План-конспект по Литературному чтению на тему: Юрий Иванович Ермолаев «Два пирожных».


Тема урока: Юрий Иванович Ермолаев «Два пирожных».
Цели: Образовательная: Рассказать о жизни и творчестве писателя Ю.Ермолаева на примере рассказа «Два пирожных». Развивающая: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать кругозор, воображение, мышление, память и грамотную речь, умение вести диалог, участвовать в беседе. Воспитательная: Интерес к чтению, уважение к старшим, взаимопомощь.
Оборудование: презентация, картинки, разрезанные пословицы, портрет писателя, выставка книг Ю.Ермолаева.
Ход урока
Орг. Момент
Здравствуйте, ребята! Начинаем самый волшебный урок- урок чтения. Это урок волшебный ,потому что чтение может перенести нас в любое место на планете и даже за ее пределами. Нам не нужны самолеты и ракеты только книга и умение фантазировать.
Актуализация знаний
1.Начнем с речевой разминки, чтобы подготовиться к чтению.
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
( все шепотом повторяют скороговорку, 2-3 ученика вслух)
2. Соберите пословицы, у вас на партах лежат части пословиц( работа в парах).
Сердце матери греет лучше солнышка.
Жизнь дана на добрые дела.
Новая тема
1.Формулировка темы и целей урока.
Сегодня мы продолжаем говорить о дружбе. Но дружба может быть не только со сверстниками. Какие поговорки вы собрали? Как вы думаете о чем будем сегодня читать?( ответы детей) Да, сегодня мы поговорим о добрых делах и о маме .
2.Беседа. Мама это наш самый лучший друг. Какие самые лучшие качества нужно должны быть в отношениях с мамой? (Дети перечисляют положительные качества) Посмотрите на доску , все ли качества являются положительными:

Открываю тему урока Юрий Иванович Ермолаев «ДВА ПИРОЖНЫХ»
Ермолаев Юрий Иванович (1921—1996) — российский детский писатель, драматург, корреспондент, актёр театра.
Родился в 1921 году в Г. Москве. Окончив школу, в 1943 году он поступил учиться в Театральном училище имени М.Щепкина. Став актером, он играл в спектаклях московских театров, потом работал на радио. Свои первые рассказы Юрий Иванович Ермолаев прочитал на радио.
Первая его книга «Почему рассердились бумажные полоски» была издана в 1960 году. Юрий Ермолаев написал несколько популярных повестей: «Дом отважных трусишек», «Нежданно — негаданно», «106 пропавших часов»
Вот несколько книг писателя, которые есть в нашей библиотеке. Прочитайте их обязательно, помните мы говорили в начале урока, что книга это увлекательное путешествие.
3. Подготовка к чтению. Перед тем как начать читать посмотрите какие сложные слова нам встретятся в рассказе, прочитайте их шепотом.
Пу-те-ше-стви-е – путешествие
Крен-дель-ки – крендельки
Рас-сме-я-лась – рассмеялась
По-хва-ста-лась – похвасталась
Пи-рож-но-е – пирожное
Словарная работа. Прочитайте слова. Кто знает их значение?
Африка – континент земного шара.
Долина – удлинённая впадина вдоль реки, среди гор.
Конго – река в Африке.
Пальмы – растения южных стран с крупными вечнозелёными листьями.
Тропические лианы – вьющееся лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендель – витая сдобная булка, похожая на восьмёрку.
Читаем , все следят по тексту. Я буду говорить, когда читает следующий.
Понравился рассказ? Кто его главные герои? О чем рассказывает Ю.Ермолаев? Давайте прочитаем по ролям. ( выбираем 2 девочек и 1 автора).
Что хотел писатель донести до читателей? Какую главную мысль автор выразил этим произведением? ( Ответы детей)
Главная мысль: Любовь, доброта, взаимопомощь, забота, уважение, внимание – то что должно быть в семье.
А, вы всегда помогаете маме и папе? Что вы делаете по дому? (ответы детей)
Физкультминутка
Бабочка. 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
IV. Рефлексия
Давайте охарактеризуем главных героев. На доске написано: Оля и Наташа. Под каждым именем мы напишем :1) Что делали девочки, 2)Что выбрали, 3) Как это их характеризует. Наташа: СЕБЯЛЮБИВАЯ,ЛЕНИВАЯ,НЕЧУТКАЯ,РАВНОДУШНАЯ. Оля: ТРУДОЛЮБИВАЯ,ОТЗЫВЧИВАЯ,ДОБРАЯ,ВНИМАТЕЛЬНАЯ.
4)Какую награду получили,5)Вывод: В ДОБРЫХ РУКАХ РАБОТА СПОРИТСЯ. КАКИЕ ТРУДЫ,ТАКИЕ И ПЛОДЫ.
Итог
Пусть каждый подумает, каким бы он(она) хотел стать после знакомства с эти рассказом?

Домашняя работа
Составь характеристику главных героев рассказа «ДВА ПИРОЖНЫХ».