Технологическая карта урока по изобразительному искусству для 4 класса. Тема урока: «Сказочная Гжель».


Технологическая карта урока по изобразительному искусству.
Дата:10.04.14
Класс:4 «а»
Тема урока: «Сказочная Гжель».
Цель урока: Изучение народных художественных промыслов.
Задачи урока:
- Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
- Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.
- Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:     
Для учащихся: чашка, пластилин, ножик
 Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель», открытки, репродукции, ноутбук, русские народные песни
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные, практические
Ход урока:
Этапы урока, продолжительность Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые педагогические приемы Результат взаимодействия, формирования УУД
Орг. момент Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы будем продолжать изучать русские народные художественные промыслы.
Регулятивные, личностные, коммуникативные
-самоопределение (Л)
-целеполагание(П)
-планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками (Л)
Актуализация Организовать актуализации изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели».
Кто уже знаком с этим промыслом?
Что такое гжель?
Слушают. Отвечают на вопросы. Познавательные, регулятивные
-извлечение необходимой информации из текста (П)
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
-учет разных мнений (К)
Объяснение нового материала Изучение нового материала, осмысление учащимися темы Гжель-это изделие народной художественной керамики с сочной синей росписью.
Ребята,на прошлом занятии я вам рассказала сказку про хохлому, а сейчас расскажу про гжель,но не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
- Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.КадухинаДети отвечают на вопросы.
Просматривают презентацию, анализируют изображения. Задают вопросы. Коммуникативные, познавательные, регулятивные.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)
-подведение под понятие (П)
-определение основной и второстепенной информации (П)
-постановка и формулирование проблемы (П)
-структурирование знаний (П)
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
Практическая работа Объяснение задания А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке. Ваша задача облепить вашу чашку белым пластилином. Затем берем синий пластилин и делим на несколько кусочков. Затем делаем завитки. Одну большую и две маленькие. Далее делаем не большие «колбаски» из наших кусочков и начинаем их лепить в чашку. Только старайтесь так лепить, что бы у нас в итоге получилась чудо жар птица.
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Ребята слушают, отвечают на вопросы -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)
-выполнение действия по алгоритму (П)
-контроль (Р)
-коррекция (Р)
Подведение итогов -организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке
-организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке
-организовать обсуждение - Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Сколько цветов используют мастера? Какие?
Сколько оттенков синего цвета используют?
Делают выводы, отвечают на вопросы -умения структурировать знания (П)
-волевая саморегуляция (Р)
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Рефлексия -организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния
-мотивация своей деятельности Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Учащиеся оценивают качество своей работы и общей учебной детельности-рефлексия способов и условий действия (П)
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
-самооценка на основе критерия успешности (Л)
-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
-формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)
-следование и подведение моральным нормам и этическим требованиям (Л)