Рабочая программа кружка с оздоровительной направленностью по ФГОС

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Вяткинская основная общеобразовательная школа»
Каргапольского района Курганской области

Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО:______________ директор
(Н.Н.Ленских) МКОУ «Вяткинская ООШ»_________
· (М.И.Кочкина)




Программа курса внеурочной деятельности
«Расти здоровым»
по спортивно-оздоровительному направлению






Автор программы:
Кочкина Нина Алексеевна,
учитель физической культуры







с. Вяткино, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Расти здоровым» разработана на основе примерной программы Л.А.Обухова «135 уроков здоровья».
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В 2011-2012 учебном году в МКОУ «Вяткинская основная общеобразовательная школа» в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009г. № 373 введены ФГОС в 1-х классах. Внеурочная деятельность является частью учебного плана школы и формируется участниками образовательного процесса. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организована по разным направлениям. Одно из них спортивно-оздоровительное.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Расти здоровым» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Здоровье человека тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы курса «Расти здоровым».
Цель программы: формирование у обучающегося позиции признания ценности здоровья, мотивации на сохранение чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Задачи:
обучающие:
– приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни;
развивающие:
– развитие физических качеств;
– развитие коммуникативных умений;
воспитательные:
– формирование культуры общения;
– формирование чувства ответственности за свое здоровье;
– формирование чувства коллективизма и взаимовыручки.
Данная программа строится на следующих принципах:
Научность. В основе программы содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступность. Содержание курса строится в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системность. Взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Занятия носят спортивно-оздоровительный характер.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Обеспечение мотивации: быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7 лет, реализуется за 1 год. На изучение курса отводится по 1 часу в неделю, 32 часа в год в 1 классе.
Формы организации и виды деятельности
Формы организации:
- по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
- по месту проведения: школьная (в классе, в спортзале, на спортивной площадке), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии);
Основные виды занятий: викторины, игры, игра - путешествие, сообщение Докторов Природы, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия, деловая и ролевая игра, рассказ, беседа.
Особенности проведения занятий:
- интегрированный подход к обучению;
- фантазирование;
- аудио сопровождение;
- просмотр видеофильмов.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.
Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок;
прослушивание песен и стихов;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
– получение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела;
– приобретение школьниками знаний о содержании разнообразных игр;
– получение первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;
– приобретение знаний о технике безопасности на занятиях;
– получение знаний о правилах бесконфликтного поведения;
– основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
– особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
– особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
– основы рационального питания;
– правила оказания первой помощи;
– способы сохранения и укрепление  здоровья;
– основы развития познавательной сферы;
– значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
– знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Прогнозируемые результаты
Универсальными компетенциями учащихся на этапе внеурочной деятельности являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 
- развитие творческой активности каждого ребенка;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином государственном пространстве. 
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:    
- укрепление здоровья воспитанников;
- укрепление связи между семьей и школой;
- организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований;
- соблюдение требований по технике безопасности в местах проведения мероприятий.
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием двигательных действий;
- представлять программу занятий как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема

Количество часов



Всего
Теория
Практика

1-2
Дружи с водой
2
1
1

3
Глаза – главные помощники человека
1
0,5
0,5

4
Подвижные игры
1
-
1

5
Чтобы уши слышали
1
0,5
0,5

6 -8
Уход за зубами
3
1,5
1,5

9
Подвижные игры
1
-
1

10
«Рабочие инструменты» человека
1
0,5
0,5

11-13
Забота о коже
3
1
2

14
Подвижные игры
1
-
1

15-16
Как следует питаться
2
1
1

17
Сон – лучшее лекарство
1
0,5
0,5

18
Какое настроение?
1
0,5
0,5

19
Я пришёл из школы
1
0,5
0,5

20
Подвижные игры
1
-
1

21-22
Я - ученик
2
1
1

23-24
Вредные привычки
2
1
1

25
Подвижные игры
1
-
1

26
Скелет – наша опора
1
0,5
0,5

27
Осанка – стройная спина
1
0,5
0,5

28
Если хочешь быть здоров
1
0,5
0,5

29
Правила безопасности на воде
1
0,5
0,5

30-31
Подвижные игры
2
-
2

32
Обобщающий урок
Подвижные игры по выбору детей
1
0,5
0,5


Итого
32
12
20


Содержание программы
Тема 1. Дружи с водой. (1час)
Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Тест. (Приложение 1) Советы доктора Воды. Игры «Доскажи словечко», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки».
Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. Игры: «Салки», «День и ночь».
Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Игры на внимание: «Узнай, чей голосок», «Запрещенное движение».
Тема 4. Подвижные игры. (1час)
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три-беги!»
Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха. Игры с прыжками (Салки на одной ноге, Попрыгунчики-воробушки, Волк во рву).
Тема 6. Почему болят зубы. (1час)
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Игры с бегом (К своим флажкам, Пустое место)
Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. Игры на внимание (Узнай, чей голосок, Запрещенное движение)
Тема 9 Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Охотники и утки», «Совушка», «Не пропусти мяч».
Тема 10«Рабочие инструменты» человека. (1час)
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.
Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. (Приложение 2)
Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 14. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета»,
Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. Тест. (Приложение 3)
Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Дорожка здоровья», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Тема 18. Как настроение? (1час)
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.
Сюжетные игры: «Два Мороза», «У медведя во бору», «Кошки-мышки».
Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)
Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. Веселые старты- «В здоровом теле - здоровый дух»
Тема 25. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр с мячом (Волшебный мяч, Метко в цель, Охотники и утки, Передал –садись, Гонка мячей по кругу)
Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)
Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Игры на осанку (Гномы, великаны, Кувшин на голове, Канатоходцы)
Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. Игры на осанку (Гномы, великаны, Кувшин на голове, Канатоходцы, Осанка, Короли, Школа моделей)
Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это» (Приложение 4)
Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Игры на развитие дыхания (Ветер, Хомячки, Передай листок, Оркестр, Мыльные шарики)
Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)
Игры на развитие координации движения (Броуновское движение, Равновесие, Эстафеты с предметами и без), сюжетные игры («Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору, «Кошки-мышки».
Тема 32. Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (1час)
Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.
Календарно-тематическое планирование

Тема
Основное
содержание занятия
Кол-во часов
Формы и методы работы

1
Советы доктора Воды.
Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Тест. Советы доктора Воды. Игры «Доскажи словечко», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки».

1
Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки
Наглядные: демонстрация, «Сказка о микробах»
Практические: анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка

2
Друзья Вода и Мыло.
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. Игры: «Салки», «День и ночь».

1
Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки
Наглядные: демонстрация, «Сказка о микробах»
Практические: анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка

3
Глаза – главные помощники человека.
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Игры на внимание: «Узнай, чей голосок», «Запрещенное движение».

1
Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Наглядные: наблюдение опыта
Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

4
Подвижные игры
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», «Раз, два, три-беги!»

1
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание подвижных игр
Практические: подвижные игры

5
Чтобы уши слышали.
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха. Игры с прыжками (Салки на одной ноге, Попрыгунчики-воробушки, Волк во рву).

1
Словесные: беседа по теме, рассказ
Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение
самомассажа ушей
Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей»

6
Почему болят зубы.
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

1
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы», стихотворение «Как поел, почистил зубки»

7
Чтобы зубы были здоровыми.
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Игры с бегом (К своим флажкам, Пустое место)
1
Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе»

8
Как сохранить улыбку красивой.
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. Игры на внимание (Узнай, чей голосок, Запрещенное движение)
1
Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе»

9
Подвижные игры
Разучивание игр «Охотники и утки», «Совушка», «Не пропусти мяч».

1
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание подвижных игр
Практические: подвижные игры

10
«Рабочие инструменты» человека.
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

1
Словесные: беседа по теме
Наглядные: наблюдение
Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка

11
Зачем человеку кожа
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

1
Словесные: беседа по теме, рассказ
Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа»
практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка

12
Надёжная защита организма
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.
1
Словесные: беседа по теме, рассказ
Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа»
практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка

13
Если кожа повреждена
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
1
Просмотр фильма «ПМП при ушибах и ссадинах»
Практическая работа в парах

14
Подвижные игры
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета»

1
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание подвижных игр
Практические: подвижные игры

15
Питание – необходимое условие для жизни человека
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

1
Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся», беседа по теме, продолжение сказки
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение
Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка

16
Здоровая пища для всей семьи
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. Тест.

1
Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся», беседа по теме, продолжение сказки
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение
Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка

17
Сон – лучшее лекарство
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Дорожка здоровья», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

1
Словесные: беседа, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника»
Практические: игра, оздоровительная минутка

18
Какое настроение?
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Сюжетные игры: «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Два Мороза».

1
Словесные: беседа по теме
Наглядные: наблюдение
Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

19
Я пришёл из школы
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

1
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации,
Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки
Практические: выполнение заданий, игра, тест, рисование, анкетирование, оздоровительная минутка

20
Подвижные игры
Подвижные игры по выбору детей
1


21

22
Я - ученик
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
2
Словесные: беседа, анализ ситуации
Наглядные: стихотворение Б. Заходера «Перемена», рассказ «Федя на перемене», рассказ М. Куниной «В гардеробе»
Практические: оздоровительная минутка, игра

23
24
Вредные привычки
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. Веселые старты- «В здоровом теле - здоровый дух»

2
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, рассказ, заучивание слов
Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки
Практические: решение задач, оздоровительная минутка, разыгрывание ситуации

25
Подвижные игры
Разучивание игр с мячом (Волшебный мяч, Метко в цель, Охотники и утки, Передал-садись, Гонка мячей по кругу)

1
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание подвижных игр
Практические: подвижные игры

26
Скелет – наша опора
Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Игры на осанку (Гномы, великаны, Кувшин на голове, Канатоходцы)

1
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации
Наглядные: плакат «Скелет человека»,
Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

27
Осанка – стройная спина
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. Игры на осанку (Гномы-великаны, Кувшин на голове, Канатоходцы, Осанка, Короли, Школа моделей)
1
Словесные: беседа по теме, анализ ситуации
Наглядные: плакат «Скелет человека»,
Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

28
Если хочешь быть здоров
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это»

1
Словесные: беседа по теме, объяснение
Наглядные: выставка рисунков
Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка

29
Правила безопасности на воде
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Игры на развитие дыхания (Ветер, Хомячки, Передай листок, Оркестр, Мыльные шарики)

1
Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: выполнение заданий, оздоровительная минутка

30
31
Подвижные игры
Подвижные игры. Весёлые старты Игры на развитие координации движения (Броуновское движение, Равновесие, Эстафеты с предметами и без), сюжетные игры («Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору, «Кошки-мышки».
2
Словесные: беседа по теме
Наглядные: разучивание подвижных игр
Практические: подвижные игры

32
Обобщающие уроки «Доктора природы»
Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

1
Словесные: беседа по теме, анализ ситуаций, работа с пословицами, заучивание слов
Наглядные: рисунки любимых детских персонажей
Практические: дидактические игры, подвижные игры


Учебно – методическое обеспечение
1. Материально – техническое обеспечение:
коврики на всех;
гимнастические маты;
гимнастические скамейки;
мячи и воздушные шары;
дорожка здоровья;
палочки «обережки»;
обручи;
скакалки;
гантели;
гимнастическая стенка;
гимнастические палки;
видеомагнитофон с комплектом видеокассет.
2. Учебно – методическое обеспечение:
учебная программа;
литература по курсу.

Список литературы
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А., Жиренко, О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
Интернет-ресурсы
Название ресурса
Ссылка

Рабочая программа кружка «Школа здоровья».
https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-shkola-doktorov-zdorovya-651513.html

Рабочая программа кружка «Уроки здоровья».
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fxn--140-5cd3cgu2f.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai%2Ffile%2Fdownload%2F937&name=937&lang=ru&c=585ff8b36355&page=7

Рабочая программа кружка «Уроки здоровья».
http://xn--10-6kc3bfr2e.xn--90anbvlob.xn--p1ai/files/files/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F.pdf

Рабочая программа кружка «Уроки здоровья».
https://multiurok.ru/zinel/files/rabochaia-proghramma-shkola-doktorov-zdorov-ia.html







Приложение 1
Тест № 1 «Как я отношусь к своему здоровью»
(входящий контроль 1 год обучения)
Ответь «ДА» если это высказывание о тебе (отвечать нужно честно)
1. Я встаю и ложусь спать в одно и тоже время
2. Я кушаю три раза в день и больше
3. Я ужинаю за 2-3 часа до сна
4. Я считаю, что гулять необходимо каждый день в любую погоду, и старюсь так поступать
5. Я мою руки перед едой
6. Я чищу зубы каждый день
7. Я каждый день ем овощи и фрукты
8. Я смотрю телевизор и сижу за компьютером в общем не больше 2х часов в день
9. Я стараюсь не употреблять в пищу чипсы, сухарики, газированные напитки
10. Я делаю зарядку по утрам
11. Я знаю, где правильно переходить проезжую часть дороги
12. Я считаю, что заботиться о своём здоровье необходимо
Ключ: ответ «ДА» - 1балл, ответ «НЕТ» - 0 баллов.
10-12 баллов – ты ведешь здоровый образ жизни
7-9 баллов – ты стараешься, но не всегда получается.
0-6 баллов – ты не обращаешь внимания на свое здоровье.
Приложение 2
Тест № 2 «Соблюдаешь ли ты режим дня»
(текущий контроль 1 год обучения)
Как ты считаешь, нужно ли.
1. просыпаться каждый день в одно и тоже время
2. завтракать, обедать и ужинать в одно и тоже время
3. ложиться спать в одно и тоже время
4. делать зарядку по утрам
5. делать уроки в одно и тоже время
6. ежедневно гулять или играть на свежем воздухе
Как ты считаешь, можно ли
7. нарушать свой режим дня
Ключ:
6-7 баллов – ты соблюдаешь режим дня
4-5 баллов – ты стараешься соблюдать режим дня, но не всегда получается
0-3 балла – ты не соблюдаешь режим дня
Приложение 3
Тест №3 «Правильно ли Вы питаетесь?»
(текущий контроль 1 год обучения)
1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?
а) Три раза в день и больше.
б) Два раза.
в) Один раз.
2.  Всегда ли Вы завтракаете?
а)  Всегда.
б) Не всегда.
в) Никогда.
3.  Из чего состоит Ваш завтрак?
а)  Каша и чай.
б) Мясное блюдо и чай.
в) Чай.
4.  Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом  ужином?
а) Никогда.
б) Один-два раза в день.
в) Три раза и более.
5.  Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?
а) Три раза в день.
б) Один-два раза в день.
в) Два-три раза в неделю.
6. Как часто Вы едите жареную пищу?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
7.  Как часто Вы едите выпечку?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в)  Каждый день.        
8. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?
а) Три-четыре раза.
б) Один-два раза.
в) Один раз и реже.
9. Сколько раз в неделю Вы едите мясо?
а) Три-четыре раза.
б) Один-два раза.
в) Один раз и реже
10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?
а) Менее трёх раз в неделю.
б) Каждый день.
в)  От 3 до 6 раз в день.
Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.  
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:
0 - 10 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;
11 - 14 баллов - надо улучшить питание;
15 - 20 балла - отличный режим и качество питания

Приложение 4

Тест № 4 «Что мы знаем о здоровье»
(итоговый контроль за 1 год обучения)
1. Что вредит здоровью?
а) игры на свежем воздухе
б) малоподвижный образ жизни
в) плавание, катание на лыжах
2.Что не вредит здоровью?
а) курение
б) закаливание
в) спиртное
3. Что не поможет организму стать сильнее?
а) занятие спортом
б) закаливание
в) вкусная пища
4. К средствам личной гигиены относятся:
а) украшения,
б) домашние тапочки,
в) расчёска.
5. Какое питание нельзя назвать здоровым?
а) регулярное
б) без спешки
в) однообразное
6. Для чего человек питается? а) для получения воды и витаминов, б) для получения питательных веществ, в) для получения кислорода. 
7. Что происходит с пищей в желудке? а) пережевывание пищи, б) переваривание, в) перемешивание с желудочным соком.
8. Что надо сделать, если перед тобой продукт, на упаковке которого нельзя прочесть название?
а) купить,
б) спросить совета у взрослого,
в) не надо покупать этот продукт.
9. Для чего нужны зубы?
а) для определения вкуса еды,
б) для пережёвывания пищи,
в) для красоты.
10. Когда нужно использовать зубную пасту?
а) только после еды,
б) утром и вечером при чистке зубов,
в) когда хочется.
Ключ:  (1 бал -1 правильный ответ)
10 баллов - ты хорошо осведомлён о здоровье
8-9 баллов – тебе надо задуматься о здоровье
Меньше 8 – твоё здоровье в опасности.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15