Конспект урока по литературному чтению на тему Ю.Ермолаев Два пирожных(2 класс)

Учитель: Шихалеева Наталья Аркадьевна.

Класс: 2.

Программа: «Школа России».

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: Ю.Ермолаев « Два пирожных».

Цели урока:
1) Познакомить с творчеством Ю.И.Ермолаева;
2) Познакомить с континентами Земли – Африкой.

Задачи урока:
1) Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикцией;
2) Формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
3) Способствовать расширению кругозора, памяти, мышления.
4) Воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе; доброжелательные отношения к окружающим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:
Портрет писателя, его книги, учебник. Исследовательские работы: «Тропические деревья», «Африка», «Попугаи». Карточки с заданиями, толковый словарь, рисунок домика, карта полушарий.

ТСО: Компьютер, диск с презентацией, экран, проектор.

План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Изучение нового материала:
Подготовительная работа
а) Речевая разминка.
б) Техника чтения.
Знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева:
а) Рассказ о творчестве Ю.Ермолаева.
б) Первичное знакомство с текстом.
в) Словарная работа.
г) Проверка первичного восприятия текста.
д) Чтение и анализ произведения.
е) Исследовательские работы учащихся (Заранее выполненные дома). Темы работ: «Африка», «Тропические деревья», «Попугаи».
ж) Физкультминутка.
Закрепление:
а) Подготовка к выразительному чтению по ролям.
б) Распределение ролей и выразительное чтение по ролям (читаем по ролям).
в) Работа по учебнику.
г) Игра «Перевёртыш».
д) Чтение правил поведения в семье.
е) Творческая работа. (Написать пожелание своей семье).
Обобщение.
Домашнее задание.
Выставление оценок.
Рефлексия.


Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Работа на карточках.
Составьте из слов предложения – пословицы. Выберите 1 вариант - о дружбе; 2 вариант - о матери.
Задание:
Когда, свет, не мил, и, нет, друга.
Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам.
Забывай, помни, зло, а, дружбу.
Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.
Проверка выполненной работы.
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу « Два пирожных».
- Прочитав рассказ, мы и ответим на вопрос.

3. Изучение нового материала.

I. Подготовительная работа
а) Прочитайте скороговорку 3 раза ( Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

б) Техника чтения.
- Прочитай слова по слогам, затем плавно, целыми словами.
пу-те-ше-стви-е - путешествие
пу-те-шест-ву-ю - путешествую
крен-дель-ки - крендельки
рас-сме-я-лась - рассмеялись
по- хва-ста- лась - похвасталась

II. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева.
- Прочитайте, название произведения.
- Кто написал этот рассказ?
- Читали ли мы его произведения?

а) Рассказ о творчестве Ю.Ермолаева.
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им. Щепкина в г.Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги
Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно – негаданно» и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе». Некоторые свои произведения он назвал « Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного. (Презентация к уроку с применением ИКТ, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
б) Первичное знакомство с текстом
- Чтение рассказа учителем. Учебник с.85.
Учебники у детей открыты. По ходу чтения производится словарная работа.

в) Словарная работа. (Презентация к уроку с применением ИКТ, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.
Река Конго- название реки.
Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.
Пальмы деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными перистыми и веерообразными листьями.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
- Что объяснить смысл этих слов, куда я и вы сможем обратиться? Как вы поступите?
(Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, в Интернете.)
- Какие книги вы будете искать? (Энциклопедии)
Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря.

г) Проверка первичного восприятия текста.
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?
- Почему Оля съела два пирожных?

д) Чтение и анализ произведения.
- Чтение «по цепочке». Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
- Анализ произведения.
- О чём попросила мама дочек?
- Чем занималась старшая сестра Наташа?
- Что делала Оля?
- Хотелось ли им мыть посуду?
- Кто из сестёр пошёл помогать маме?
- Что заметила Наташа у Оли?
- Чем были вымазаны губы?
- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
-Определите главную мысль рассказа.
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

е) Исследовательские работы учащихся (Заранее выполненные дома).
Темы работ: «Африка», «Тропические деревья», «Попугаи».

ж) Физкультминутка.
А мы отправимся отдыхать.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот так славно осветились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой.
И отправились домой.

4. Закрепление изученного.
а) Подготовка к выразительному чтению по ролям.
- Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе?
- Назовите действующих лиц.
- Возле слов Оли поставьте карандашом «О», Наташи – «Н», мамы – «М».
- А кто должен прочитать остальные слова? (Автор).
- Какие чувства вы хотели бы выразить, читая роль мамы? А Оли? А Наташи?

б) Распределение ролей и выразительное чтение по ролям.

в) Работа по учебнику.
- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.
- Какое выражение лица у Наташи?
- А у Оли?
- К какому эпизоду относится рисунок?
- Прочитай.

г) Игра «Перевёртыш».
- чтение текста справа налево.
«удусоп ьтымыв, икчод, енм, ак - етигомоП-
: алазакс и утанмок в алшов амаМ»
- Как вы должны ответить маме?

д) Чтение правил поведения в семье.
Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.
- Надо относиться друг к другу с уважением;
- Не кричать друг на друга;
- Называть друг друга по имени;
- Не давать братьям и сестрам обидные клички;
- Во время разговора нельзя перебивать друг друга;
- Нельзя вступать в разговоры старших, если вас не пригласили к разговору;
- Младших сестёр и братьев нельзя обижать.

е) Творческая работа. Написать пожелание своей семье.

5.Обобщение.
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?
- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?
- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел « Я и мои друзья»?

6. Домашнее задание.
Стр.85-86, читать, кратко рассказать.
Самым любознательным: Найти по карте и записать в тетрадь 5 рек, которые протекают в Африке; 5 государств Африки.

7. Выставление оценок.

8. Рефлексия.
- Понравился ли урок?
















13PAGE 15






Приложение 1.pptВПриложение 1.ppt