Библиотечный урок Знакомство с библиотекой


ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ.
Цели.
1. Дать учащимся базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) - «библиотека», «книжный фонд», « читальный зал».
2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг -попросить подобрать себе книгу.
4. В воспитательных целях ознакомить детей с « Правилами поведения в библиотеке».
5. Дать понятие об основных элементах книги (обложка, корешок, титульный лист, предисловие, оглавление, иллюстрация). Привить любовь к книге, к культурному чтению.

Книга - наставник,
Книга - бесценный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
если ты выпустишь книгу из рук.
( В. Боков)
ХОД УРОКА
Здравствуйте, дети!
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под вашим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».
В нашей библиотеке одно отделение: абонемент. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку -ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
И мы с вами должны книги и учебники: что делать? - БЕРЕЧЬ!
Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
• НЕЛЬЗЯ КНИГИ ПЕРЕГИБАТЬ.
• НЕЛЬЗЯ ЗАГИБАТЬ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ.
• НЕЛЬЗЯ ЗАКЛАДЫВАТЬ В КНИГИ КАРАНДАШИ, РУЧКИ.
• А КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЕЩЬ, КОТОРОЙ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГ? ЗАКЛАДКА.
• НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ И РИСОВАТЬ В КНИГАХ.
• НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ КНИГИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.
Сегодня мы поговорим о том, как построена книга.
У меня в руках книга. Что мы видим?
- Обложка (или переплет). Для чего она нужна? (Ответы детей).
- Правильно. Обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет тебе, кто написал книгу, как она
называется. А если есть картинка, то можно догадаться. О чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.
Открываем книгу: первая страница книги - ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:
1. Кто написал это произведение?
2. Каково его заглавие?
3. Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению?
4. В каком городе, и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет?

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КНИГА?
В России в старину простой люд писал на бересте, а государственные бумаги - указы и грамоты - на специально обработанной тонкой коже - пергаменте, который скатывался в трубочки - свитки.
Люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором можно было бы писать. Пытливый ум человека изобрел бумагу. Это было великое изобретение, потому что с появлением бумаги стало быстро расти число книг. Как же делают бумагу? Из чего?
Из дерева. Но для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги, нужно потрудится обращаться с ней бережно.
А теперь посмотрим, как вы запомнили то, о чем говорилось на уроке.
У меня в руках цветок-ромашка с правильными ответами (На лепестках «ромашки» написаны слова: титульный лист, обложка, оглавление, содержание, предисловие).1. Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги? Наш цветок может подсказать ответ.
2.  Как можно быстро узнать, о чем книга?
3.  Что поможет быстро найти рассказ или главу?
4.  Что предохраняет книгу от повреждения?
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.
К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого.
Помогите мне узнать их авторов.
« Спасите! Нас съел серый волк!»
«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»
«Все окончилось благополучно, только хвост остался впроруби».
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»
«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче
объелись, и у нас животы разболелись!»
« От дедушки у шел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»
А сейчас я предлагаю вам назвать сказку, где живут эти персонажи:
1. Дядя Федор, кот Матроскин,  пес  Шарик,  почтальон  Печкин, Галчонок. ( «Каникулы в Простоквашино»)
2. Мартышка, удав, попугай, слоненок ( «38 попугаев»)
3. Поросенок Пятачок, ослик Иа, Кролик, медвежонок Вини. ( «Винни-Пух и все, все, все»)
4. Король, принцесса, кот. пес, петух, осел. («Бременские музыканты»).
Заключение: обобщение по игре, полезно отметить каждого ученика, никого не обижая.
Итоги      урока.
- Кто вспомнит, что такое библиотека? (дом книг)
- Как называется отделение библиотеки, где книги выдают на дом? (абонемент)
- Какие книги не выдают в библиотеке на дом? (энциклопедии исправочники)
- Чего нельзя делать с книгами?
- Как нужно вести себя в библиотеке? (тихо)
- На сколько дней в библиотеке выдают книги?
- Почему нельзя терять библиотечные книги?
- Как называется этот документ? (показывает формуляр)
- Понравился вам урок?
ИГРА- презентация.Приглашаем вас посетить нашу библиотеку и стать ее читателями.
(Сообщить режим работы библиотеки, раздать приглашения).
ХОЧУ ЗАКОНЧИТЬ УРОК СЛОВАМИ К. Паустовского:       «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги».