Урок русского языка в 6 классе на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Урок русского языка для 6 класса на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».
(§ 58. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные).

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:
- дать учащимся понятие о разрядах имен прилагательных по значению, о качественных прилагательных, развивать навыки работы с текстами.

Задачи:
1) обучающие:
- познакомить учащихся с делением прилагательных на три разряда;
- дать понятие о качественных прилагательных;
2) развивающие:
- научить находить качественные прилагательные в тексте;
- научить образовывать от исходных качественных прилагательных все формы изменения (в том числе краткие формы и формы степеней сравнения);
- развивать умение определять синтаксическую роль качественных прилагательных;
3) воспитательные:
- воспитание культуры речи (умения вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
- воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: фронтальный опрос; самостоятельная (под руководством учителя) работа с теоретическим материалом; выразительное чтение, устное обсуждение заданий, письменное выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал, местная географическая карта.

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1). Рассказ учащихся о формах сравнительной степени.
2). Рассказ учащихся о формах превосходной степени.

Упражнение № 335: устный разбор заданий; в это время морфологический разбор выполняют на доске два ученика.
Упражнение № 339: чтение предложений и показ топонимов на географической карте.

II. Работа с теоретическим материалом.

NB!
По значению и грамматической форме прилагательные делятся на три разряда: (1) качественные, (2) относительные и (3) притяжательные.




Разряды имен прилагательных
Признаки разряда


Качественные
Относительные
Притяжательные


1.
Обозначают такой признак (качество) предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени:
Красивый (рисунок) – (рисунок) красивее.
Обозначают такой признак предмета, который не может быть выражен в этом предмете в большей или меньшей степени:
Деревянный дом.
Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другому предмету или признаку:
Степной ковыль (ковыль в степи).
Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
Барсучья нора.


2.
Образуют степени сравнения:
Красивый – красивее – более красивый – красивейший – самый красивый.
Не образуют степени сравнения.
Имеют суффиксы -ов (-ев), -ын (-ин), -ий и нулевое окончание:
Отец – отцов (пиджак).
Сестра – сестрин (платок).
Волк – волчий (хвост).



3.
Образуют краткую форму:
Красивый (полная форма) – красив (краткая форма).
Не образуют краткую форму.
В косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего рода имеют суффикс j:
Волчьjего, волчьjя, волчьjе.


4.
Сочетаются с наречиями «очень», «чрезвычайно», «слишком»:
Очень бледный.
Не сочетаются с наречиями «очень», «чрезвычайно», «слишком».




5.
Образуют сложные прилагательные путем их повтора:
Бледный-бледный.
Признак относительных прилагательных может быть выражен через отношение к:
1) предмету:
книжный шкаф;
2) лицу:
детская куртка;
3) материалу, из которого изготовлен предмет:
глиняный кувшин;
4) месту (речной порт);
5) времени (зимний день);
6) назначению / действию (стиральная машина);
7) количеству (двухметровая доска).



6.
Образует прилагательные с приставкой не-:
Аккуратный - неаккуратный




7.
Имеют антонимы:
Тихий – громкий.




Примечание:
Не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного:
Мёртвый (нельзя сказать «мертвее»).

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 340: выразительное чтение, устное обсуждение заданий, письменное выполнение.
Варианты заглавия текста: «Сумерки», «Наступление ночи», «Вечернее небо».
Качественные прилагательные: лучше всего (форма составной превосходной степени прилагательного «хороший»), сырыми, туманная, тонкие, сизом, слабым, огромной, безмолвной, прохладным.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: для каждой тематической группы качественных имен прилагательных подберите примеры (используйте слова для справок):
1). Форма предмета. 2). Размер. 3). Цвет. 4). Свойство. 5). Вкус. 6). Вес. 7). Запах. 8). Температура. 9). Звук. 10). Оценка.
Слова для справок: прямой, круглый, продолговатый, большой, узкий, низкий, багровый, белый, синий, главное, интересное, целебное, горький, соленый, сладкий, тяжелый, невесомый, легкий, резкий, хороший, чудесный, низкая, высокая, нормальная, громкий, тихий, мелодичный, высокая, объективная, верная.

Задание № 2: выпишите из текста качественные имена прилагательные, поставив их в начальную форму:
(1) Темная сентябрьская ночь защищала от всяких помех. (2) Трудно сказать почему, но очень помогало писать сознание, что за спиной всю ночь напролет облетает старый деревенский сад. (3) Я думал о нем, как о живом существе.
(4) Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, когда я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника.
(5) Ощущение одинокого сада, холодных лесов за околицей и лесных озер, где в такую ночь нет ни единой человеческой души, помогало мне. (6) Пожалуй, я могу сказать, что в эти осенние дни я был действительно счастлив.
(По К. Г. Паустовскому)

Задание № 3: спишите, раскрывая скобки; у прилагательных определите разряды и выделите окончания:
На болоте.
(1) Всё лето бродят по (лесная дремучая) чащобам (неуклюжий) медведи. (2) То полакомятся (спелая вкусная), то у (дикая) пчел отведают (свежий пахучий) медку, то разорят (высокая муравьиная) кучу, то заберутся в овёс.
(3) Забрели под вечер медведи на (моховой) болото. (4) Бродят по (большое) болоту, обнюхивают (высокая) кочки. (5) Ищут, где можно полакомиться. (6) Ни одной (спелая) ягодки, ни одного (пчелиный) роя не пропустят лакомки-медведи.
По Ивану Соколову-Микитову.

Задание № 4: выпишите из текстов №№ I и II прилагательные и распределите их в три колонки в зависимости от разряда: 1) качественные; 2) относительные; 3) притяжательные:
№ I. Лес зимой.
(1) Красив, чудесен лес зимой. (2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. (3) Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. (4) Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. (5) Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.
По Ивану Соколову-Микитову.
№ II. (1) Была та изначальная тишина зимы, которая словно вот-вот готова прорваться птичьей песней. (2) Пахло снегом (3) Заячий след то терялся на иссушенной морозцем земле, то снова обнаруживал себя.

Задание № 5: выпишите из предыдущего задания (текст № I, предложения №№ 3, 4) словосочетания «прилагательное + существительное». У прилагательных определите род (в ед. ч.), число, падеж и выделите окончания.

Домашнее задание: §58; упражнение № 342 (сочинение – описание какого-либо местного уголка природы).

 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.











15