкатулка нарисовала художница Л.П.Азарова.

Учитель. Мы трудились, мы устали,
А теперь бы поиграли!
Игра «Золотые ворота».
· Дети идут по кругу хороводом через «ворота» и приговаривают.
В золотые ворота
Проходите, господа!
Первый раз пройдем-
Всех друзей проведем.
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас! Ворота закрываются, пойманные дети тоже становятся «воротами», игра повторяется.

Учитель. Давайте вспомним простые элементы гжельской росписи. Это прямые линии различной толщины, точки и веточки, гжельские орнаменты, бордюры, «капелька», мазок с тенью, мазковая роспись, цветочек, гжельская роза.
Учитель. А теперь, ребята, давайте представим, что мы тоже гжельские мастера и нам надо расписать красивыми узорами нашу рыбку.

Учащиеся получают шаблоны рыбки из картона, делают ёе роспись
Учащиеся расписывают рыбку.

Звучит музыка русской народной песни.
Подведение итогов. Выставка работ. Уборка рабочих мест.














Урок по окружающему миру. 2 класс
Тема: Правила вежливости. День рождения.
Цели: Повторить вежливые слова, используемые в разных
жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность,
разобрать правила вежливого разговора по телефону;
дать понятие «культура поведения»;разобрать правила поведение в гостях.
Оборудование: учебник, игрушечный телефон (2 шт.), карточки
Ход урока:
Организационный момент. Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Проверка домашнего задания.
-Расскажите о своих семьях: как зовут членов семьи, чем они занимаются,
как семья проводит свободное время, какие традиции есть в семье
-Объясните, что такое «культура общения»?
-Нужна ли она в семье? Почему?
-Нужна ли культура общения в школе? Почему?
3. Сообщение темы и цели урока.
-Послушайте стихотворение. Маша знала слов немало.
Но одно из них пропало,
И оно- то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
-Подумайте, какое это слово потеряла Маша? (спасибо)
-Почему вы так решили?
-Приходилось ли вам терять такие слова?
4. Правила вежливости.
-Скажите, пожалуйста, какие слова называются вежливыми?
(Спасибо, пожалуйста, извините, )
- Почему люди часто употребляют в речи вежливые слова?
-Можно ли обойтись без них?
Вывод: Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.
-В каких случаях мы используем эти слова?
Приветствие: здравствуйте, привет, добрый день.
Прощание: до свидания, пока, счастливого пути.
Извинение: извините, простите, я виноват.
Благодарность: спасибо, благодарю.
Просьба: будьте добры, пожалуйста.
- Послушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, почему мальчик не говорил вежливые слова.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном
Его зовут, а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Спасибо, здравствуйте, простите,
Произносить он не привык
Простого слова извините,
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте»,бубнит.
И даже вместо. «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощание;
Ну я пошел! Пока! Всего!
- Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?
4.Работа с учебником.
- Рассмотрите рисунки на с. 54, придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова.
-Скажите, кого можно приветствовать словом «здравствуйте»?
(Ребенок взрослого, ребенок группу детей, взрослый взрослого)
-Слово «здравствуйте»- очень интересное.
-Что оно обозначает ?
- «Здравствуйте- т.е.мы желаем вам здоровья(здравия). Поэтому людям приятно слышать это приветствие.
- Какими словами можно заменить слово «здравствуйте», кому мы их можем сказать?
(«Привет»- друзьям, близким. хорошо знакомым людям; «добрый день», «доброе утро»,»добрый вечер»)
- Когда, кому говорят слова «до свидания»?
–Что обозначает это выражение?
«До свидания»- т.е. мы надеемся увидеть вас еще раз.
-Какими словами можно заменить «до свидания», кому мы их можем сказать? («Пока», «чао», «всего», «до встречи», «до вечера», «до завтра».)
-Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не быть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе можете произойти вот что.
Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника:
попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи.
5.Чтение диалога по ролям, с.55 и высказывают свои мнения по поводу прослушанного диалога.
-Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым.
Вывод: разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощения. Не следует говорить слишком долго.
Примерная схема разговора:
«Алло»;
Приветствие;
Объяснение цели своего звонка- собственно разговор;
Благодарность;
Прощание.
6.Разыгрывается разговор между попугаем Ильей, псом Рыжиком и Сережей.
Во время выступления дети пользуются игрушечными телефонами.
7. Чтение рассказа «Странный папа», с.55 по абзацам.
-Как вы объясните «странное» поведение папы?
(Папа – вежливый, культурный человек.)
-Что можно сказать о попугае Илье?
(Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы считает странным.)
-Чему бы мальчики могли поучиться у папы Сережи и Нади?
(Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам.
Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь ей спуститься по ступенькам.
Мужчина должен помочь женщине нести тяжелые вещи или сумку.)
8. Работа с иллюстрацией на с. 57.
-Что вы можете сказать о поведении мальчиков?
-Попробуйте объяснить, что такое культура поведения?
(Вежливые поступки)
9. Физкультминутка. «Вежливо- невежливо.»
-Я буду называть ситуации. А вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.
-Если вежливыми были действия, то вы поднимаете зеленый шар, а если нет - красный.
-Поздороваться при встрече(вежливо)
-Толкнуть, не извиниться(невежливо)
-Помочь подняться, поднять упавшую вещь(вежливо)
-Не встать, обращаясь к учителю(невежливо)
-Взять билет в автобусе(вежливо)
-Не уступать место пожилому(невежливо)
-Не только слова должны быть у вас вежливыми, но и поступки должны

быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
10. День рождения.
-У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни - это день рождения. Именно день рождения и собирается отпраздновать героиня нашей книги Надя.
- Каким образом она может пригласить на этот праздник?
(По телефону, разослать приглашения по почте, пригласить лично)
-Как вы думаете, какие слова она должна при этом сказать или написать?
(Слова благодарности. Нужно сказать, сможете ли вы прийти на день рождения.
Если прийти не сможете, то объясните, почему.)
-Вот и гости! –Подумайте, какими словами Надя встречает гостей.
-Какие слова говорят ей гости.
-Что бы вам хотелось подарить Наде?
-Что бы вы пожелали ей в день рождения?
-Как Надя должна принимать подарки, что говорить при этом?
(Цветы поставить в вазу; коробки конфет открыть и поставить на стол; подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)
-Представьте, что Наде принесли два одинаковых подарка на день рождения.
-Как ей себя вести? –что сказать?
-А вот как поступила Надя из стихотворения А.Барто «Несли мы облако с собой»
Несли мы облако с собой:
Букет сирени голубой
Взглянула Надя на сирень:
-Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
От торта польза есть,
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами,
За тортом бы поехали!
Ну Наденька!
Ну скромница!
Мы не могли опомниться.
-Как вы думаете, вежливо ли заказывать подарки?
-Почему говорят: «Недорог подарок, дорога любовь»?
-Пока собирались гости, раздался телефонный звонок. Надя взяла трубку. Звонила ее подруга Таня. Таня поздравила Надю с днем рождения, вежливо извинилась за то, что опаздывает, и предупредила, что через 20 минут. Ребята решили подождать Таню, не садиться без нее за стол. Надя предложила гостям поиграть.

11. Работа с учебником с. 59.
-Посмотрите, во что будут играть ребята на дне рождения Нади?
- В какие еще игры можно играть в гостях?
-Наконец все гости в сборе. Ребята сели за стол.
-Посмотрите на с 59, все ли за столом ведут себя как полагается?
-Какие правила поведения нарушили ребята?
- Какие еще правила поведения нужно соблюдать?
-А теперь переверните страничку и прочитайте, как предлагают вести себя за столом А.Дорохов и Л.Васильева.
12. Правила на с 60-61. рассматривают рисунок, объясняют, какие из перечисленных правил нарушили дети. В кого они превратились?
13. Итог урока: -О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Что нового узнали ?
14. Дома: с.54-61 читать, знать все изученные правила поведения, постараться всегда
Использовать их в общении с другими людьми.

















15