Открытый урок по Истории Древнего мира на тему Рабство в Древнем Риме (5 класс).

Конспект урока
Предмет: история
Класс: 5 «А»
Учитель: Кузнецов Ярослав Николаевич
Тема: Рабство в Древнем Риме
Цель учащихся: познакомиться с положением рабов в Древнем Риме.
Цель учителя: создать условия для учащихся в изучении темы «Рабство в Древнем Риме»
Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с основными источниками рабства в Древнем Риме;
- выяснить, как использовался в Риме труд рабов;
- узнать, кто такие рабы-гладиаторы
Развивающие:
-способствовать формированию у учащихся умений работать с историческим источником, текстом учебника, иллюстрациями.
- развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
-на основе организации групповой работы со школьниками продолжить развитие у них логических, образных и оценочных умений;
- развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;

Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории;
- воспитывать гуманизм и человеколюбие.
Планируемый результат:
- узнать источники рабства;
- уметь описывать образ жизни рабов;
-уметь называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме;
-уметь объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.
Учебное оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация, тетрадь, раздаточный материал, учебник: История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. – М.: Просвещение, 2012., конспект.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Словарь – раб, рабовладелец, амфитеатр, гладиатор.
Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, ИКТ.
Место урока в теме: Раздел №4. Древний Рим.
Название темы: Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
Понятия, изученные к данному уроку: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.


Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I Организационный
момент (1 минута)



II Актуализация ранее усвоенных знаний.
(8 минут)











































































III Формирование новых знаний и умений (20 минут)








Формулирование темы урока (1 минута)

Формулирование цели урока (1 минута)




Формулирование задач урока (1 минута)















Работа с новым материалом (15 минут)



















Работа с текстом учебника (5 минут)













Физкультминутка
(2 минуты)






Работа в группах
( 6 минут)









Обсуждение поставленных вопросов (6 минут)
















IV Применение полученных знаний и умений (8 минут)

Решение теста (5 минут)





Проверка решения (3 минуты)








Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Хорошо. Полина, назови, кто у нас сегодня отсутствует на уроке (перечисляет отсутствующих). Так, отметили. Спасибо. Теперь - переходим непосредственно к уроку, который начнём с проверки домашнего задания.

Сейчас некоторым из вас будут выданы карточки с заданиями, где необходимо дать определения понятиям, вставить пропущенные слова или – установить соответствия. Время выполнения заданий – 5 минут (учитель раздаёт карточки).
А Алёне – будет дана специальная карточка - подготовить небольшой рассказ о том, как воевала римская армия.

№1. Ответьте на вопросы: кто в легендах и мифах древних римлян носил эти имена? Что вы знаете о них?
Марс –
Веста -
Ромул -
Рем -

№2. Ответьте на вопрос. Что означают эти слова, дайте определения:
Плебей –
Сенат –
Патриций-
Форум –

№3. Ответьте на вопрос. Что означают эти слова, дайте определения:
Плебей -
Консул –
Форум –
Провинция –

№. 4.Найдите соответствие букв и цифр:
А. Битва при Каннах
202 г. до н.э.

Б. Битва при Заме
216 г. до н.э

В. Отмена долгового рабства
753 г. до.н.э.

Г. Установление республики в Риме
509 г. до н.э.

Д. Основание Рима
326 г. до н.э.


А

Б

В

Г

Д



№ 5. Заполните пропуски в предложениях. Используя слова в скобках.
Не все жители Рима были его гражданами. __________________ - насильственно переселенные в Рим – не имели прав и должны были во всем подчиняться ____________________ - потомкам _________________ Рима. Но скоро они добились права выбирать представителей – народных ____________________ . для управления Римом выбирались два _________________, а в случае опасности назначался ______________ сроком на полгода.
(патрициями, основателей, консула, диктатор, плебеи, трибунов).

№ 6. Заполните пропуски в предложениях. Используя слова в скобках.
____________________ в ходе 2 Пунической войны перешел с войском заснеженные горы ____________________, считавшиеся непроходимыми, привлек на свою сторону ____________ и разбил римское войско в битве при ___________________. Римляне панически боялись ___________________ и, только напав на город _______________ сумели заставить его уйти из Италии.
(Альпы, галлов, Ганнибала. Каннах, Карфаген, Ганнибал).

Карточка.
Подготовь рассказ, о том, как воевала римская армия. Для этого вспомни:
- какие государства смог подчинить себе Рим во 2 в. До н.э.? (воспользуйся картой).
- какие технические приспособления использовали римляне?
Как были вооружены войны Рима?
Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?
Вывод.


Пока часть класса работает с карточками, мы со всеми остальными будем разгадывать путаницу. Нам необходимо верно расставить буквы в словах, чтобы получить название (учитель демонстрирует слайды презентации).
Человек, пользующийся привилегиями и несущий обязанности перед государством «ДАЖНАГРАИН» - гражданин
Член совета старейшин в Риме «РОТЕНАС» - сенатор
Правитель Рима, избираемый на 1 год «ЛУСОКН»- консул
Основная единица римского войска «ГОНЕЛИ» - легион
Царь, которого Рим убедил не помогать Македонии «ТОИНАХ» - Антиох.

Так, молодцы! Отведённое на выполнение самостоятельной работы время – истекает, поэтому – сдаём карточки. А Алёна, работавшая со специальной карточкой, озвучит нам небольшой рассказ о том, как воевала римская армия (учитель выслушивает доклад Алёны, по мере необходимости – делает уточнения).
Хорошо! Молодец! Спасибо. Присаживайся.

Какой вывод вы можете сделать? «Как воевала римская армия?»
Молодцы!


Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу? Посмотрите внимательно на экран (учитель переключает слайд)!
Кого вы увидели?
Рабов!
Почему вы так решили? Как определили? Как вы думаете, кто такой раб?

Раб – это человек, лишённый всех прав, и являющийся собственностью другого человека.

Итак, поскольку мы с вами изучаем Древний Рим, и наша речь сегодня зашла о рабах, то теперь - вы сможете сформулировать и тему нашего урока
Итак, тема нашего урока (учитель переключает слайд): РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

Теперь – откройте параграф 49 на странице 238. Посмотрите внимательно на пункты параграфа, выделенные жирным шрифтом, и ответьте на вопросы: о чём мы будем сегодня говорить?

Значит, цель нашего урока: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОЛОЖЕНИЕМ РАБОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

Для того чтобы нам успешно достичь поставленной цели, мы должны найти ответы на следующие вопросы (учитель переключает слайд):
Источники рабства.
Использование труда рабов в Риме.
Рабы-гладиаторы.

Итак, формулируем задачи урока, а именно:
- с чем нам сегодня предстоит познакомиться;
- что выяснить;
- и что узнать.

Задачи урока (учитель переключает слайд):
- познакомиться с основными источниками рабства в Древнем Риме;
- выяснить, как использовался в Риме труд рабов;
- узнать, кто такие рабы-гладиаторы.

Итак, перед нами вопрос:
ПОЧЕМУ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПОЯВИЛОСЬ МНОЖЕСТВО ДЕШЕВЫХ РАБОВ? В ЧЕМ БЫЛО ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ РАБА ОТ СВОБОДНОГО?
Давайте посмотрим на экран (учитель переключает слайд), где даны слова, характеризующие как рабов, так и свободных граждан. Какие из слов характеризуют только рабов, какие – только свободных граждан, а какие – могут относиться и к тем, и к другим одновременно?

Раб: униженный, оскорблённый, работящий, красивый, сытый, молодой, старый, умный, образованный, закалённый, измученный, имеет права, измождённый, голодный, бесправный.

Молодцы! Теперь мы – знаем, в чём заключаются основные отличия раба от свободного человека.
Переходим к вопросу – источники рабства.


Источники рабства.

ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ, КАК СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОГ СТАТЬ РАБОМ?

Чтобы ответить на этот вопрос, читаем про себя пункт первый параграфа 49. Кто будет готов – поднимаем руки.


Плен

Пиратство

Дети рабов

Долговое рабство











Рынок рабов




ПОДУМАЙТЕ, КАКОЙ ИСТОЧНИК РАБСТВА БЫЛ ГЛАВНЫМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ? ПОЧЕМУ?
Молодцы!! Теперь пришла пора немного передохнуть и сделать небольшую зарядку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отдохнули!
Продолжаем дальше!
Теперь – нам необходимо выяснить, как использовался труд рабов в Древнем Риме, и кто же такие гладиаторы.
Для выполнения поставленных задач, мы разобьёмся по колонкам на 3 группы, каждая из которых – будет заниматься исследованием следующих вопросов:
1 колонка – исследует вопрос «Как жили рабы в имении землевладельца». Для этого – смотрим на страницу 238 учебника, находим пункт «Рабы в имении землевладельца», и начинаем внимательно про себя читать текст пункта параграфа.
2 колонка - исследует вопрос «Как жили рабы в богатом доме». Для этого – открываем страницу 240 учебника, читаем пункт 3 параграфа.
3 колонка – изучает вопрос «Кто такие рабы-гладиаторы» (пункт 4 параграфа).
На исследование вам даётся 5 минут, после чего – переходим к обсуждению поставленных вопросов (в это время учитель проверяет карточки, объявляет оценки за выполненные задания).

Итак, время истекло:
1 колонка: «Как жили рабы в имении землевладельца»?
2 колонка: «Как жили рабы в богатом доме»
3 колонка: «Кто такие рабы-гладиаторы»

Молодцы!!
Возвращаемся к главному вопросу нашей сегодняшней темы:
ПОЧЕМУ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПОЯВИЛОСЬ МНОЖЕСТВО ДЕШЕВЫХ РАБОВ? В ЧЕМ БЫЛО ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ РАБА ОТ СВОБОДНОГО? Обоснуйте свой ответ.

Вывод. Итак, сегодня на уроке мы с вами:
- познакомились с источниками рабства в Древнем Риме;
- выяснили, как использовался в Риме труд рабов;
- узнали, кто такие рабы-гладиаторы


Предлагаю вспомнить основные моменты урока, используя небольшой тест (учитель переключает слайды презентации):
Специальное сооружение для гладиаторских игр называется (варианты ответов)? Амфитеатр
Как называется система общественных взаимоотношений, где человек является собственностью другого человека и где используется труд рабов (варианты ответов)? рабство.
Лицо, являющееся собственностью другого человека и использовавшееся в качестве рабочей силы (варианты ответов)? Раб
Бойцы, которые сражались между собой на забаву публике на специальных аренах (варианты ответов)? гладиаторы

Проверка теста (учитель переключает слайд, на котором даны верные ответы на вопросы теста).
Отметка «5» - тест выполнен верно (без ошибок)
Отметка «4» - в тесте допущена одна ошибка
Отметка «3» - в тесте допущено две ошибки
Отметка «2» - в тесте допущено более двух ошибок.
Оценили! Подняли руки, у кого всё верно; кто допустил одну ошибку??
Есть такие, кто не справился с заданием?

Учащиеся проверяют готовность к уроку.









Часть класса работает с карточками.

























































Все остальные, кто не работает с карточками, разгадывают путаницу

Учащиеся сдают учителю карточки. Алёна, работавшая со специальной карточкой, рассказывает о том, как воевала римская армия

Учащиеся дают ответы, делают вывод





Учащиеся дают ответы, формулируют выводы






Учащиеся формулируют тему урока


Учащиеся открывают учебник, бегло просматривают пункты параграфа, дают ответы

Формулируют цель










Формулируют задачи

















Учащиеся выбирают из предложенного списка понятия, которые характеризуют: только рабов, только свободных, и рабов, и свободных одновременно








Учащиеся открывают учебник, знакомятся с первым пунктом параграфа 49








Учащиеся отвечают на поставленные вопросы




Физорг выходит к доске. Учащиеся делают зарядку.












Учащиеся исследуют положение разных категорий рабов в Древнем Риме


Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы, подводят итоги исследований



Учащиеся дают ответы на главный вопрос темы, подводя её итог










Учащиеся решают предложенный учителем тест, закрепляют пройденный материал





Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга тест, ставят отметки





Учащиеся поднимают руки


Домашнее задание
( 2 минуты)

Теперь – открываем дневники, записываем домашнее задание (учитель – переключает слайд, на котором отражено домашнее задание).

Задание: прочитать параграф 49. Подготовить рассказ о применении рабского труда от имени:
1 колонка - богатого аристократа;
2 колонка – римского торговца;
3 колонка – свободного гражданина.

Домашнее задание всем понятно? Вопросы есть?


Учащиеся открывают дневники, записывают домашнее задание.





Учащиеся, если необходимо, задают вопросы



V Подведение итога урока. Рефлексия (4 минуты)













Дополнительный материал

Итак, подводим итог урока.
Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?
Достигли ли мы поставленной цели?
Что показалось вам на этом уроке особенно неожиданным и интересным?
Кому было сложно? В каком моменте?
Оцените себя, как вы поработали на уроке, поставив на полях тетради смайлик.


Молодцы! Сегодня на уроке – вы хорошо работали! Выставляем отметки, подходим с дневниками.


Урок окончен! До свидания!

Решение задач.
1. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.
- Какие выводы можно сделать из этих данных? (Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями.)
2. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. В период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала.
- Какие рабы ценились особенно дорого? (Рабы, привезенные из Греции, физически сильные рабы.)
Свое мнение аргументируйте.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы




Учащиеся в тетради оценивают свою работу на уроке

Учащиеся выставляют отметки в дневники, подходят к учителю за подписью.

Учащиеся покидают класс.

Если осталось свободное время в конце урока – учащиеся решают предложенные учителем задачи.



Список литературы:
1.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. - М.-2009.
2. Г. Ферреро. Величие и падение Рима.
Древний Рим. // Книга для чтения. / Под ред. Утченко С. Л. М., 1950.
3. История древнего мира в художественно-исторических образах. /Под ред. Волобуева О.В., Шестакова А.В. М., 1978.
4. Книга для чтения по истории древнего мира. / Под ред. Немировского А.И. М., 1981.
5. Петрова Н.Г., Смышляев А.Л. История древнего Рима. М., 1995.
6. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. М., 1964.
7. Хефлинг Г. Римляне. Рабы. Гладиаторы. М., 1992.
8.Ф. Бронников. Место казни в Древнем Риме