Конспект занятия кружка Введение в народоведение с использованием нетбуков. Тема занятия Художественные промыслы регионов России. Сказочная Гжель.


Конспект занятия « Художественные промыслы разных регионов России».
Раздел «Велика святорусская земля, а всюду солнышко».
4 класс. (Программа кружка «Введение в народоведение»)
Тема: « Сказочная гжель». Роспись изделий на основе декоративного изображения цветов и листьев гжельской росписи (с использованием нетбуков в программе Tux Paint).
Занятие комплексного применения ЗУН.
Задачи:
Расширять знания учащихся в области декоративно-прикладного искусства на примере гжельской росписи.
Закрепить умения составлять орнамент в соответствии с формой, размером изделия.
Развивать навыки работы в программе Tux Paint.
Формировать навыки планирования и самооценки деятельности.
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны расписать изделия выбранной формы элементами гжельской росписи с использованием возможностей программы Tux Pain по составленному алгоритму.
Ход урока
Этапы работы Деятельность учителя. Методы и приемы работы. Деятельность обучающихся. Формируемые УУД
Психолого-педагогическое обоснование деятельности.
Организационный момент
Оргазация внимания школьников, проверка готовности к занятию.
(слайд 1).
-Ты улыбкой, как солнышком брызни, выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться и ответную искру зажечь. 
-С хорошим настроением начинаем наше занятие. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Осознанное подчинение себя системе нормативных требований и выработка внутренней готовности к реализации деятельности.
Личностные УУД
Готовность и способность к саморазвитию имотивация к познанию нового. 
Мотивационный
Мотивирование учебной деятельности; определение совместной цели деятельности.
(слайд 2).
(слайд 3). -Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это Родина твоя,
Земля твоя родная.
- Красоту России воспевали поэты, музыканты, художники и мастера декоративно-прикладного творчества. На Руси издавна существовали центры народных промыслов, где мастера создавали уникальные по красоте произведения искусства.
Из одного центра народного промысла к нам пришло письмо.
-Догадайтесь, откуда оно?
Сине – голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … 
- Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам гжельских дел мастер. Я приглашаю вас в свою мастерскую. Хочу, чтобы каждый из вас попробовал себя в роли художника гжельской росписи».
- Принимаем приглашение? Сформулируйте цель нашего занятия. Учащиеся взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе.
Учащиеся отвечают: - Гжель
-Будем расписывать изделия элементами гжельской росписи
Мотивационный компонент учебной деятельности.
Возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразованияКоммуникативные:
принятие позиции партнёра
Познавательные: целеполагание.
.Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
(слайд 4) - Чтобы попасть в мастерскую, мы должны разгадать кроссворд, который поможет нам вспомнить особенности гжельской росписи. Волшебная кисть мастера раскроет нам секреты гжельской росписи. (Слова в кроссворде написаны парафином. После каждого ответа детей учитель кистью проводит по нужным клеткам кроссворда, и появляются слова).- Из какого материала сделаны предметы, расписанные гжелью? (глина)
- Основной цвет в росписи? (синий)
- Что является основой декоративной росписи? (орнамент)
- Что такое орнамент? ( Узор из повторяющихся элементов)
о








- Итак, мы в художественной мастерской, в мире красоты, творчества и фантазии. Наша мастерская необычная. Сегодня наш помощник – наш друг – нетбук.
Фронтальная работа учащихся
- из глины
- синий
- орнамент
- узор из повторяющихся элементов Операционный компонент учебной деятельности.
Мотивационный компонент учебной деятельности.
Познавательные:
умение структурировать знания,  использование знаково-символических средств;
анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция учебных действий
Коммуникативные:
достижение договорённостей в принятии общего решения, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Планирование деятельности
Решение проблемной ситуации через самостоятельное составление алгоритма действий, прогнозирование практической деятельности.
(слайд 5).
- Чем похожи эти предметы? (элементы росписи)
– Чем отличаются? (форма, размер, орнамент)
- Какие бывают орнаменты? (в полосе, в круге)
- От чего зависит выбор орнамента? (от формы изделия)
Перед нами проблема: что нужно составить художнику,чтобы изделие получилось красивым? - элементами росписи
- формой, размером, орнаментом
- в полосе, круге
- от формы изделия
-нужно составить алгоритм (порядок) работы Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные:
управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Составление плана действий. (Работа на нетбуках).
Установление правильности и осознанности изученного материала;
развитие умения, позволяющего обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Самопроверка.
(слайд 6). Через подключение по локальной сети в программе e – LearningClass V6.0. учитель отправляет файл (Werd) на персональные нетбуки учащихся. Элемент
Форма
Орнамент
Учащиеся принимают документ, открывают его и самостоятельно составляют алгоритм действий, переставляя названия этапов работы (форма, элемент, орнамент). По окончании работы осуществляется проверка: учащиеся отправляют файл учителю на сервер и учитель демонстрирует работы. Учащиеся комментируют составленный алгоритм.
Операционный и регулятивный компоненты деятельности.
Деятельностный подход в решении проблемы.
Познавательные:
установление причинно-следственных связей,
выдвижение гипотез и их обоснование; принятие и анализ сообщений с использованием ИКТ; фиксирование информации с помощью инструментов ИКТ.
Личностные: самопознание
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения.
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения
-Кто попробует доказать, что составленный алгоритм действительно правильный?
Работая в парах на фланелеграфах составьте орнамент своего изделия в соответствии с выбранной формой.
На фланелеграфе учащиеся, работая в парах, составляют орнамент из цветочных элементов по составленному алгоритму, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, обосновывают своё мнение.
Познавательные:
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств;
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные:
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.
Зарядка для глаз
( слайд 7). Этап применения знаний и способов действий.
Развитие умение самостоятельно применять знания на практике; реализация творческого потенциала; совершенствование умения работать в программе TuxPaint.
( слайд 8).
-Приступаем к практической части нашего занятия.
Входим в программу Tux Pain.
- Повторим правила составления орнамента (по слайду)
-Каждый должен приложить свои умения, фантазию, чтобы ваше изделие получилось красивым. Все прекрасное создаётся с хорошим настроением и вдохновением. (Звучит музыка).
В процессе работы учитель, используя функцию локальной сети «наблюдение и контроль», осуществляет пошаговый контроль по результату. отслеживает процесс деятельности, дает рекомендации.
Обучающиеся входят в программу Tux Pain.
Читают по слайду презентации правила:
1.Крупные элементы располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения.
2. Кант – по краю.
3.Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало.
Используя функции программы Tux Pain («штампы», «магия»,«формы»,»краски»), обучающиеся выбирают изделие и расписывают его элементами гжельской росписи. ( Приложение 6)
Операционный и регулятивный компоненты деятельности.
Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач; фиксирование информации с помощью инструментов ИКТ; реализация творческого потенциала;.передача в собственной художественно-творческой деятельности специфики народных художественных промыслов.
Личностные: восприятие прекрасного и эстетического на основе знакомства с народной художественной культурой.Регулятивные:
коррекция в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
Обеспечение развития у школьников способности к оценочным действиям.
(слайд 9)
Мотивирование на более высокий уровень усвоения знаний
(слайд 10)
Рефлексия
Формирование самооценки на основе критерия успешности.
(слайд 11)
Работы детей проецируются учителем на экран.
- По каким критериям будем оценивать работы?
Критерии оценки: 1.Правила составления орнамента.
2.Аккуратность.
3.Творческий замысел.
-Декоративная роспись - это неотъемлемая часть русской культуры.
В настоящее время художники, используя декоративную роспись, разработают изделия нового современного дизайна.
-Хотите попробовать себя в роли современного дизайнера? Эти мы займемся на следующем уроке.
- Вы потрудились отлично. Я надеюсь, что вы получили удовлетворение от работы. Это главное.
-Продолжите высказывания:
Я научился…
Я узнал…
Мне было трудно, когда…
Обучающиеся активно включаются в деятельность по оцениванию работ. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;самооценка на основе критерия успешности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  планирование учебного сотрудничества.Личностные: адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в самостоятельной деятельности.Регулятивные:
волевая саморегуляция; оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Личностные: понимание чувств других людей, мотивация на успех.