Тесты по Культуре родного края для 5-9 классов

Тесты по предмету «Культура родного края»
Исследователи чувашской народной культуры:
а) П.-С. Паллас, К.С. Милькович, А.А. Фукс, А.Ф. Риттих, Н.В. Никольский, Г.И. Комиссаров, Д.Месарош;+
б) А.Ф. Риттих, Н.В. Никольский, Ф.П. Павлов, А.А. Фукс, К.С. Милькович, Г.И. Комиссаров, Д.Месарош.;
в) Н.В. Никольский, П.-С. Паллас, К.С. Милькович, И.Я. Яковлев, А.А. Фукс, А.Ф. Риттих, Д.Месарош;
г) П.-С. Паллас, К.С. Милькович, К. В. Иванов, А.Ф. Риттих, Н.В. Никольский, Г.И. Комиссаров, Д.Месарош.

К представлениям древних чувашей об устройстве мира относятся следующие понятия:
а) трехчастность мира, квадратность, сакральные центры – древо, гора;+
б) сакральные центры – река, гора; трехчастность мира, квадратность;
в) квадратность, четырехчастность мира, сакральные центры – древо, гора;
г) трехчастность мира, квадратность, сакральные центры – древо, камень.

К верховным божествам чувашской народной религии относятся следующие образы:
а) Турё: Пихампар: Кепе: П\л.х=.* +
б) Пихампар: Турё: Эсрел: П\л.х=.*
в) Пихампар: Турё: Кепе: Киремет*
г) Турё: Апёс: Кепе: П\л.х=.?

С понятием «духи природы» связываются:
а) Турё: ийе: хёна: ырё: усал: к.л.*
б) Ырё: усал: пукане: турё: ийе: ху=и*
в) Ийе: ху=и: усал: ырё: турё: к.л.* +
г) Ырё: турё: т\рри: ху=и: усал: к.л.?

По определению, ч\к это:
а) моление божествам, духам верхнего и светлого мира;
б) моление с жертвоприношением божествам и духам верхнего и светлого мира;+
в) моление с жертвоприношением божествам и духам верхнего, светлого и нижнего миров;
г) моление с жертвоприношением божествам и духам верхнего и нижнего мира.

Руководители общественных обрядов типа ч\к это:
а) Ч\к пу=.: апёс: в.р\=.: ёрём=ё: юмё=*
б) Мёчавёр: ёрём=ё: ч\к пу=.: апёс: юрё=*
в) Ч\к пу=.: апёс: мёчавёр: ч.лхе=.: юмё=*
г) Ёрём=ё: юмё=: ч\к пу=.: апёс: мёчавёр? +
Образ Киремет в чувашской мифологии связан с понятиями:
а) моление, священное дерево, сакральное место, схема устройства мира, светлый мир;+
б) священное дерево, нижний мир, сакральное место, моление, схема устройства мира;
в) моление, священное дерево, верхний мир, сакральное место, схема устройства мира;
г) сакральное место, священное дерево, светлый мир, схема устройства мира.

Древние религиозные представления чувашей включали в себя:
а) поклонение божествам верхнего и нижнего мира, поклонение предкам;
б) поклонение божествам верхнего, светлого и нижнего мира, поклонение предкам;
в) поклонение божествам светлого мира, поклонение предкам;
г) поклонение божествам верхнего и светлого мира, поклонение предкам.+

Устный народный фольклор может служить:
а) источником исторических знаний, сведений об обрядах и обычаях, средством воспитания;+
б) источником исторических знаний, средством воспитания;
в) источником сведений об обрядах и обычаях, средством воспитания;
г) источником исторических знаний, сведений об обрядах и обычаях.

В предметах народной материальной культуры
а) соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного;
б) соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного, отражалось устройство мира;+
в) соблюдался принцип единства эстетического и этического, отражалось устройство мира;
г) соблюдался принцип приоритета эстетического назначения, отражалось устройство мира.

Материалы, использовавшиеся чувашами для строительства зданий в XVI-XVIII веках:
а) древесина, камень, кирпич, глина;
б) древесина, камень, глина;+
в) древесина, камень, войлок, глина;
г) древесина, глина.

Интерьер чувашского дома обуславливался:
а) удобством, сохранением тепла, ориентацией двери на восток, соответствием схеме устойства мира; +
б) ориентацией двери на запад, удобством, сохранением тепла, соответствием схеме устойства мира;
в) ориентацией двери на восток, удобством, сохранением тепла;
г) красотой, сохранением тепла, ориентацией двери на восток, соответствием схеме устойства мира.

Мебель старинного чувашского обихода:
а) с.тел: пукан: путмар: =\л.к: сентре: арча: сунтёх: сак: тенкел*+
б) =\л.к: сентре: киме: с.тел: пукан: путмар: сунтёх: сак: тенкел*
в) =\л.к: сентре: арча: с.тел: к.реке: путмар: сунтёх: сак: тенкел*
г) арча: сунтёх: сак: тенкел: с.тел: пукан: т.пел: =\л.к: сентре?

Понятия относящиеся к устройству и обихоженности старинных чувашских дворов.
а) обильная зелень, большие размеры, чистота, соблюдение пожаробезопасности, отдельно стоящие постройки;
б) большие размеры, чистота, обильная зелень, соблюдение пожаробезопасности, отдельно стоящие постройки, наличие сакрального места;+
в) соблюдение пожаробезопасности, небольшие размеры, чистота, отдельно стоящие постройки, наличие сакрального места;
г) соблюдение пожаробезопасности, большие размеры, чистота, обильная зелень, совмещенные постройки, наличие сакрального места.

Чувашские сельские поселения до конца XIX века характеризовались
а) наличием родников, огораживанием, отсутствием планировки;
б) отсутствием планировки, озеленением, наличием родников, отсутствием огораживания;
в) озеленением, отсутствием планировки, наличием родников, огораживанием;+
г) озеленением, наличием планировки, наличием родников, огораживанием.

Охранные обряды общинного значения:
а) х.р аки: =умёр ч\к: =.р хапхи*
б) =.р хапхи: ака пётти: =.н. вут*
в) х.р аки: =.н. вут: =.р хапхи*+
г) ака яшки: =.н. вут: =.р хапхи?

Охранные обряды новорожденных это:
а) «обман» злых духов, жертвоприношение яйца или курицы;
б) особое имя, «обман» злых духов, жертвоприношение коня;
в) особое имя, жертвоприношение яйца или курицы;
г) «обман» злых духов, особое имя, жертвоприношение яйца или курицы.+

Чувашский ученый, основатель нового направления в педагогической науке:
а) И.Я. Яковлев;
б) С.М. Михайлов;
в) Н.В. Никольский;
г) Г.Н. Волков.+

Основные виды воспитания в чувашской этнопедагогике:
а) физическое, экономическое, трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, военное;
б) нравственное, умственное, трудовое, музыкальное, физическое, экономическое, этическое;
в) трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое; +
г) трудовое, умственное, религиозное, нравственное, физическое, экономическое, этическое.

Основой развития ребенка, по положениям чувашской этнопедагогики, является:
а) трудовое воспитание; +
б) нравственное воспитание;
в) физическое воспитание;
г) умственное воспитание.

По народным представлениям чувашей составляющие человека это:
а) душа, тело, ум, дух;
б) тело, душа, ум, кёмёл* +
в) душа, ум, кёмёл
г) тело, ум, кёмёл.

Воспитательное значение игр и игрушек в чувашских семьях определялось:
а) изготовлением игрушек самими детьми, уходом за детенышами животных, подражанием труду и досугу взрослых, формированием трудовых навыков, песенным сопровождением и т.п.; +
б) уходом за детенышами животных, подражанием досугу взрослых, формированием трудовых навыков, песенным сопровождением и т.п.;
в) изготовлением игрушек взрослыми, уходом за детенышами животных, подражанием труду и досугу взрослых, формированием навыков речи, песенным сопровождением и т.п.;
г) изготовлением игрушек самими детьми, подражанием труду и досугу взрослых, песенным сопровождением и т.п.

В правила чувашского этикета входит:
а) открытость и эмоциональность в проявлении чувств, употребление намеков, вежливость, честность, правильная, образная речь;
б) ненавязчивость, сдержанность в проявлении чувств, употребление деликатных намеков, вежливость, честность, правильная речь, отсутствие сквернословия; +
в) общительность, открытость и эмоциональность в проявлении чувств, употребление деликатных намеков, честность, правильная речь, отсутствие сквернословия;
г) открытость в проявлении чувств, употребление намеков, вежливость, честность, образная и эмоциональная речь.

Отношения в чувашской общине между людьми характеризовались:
а) уважением к старшим, взаимопомощью, ярким проявлением патриархата, ответственностью в воспитании детей;
б) индивидуализмом, наличием остаточных явлений матриархата, ответственностью в воспитании детей, уважением к старшим;
в) уважением к старшим, взаимопомощью, ярким проявлением патриархата, ответственностью в воспитании детей;
г) уважением к старшим, взаимопомощью, наличием остаточных явлений матриархата, ответственностью в воспитании детей.+

Материалы используемые чувашами для изготовления одежды, обуви:
а) растительные волокна льна, шерсть, кожа, мех, лыко;
б) шерсть, растительные волокна льна, крапивы, кожа, лыко, мех;
в) растительные волокна льна, конопли, шерсть, кожа, мех, лыко; +
г) растительные волокна крапивы, конопли, кожа, мех, лыко.

Нательное одеяние чувашей:
а) Для мужчин к.пе: й.м? Для женщин к.пе? Для детей к.пе: й.м?
б) Для мужчин к.пе: й.м? Для женщин к.пе? й.м. Для детей к.пе?
в) Для мужчин к.пе: й.м? Для женщин к.пе? й.м. Для детей к.пе: й.м +
г) Для мужчин к.пе: й.м? Для женщин к.пе? Для детей к.пе?

Изменения к.пе в течение XVIII-XIX веков характеризуются:
а) увеличением количества вышивок, появлением воротника, оборок, использованием цветной ткани;
б) уменьшением количества вышивок, появлением воротника, оборок, складок на рукавах, использованием шелковой ткани;
в) увеличением количества вышивок, оборок, складок на рукавах, использованием шерстяной ткани;
г) уменьшением количества вышивок, появлением воротника, оборок, складок на рукавах, использованием цветной ткани.+

Чувашские женские головные уборы:
а) хушпу: сурпан: масмак: пу= тутри: чалма: зимние шапки; +
б) тухья: сурпан: масмак: тутёр: чалма: зимние шапки;
в) хушпу: сурпан: калпак: пу= тутри: зимние шапки;
г) хушпу: сурпан: масмак: пу= тутри?

Чувашские девичьи головные уборы:
а) тухья: масмак: хушпу: зимние шапки;
б) тухья: калпак: зимние шапки; +
в) хушпу: калпак: пу= тутри: зимние шапки;
г) тухья: сурпан: масмак: пу= тутри?

Нагрудные, наспинные украшения:
а) =уха: ама: ш\лкеме: сарё: тевет
б) =уха: ама: ш\лкеме: сурпан =акки: тевет +
в) чалма: ама: ш\лкеме: тевет
г) =уха: ама: яркёч: сурпан =акки: тевет.

Поясные женские украшения:
а) тевет: сарё: яркёч: чалма: х\ре
б) пи=иххи: яркёч: ама: сарё: х\ре
в) пи=иххи: сарё: яркёч: чалма: х\ре +
г) пи=иххи: яркёч: сарё: х\ре.

Верхняя одежда чувашей:
а) шупёр: пустав: сёхман: к.р.к: тёлёп: а=ам+
б) шупёр: тёла: сёхман: к.р.к: тёлёп: а=ам
в) сёхман: к.р.к: тёлёп: а=ам
г) шупёр: сёхман: к.р.к: тёлёп.

Основная обувь чувашей в древности:
а) кожанная обувь; +
б) лапти;
в) валенки;
г) не было обуви.

Назначение одежды по представлениям древних чувашей:
а) охрана от холода, украшение человека, указание его статуса и рода;
б) охрана от холода и злых духов, украшение человека, указание его статуса, символ связи с духами природы;
в) охрана от холода и злых духов, украшение человека, указание его статуса и рода, символ связи с высшими божествами; +
г) охрана от холода, указание его статуса, символ связи с высшими божествами.

Зерновые культуры, высевавшиеся чувашами Поволжья, по количеству занимаемых площадей (по степени убывания):
а) пшеница, рожь, овес, ячмень, полба;
б) рожь, овес, ячмень, полба, пшеница; +
в) рожь, пшеница, овес, ячмень, полба;
г) рожь, ячмень, полба, пшеница, овес.

Орудия труда для обработки земли:
а) плуг, соха, борона, серп, колотушка;
б) плуг, соха, борона, каток, колотушка; +
в) плуг, серп, борона, каток, колотушка;
г) плуг, соха, борона, цеп, колотушка.

Эти понятия соотносятся с устройством и функционирование старинного плуга – акапу=:
а) два колеса, плужный нож, 3 человека, 4-8 лошадей; +
б) три колеса, плужный нож, 3 человека, 4-8 лошадей;
в) два колеса, плужный нож, 1 человек, 1 лошадь;
г) четыре колеса, плужный нож, 1 человек, 2 лошади.

Эти понятия соотносятся с последовательностью пахотных работ и уборки урожая :
а) пахота: суха пётти: вёрлёх кларни: сев: ака пётти: сноп (к.лте): копна (=.мел): молотьба: скирда (капан): авён: авён пётти
б) суха пётти: пахота: бороньба: молотьба: вёрлёх кларни: сев: ака пётти: скирда (капан): сноп (к.лте): копна (=.мел): авён: авён пётти
в) суха пётти: пахота: бороньба: сев: ака пётти: вёрлёх кларни: авён: сноп (к.лте): копна (=.мел): скирда (капан): молотьба: авён пётти
г) суха пётти: пахота: бороньба: вёрлёх кларни: сев: ака пётти: сноп (к.лте): копна (=.мел): скирда (капан): авён: молотьба: авён пётти +

Домашние животные старинного чувашского подворья:
а) лошади, коровы, свиньи, овцы, козы, куры, гуси, утки, индейки;
б) коровы, овцы, козы, куры, гуси, утки, индейки;
в) лошади, коровы, овцы, куры, гуси, утки;
г) лошади, коровы, овцы, козы, куры, гуси, утки, индейки.+

Эти понятия соотносятся с темой пчеловодства:
а) борть (=ёлё): колодные улья (в.лле): пасека (утар): пыл ч\к.: Кепе
б) борть (=ёлё): колодные улья (в.лле): рамочные улья (в.лле): пасека (утар): Пихампар
в) борть (=ёлё): колодные улья (в.лле): рамочные улья (в.лле): пасека (утар): хурт ч\к.: Кепе +
г) борть (=ёлё): колодные улья (в.лле): рамочные улья (в.лле): Кепе?

Охота и рыболовство занимало в быту чувашей :
а) небольшое место;+
б) значительное место;
в) вообще не имело никакого значения;
г) было главным занятием.

По своей разновидности транспорт делился на:
а) летний, зимний, водный;+
б) летний, зимний, осенний;
в) весенний, летний, зимний, водный;
г) летний, зимний, весенний, осенний.

Экологические взгляды чувашей проявлялись в:
а) чистоте и порядке в поселениях, озеленении поселений и дворов, запрете на добычу самок с детенышами;
б) чистоте и порядке в поселениях, экономичности и бережливости, озеленении поселений и дворов, запрете на добычу самок с детенышами; +
в) чистоте и порядке в поселениях, скудности жизни, озеленении поселений и дворов, запрете на добычу самок с детенышами;
г) чистоте и порядке в поселениях, экономичности и бережливости, запрете на добычу самок с детенышами.

К зерновым продуктам питания чувашей относилось:
а) мука, крупа, толокно, солод; +
б) мука, крупа, солод;
в) мука, крупа, толокно, солод, кисель;
г) мука, крупа, толокно.

В состав хлеба, обычно, входили следующие инградиенты:
а) пшеничная мука, дрожжи, соль, вода;
б) ржаная мука, дрожжи, соль, солод, вода;
в) полбенная мука, дрожжи, соль, вода;
г) ржаная мука, дрожжи, соль, вода.+

Древнейшее земледельческое блюдо:
а) каша; +
б) хлеб;
в) кисель;
г) суп.

Блюда из муки и толокна это:
а) пашалу: =\х\: капёртма: хёпарту: шёрттан: юсман: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле
б) =ёкёр: пашалу: салат: пётё: хёпарту: йёва: турёх: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле
в) =ёкёр: пашалу: =\х\: капёртма: хёпарту: йёва: юсман: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле +
г) пашалу: =\х\: шерпет: хёпарту: йёва: юсман: икерч.: салма: =ёмах: ним.р: тинк.ле

Продукты животного происхождения:
а) мясо, сало, рыба, яйцо, молоко;
б) мясо, сало, кровь, рыба, яйцо, молоко; +
в) мясо, сало, кровь, рыба, яйцо;
г) мясо, сало, кровь, рыба, яйцо, молоко, мед.

Блюда из мясных продуктов:
а) шёрттан: ш\рпе: тултармёш: =\рме*
б) шёрттан: ш\рпе: тултармёш: юн: =\рме*+
в) шёрттан: ш\рпе: тултармёш: юн*
г) шёрттан: ш\рпе: нимер: тултармёш: юн: =\рме?

Наиболее распространенные среди чувашского населения безалкогольные напитки:
а) уйран: молоко: шерпет: максёма*
б) уйран: конопляное молоко: шерпет: максёма* +
в) уйран: конопляное молоко: шерпет: максёма: кёрчама*
г) уйран: льняное молоко: шерпет: максёма?

В рецептуру старинного чувашского пива входили следующие инградиеты:
а) хмель, солод, дрожжи, вода;+
б) хмель, солод, вода;
в) хмель, солод, дрожжи, сахар, вода;
г) хмель, мука, солод, дрожжи, вода.

Материалы для изготовления посуды:
а) глина, древесина, камень, металл, кожа;
б) глина, древесина, металл, кожа; +
в) глина, войлок, древесина, металл, кожа;
г) глина, древесина, металл.

Отношение чувашей к пище характеризовалось:
а) сдержанностью, осуждением скудности в питании, не использованием жарения, широким использованием зелени;
б) сдержанностью, осуждением излишеств, использованием жарения, широким использованием сахара;
в) сдержанностью, не использованием зелени, широким использованием жарения;
г) сдержанностью, осуждением излишеств, не использованием жарения, широким использованием зелени. +

Образ жизни чувашей характеризовался:
а) регулярными физическими нагрузками, открытостью в проявлении эмоций, соблюдением меры во всем;
б) регулярными физическими нагрузками, сдержанностью в проявлении эмоций, осуждением обидчивости, соблюдением меры во всем; +
в) регулярными физическими нагрузками, сдержанностью в проявлении эмоций, поощрением обидчивости, соблюдением меры в питании;
г) регулярными физическими нагрузками, коммуникабельностью, осуждением обидчивости, соблюдением меры во всем.

Старинный народный чувашский календарь относится к:
а) лунно-солнечным; +
б) лунным;
в) солнечным;
г) не относится ни к одной системе.

Система рапределения годов, по количеству месяцев в чувашском календаре:
а) 12, 13, 12, 13, 12, 13, 12, 13, 12;
б) 12, 12, 13, 13, 12, 12, 13, 13, 12;
в) 12, 13, 13, 12, 13, 13, 12, 13, 13;
г) 12, 12, 13, 12, 12, 13, 12, 12, 13.+

Чувашские сутки начинались:
а) днем в полдень;
б) утром с восходом солнца;
в) вечером с появлением луны.+
г) ночью в полночь.

Обряды посвященные поминовению предков:
а) вирем: хывни: =имек
б) калём: ч\клеме: =имек
в) калём: хывни: =имек +
г) сурхури: калём: хывни: =имек.

Первый день нового года по чувашскому календарю назывался:
а) мёнкун +
б) =.не =ул
в) сурхури
г) нарёс

В последний день старого года по чувашскому календарю проходил обряд:
а) улах
б) с.рен-вир.м +
в) ларма
г) =имек

Праздник акатуй можно связать со следующими понятиями:
а) спортивные соревнования, начало работ по обработке урожая, сохранение традиций;
б) музыкальные соревнования, завершение работ по обработке земли и посеву, сохранение традиций;
в) спортивные соревнования, завершение работ по обработке земли и посеву, сохранение традиций; +
г) спортивные соревнования, завершение работ по обработке урожая, сохранение традиций.

Обряд =умёр ч\к характеризуется:
а) отсутствием мясной пищи, обливанием водой, участием детей, использованием животных;
б) наличием мясной пищи, обливанием водой, участием детей, использованием птиц;
в) обливанием водой, не участием детей, использованием птиц;
г) отсутствием мясной пищи, обливанием водой, участием детей, использованием птиц.+

В цикл осенних обрядов включались:
а) вырма: ч\клеме: кил-йыш пётти: карта пётти*
б) хывни: =умёр ч\к: карта пётти: кил-йыш пётти*
в) карта пётти: хывни: ч\клеме: ларма*
г) хывни: ч\клеме: карта пётти: кил-йыш пётти?+

Зимние обряды проходившие с привлечением молодежи:
а) улах: сурхури: кёшарни: ларма: =ёварни*+
б) кёшарни: улах: сурхури: хывни*
в) улах: суха пётти: кёшарни: ларма: =ёварни*
г) мёнкун: кёшарни: ларма: сурхури: =ёварни?

Чувашские народные музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы:
а) духовые, струнные, мембранные, самозвучащие; +
б) духовые, смычковые, мембранные, самозвучащие;
в) ударные, струнные, мембранные, самозвучащие;
г) мембранные, духовые, струнные, ударные.

К чувашским народным музыкальным духовым инструментам относятся:
а) шёпёр: сёрнай: т\т: палнай: кавал: х\пх\* +
б) шёпёр: кавал: купёс: х\пх\: т\т: палнай*
в) к.сле: сёрнай: палнай: кавал: т\т: х\пх\*
г) т\т: палнай: кавал: шёпёр: сёрнай: тр.нчел?

К чувашским народным музыкальным струнным инструментам относятся:
а) купёс: шёпёр: тёмра: к.сле: тренч.л*
б) тёмра: кавал: к.сле: купёс: т\т*
в) купёс: тёмра: к.сле: тренч.л* +
г) к.сле: кавал: купёс: тёмра: палнай?

Чувашская свадьба характеризуется следущими особенностями:
а) невеста и жених родом из одного поселения, запрет женитьбы на родственниках до 7 колена, жених приезжал к невесте и забирал ее, начало свадьбы одновременно у жениха и невесты;
б) невеста и жених родом не из одного поселения, запрет женитьбы на родственниках до 7 колена, жених приезжал к невесте и забирал ее, начало свадьбы одновременно у жениха и невесты, девственность брачующихся. +
в) невеста и жених родом не из одного поселения, запрет женитьбы на родственниках до 5 колена, жених приезжал к невесте и забирал ее, начало свадьбы у жениха.
г) невеста и жених родом не из одного поселения, запрет женитьбы на родственниках до 7 колена, невеста приезжала к жениху, начало свадьбы одновременно у жениха и невесты, девственность брачующихся.

Сугубо мужским занятием в чувашских семьях было:
а) ухаживание за лошадьми, кузнечное дело, сенокос, бондарное дело, изготовление лаптей и емкостей;
б) ухаживание за лошадьми, кузнечное дело, лесозаготовки, бондарное дело, изготовление лаптей и емкостей; +
в) ухаживание за лошадьми, коровами, птицей, кузнечное дело, лесозаготовки, бондарное дело, изготовление лаптей и емкостей;
г) ухаживание за лошадьми, лесозаготовки, игра на музыкальных инструментах, кузнечное дело, изготовление лаптей и емкостей.

Отходничество в чувашских селениях характеризовалось:
а) достаточным заработком, развращением молодежи, приобретением дурных привычек;
б) недостаточным заработком, образованием молодежи, обучением русскому языку;
в) достаточным заработком, развращением молодежи, обучением русск. языку, приобретением дурных привычек; +
г) недостаточным заработком, обучением русскому языку, приобретением культурных традиций.

По чувашским народным поверьям причинами заболеваний были:
а) насыл злых духов, плохая одежда, недобрый взгляд, безделье;
б) злое дело, гнев, недобрый взгляд, насыл злых духов, трудная работа;
в) насыл злых духов, купание в реке, недобрый взгляд, безделье;
г) насыл злых духов, злое дело, гнев, недобрый взгляд, безделье.+

Средства, использовавшиеся для лечения:
а) травы, корни, мед, глина, зола, деготь, кровь и мясо животных, баня, окуривание, физический труд, наговоры; +
б) травы, корни, мед, глина, зола, деготь, кровь и мясо животных, окуривание, наговоры;
в) травы, корни, мед, глина, зола, деготь, кровь и мясо животных, баня, окуривание, физический труд;
г) мед, глина, кровь и мясо животных, баня, окуривание, физический труд, наговоры.

Чувашские народные представления о посмертном существовании человека связаны с:
а) потусторонним миром, трудом аналогичным труду при жизни, встрече с родственниками и близкими, наказанием за грехи; +
б) потусторонним миром, трудом аналогичным труду при жизни, встрече с верховными божествами, мучениями за грехи;
в) нижним миром, верхним миром, блаженной жизни, встрече с родственниками и близкими, наказанием за грехи;
г) потусторонним миром, трудом аналогичным труду при жизни, вечными муками, вечным блаженством.

Чувашские обряды поминовения сопровождались:
а) музыкой, плачем, угощением, разведением огня;
б) музыкой, песнями, танцами, угощением, разведен. огня; +
в) музыкой, песнями, угощением, потушением всех огней;
г) музыкой, песнями, танцами, разведением огня.

Чувашский менталитет характеризовался:
а) деликатностью в отношениях, толерантностью, честностью, эстетичностью, низкой самооценкой;
б) трудолюбием, общительностью, толерантностью, честностью, низкой самооценкой, склонностью к нигилизму;
в) трудолюбием, деликатностью в отношениях, толерантностью, честностью, эстетичностью, низкой самооценкой, склонностью к нигилизму; +
г) трудолюбием, деликатностью в отношениях, толерантностью, честностью, эстетичностью, высокой самооценкой.

Исследователи чувашской истории.
а) П.Е. Егоров, В.Ф. Каховский, Н.И. Ашмарин, В.Д. Димитриев, и др.
б) Н.И. Ашмарин, В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, П.В. Денисов и др.+
в) И.Я. Яковлев, В.Д. Димитриев, Н.И. Ашмарин, П.В. Денисов и др.
г) В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, Н.А. Крылов и др.

Территория обитания тюркоязычных предков чувашей в III-II тыс. до н. э.
а) Западная Азия;
б) Восточная Азия;
в) Центральная Азия; +
г) Средняя Азия.

Государственное образование кочевых племен III в. до н. э.
а) Держава хунну; +
б) Тюркский каганат;
в) Хакасский каганат;
г) Франкское королевство.

Племена обитавшие в между Черным и Каспийским морем в начале н. э.
а) славяне, аланы, хазары и др.
б) сарматы, славяне, хазары и др.
в) сарматы, аланы, хазары и др. +
г) франки, аланы, хазары и др.

Государственное объединение, куда входили племена междуморья и Северного Кавказа в начале н.э. это:
а) Франкское королевство;
б) Хазарский каганат;
в) Римская империя;
г)Тюркский каганат +

Дата образования Великой (Золотой) Булгарии
а) V в.
б) VII в. +
в) VI в.
г) VIII в.

Период существования Хазарского каганата
а) V- X в.
б) VII-X в.+
в) IX- X в.
г) VII – XIII в.

Государство образованное ханом Аспарухом на землях славян
а) Киевская Русь;
б) Великая Булгария;
в) Волжская Булгария;
г) Дунайская Булгария. +

Дата перемещения булгар и племен Хазарского каганата в Волго-Камье
а) VI – VII в.
б) VIII – XIII в.
в)VIII-X в. +
г) X – XII в.

Коренное население Волго-Камья это:
а) предки славян;
б) предки финно-угоров; +
в) предки тюрков;
г) предки балтийцев.

Дата образования Волжской Блугарии
а) 895 г. +
б) 965 г
в) 795 г.
г) 995 г.

Основные составляющие экономики Волжской Булгарии
а) сельское хозяйство, международная торговля;
б) ремесленное производство, сельское хозяйство, международная торговля; +
в) ремесленное производство, международная торговля;
г) ремесленное производство, сельское хозяйство, военные набеги, международная торговля.

Дата принятия мусульманства городским населением Волжской Булгарии
а) 895 г.
б) 922 г. +
в) 1236 г.
г) 965 г.

Основная причина военных столкновений булгар и русских княжеств.
а) контроль над торговым дунайским речным путем;
б) религиозные разногласия;
в) отсутствие культурных связей;
г) контроль над торговым волжским речным путем +

Дата падения Волжской Булгарии, в результате монгольского нашествия:
а) 1237 г.
б) 1241 г.
в) 1223 г.
г) 1236 г.+

Государственные образования в состав которых входили булгарские племена с середины XIII века до середины XVI века
а) Казанское ханство;
б) Золотая Орда, Казанское ханство.+
в) Золотая Орда;
г) Золотая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство.

Дата вхождения булгаро-чувашей в Российское государство.
а) 1469 г.
б) 1551 г. +
в) 1555 г.
г) 1552 г.

Дата появления в письменных источниках термина «чуваши»
а) начало XV века;
б) начало XVI века; +
в) начало XVII века;
г) начало XIV века.

Даты образования Чебоксар, Цивильска, Ядрина как городов соответственно
а) 1555 г., 1589 г., 1590 г. +
б) 1469 г., 1589 г., 1590 г.
в) 1551 г., 1589 г., 1591 г.
г) 1555 г., 1590 г., 1589 г.

Чуваши-крестьяне по своей принадлежн. подразделялись на:
а) государственные, помещичьи, дворцовые;
б) государственные, дворцовые;
в) государственные, церковные, дворцовые; +
г) церковные, помещичьи.

Запрет на изготовление и обработку металла для чувашей, марийцев, удмуртов:
а) привел к исчезновению ювелирного и кузнечного искусства;
б) не оказал никакого воздействия;
в) затормозил экономическое развитие края;
г) привел к исчезновению ювелирного и кузнечного искусства, затормозил экономическое развитие края.+

XVIII век на территории чувашского края характеризуется следующими изменениями:
а) уменьшением налогов, систематической вырубкой лесов, зачислением всех чувашей в сословие крестьян;
б) увеличением налогов, активизацией миссионерской деятельности, систематической вырубкой лесов, зачислением всех чувашей в сословие крестьян; +
в) увеличением налогов, вырубкой лесов, зачислением всех чувашей в сословие крестьян;
г) строительством городов, систематической вырубкой лесов, зачислением всех чувашей в сословие крестьян.

XIX век на территории чувашского края характеризуется:
а) появлением чувашских образовательных учреждений, постепенным развитием промышленности и предпринимательства, продолжающимся ухудшением положения крестьян; +
б) появлением чувашских образовательных учреждений, усиленным развитием промышленности и предпринимательства, продолжающимся улучшением положения крестьян;
в) развитием чувашских образовательных учреждений, продолжающимся ухудшением положения крестьян;
г) постепенным развитием промышленности и предпринимательства, продолжающимся ухудшением положения крестьян.

Первые купцы-предприниматели Чувашии:
а) Ефремовы, Спиридоновы, Таланцевы и др.
б) Таланцевы, Ефремовы, Ашмарины, Селивановы, и др.
в) Ефремовы, Селивановы, Таланцевы и др. +
г) Селивановы, Таланцевы и др.

Ученые Чувашии конца XIX - начала XX в.:
а) Н.И. Егоров, А.Н. Крылов, Н.В. Никольский.
б) Н.И. Ашмарин, И.Я. Яковлев, А.Н. Крылов, Н.В. Никольский.+
в) И.Я. Яковлев, А.Н. Крылов, С.М. Спиридонов.
г) Н.И. Ашмарин, И.Я. Яковлев, А.Н. Крылов, Н. Я. Бичурин, Н.В. Никольский.

Чувашская народная музыка характеризуется:
а) отличиями в этнических группах, сакральностью, наличием большого количества музыкальных инструментов;
б) пентатоническим ладом, отличиями в этнических группах, сакральностью, наличием большого количества музыкальных инструментов; +
в) пентатоническим ладом, сакральностью, наличием большого количества музыкальных инструментов;
г) пентатоническим ладом, отличиями в этнических группах, сакральностью, наличием небольшого количества музыкальных инструментов.

Жанры чувашской народной песни:
а) Свадебные, молодежные, детские игровые, песни рекрутов и отходников, обрядовые.
б) Колыбельные, свадебные, трудовые, молодежные, детские игровые, песни рекрутов и отходников, обрядовые. +
в) Колыбельные, свадебные, трудовые, молодежные, детские игровые, обрядовые.
г) Колыбельные, любовные, свадебные, трудовые, молодежные, детские игровые, песни рекрутов и отходников, обрядовые.

Профессиональные певцы Чувашии:
а) М. Михайлов, В. Иванов, А. Токсина и др. +
б) Тани Юн, М. Михайлов, А. Токсина и др.
в) М. Михайлов, В. Яковлев, А. Токсина и др.
г) М. Михайлов, В. Иванов, Е.Ефремова и др.

Первые профессиональные композиторы Чувашии:
а) Ф. Павлов, С. Михайлов, В. Воробьев, и др.
б) Ф. Павлов, М. Спиридонов, С. Максимов и др.
в) Ф. Павлов, В. Воробьев, С. Максимов и др. +
г) В. Воробьев, С. Максимов, Н. Сверчков и др.

К особенностям чувашской народной вышивки относятся:
а) счет ниток, использование шелковых и шерстяных ниток, миниатюрность, цветочные узоры;
б) счет ниток, использование шелковых и шерстяных ниток, миниатюрность, геометричность узоров и их смысловая наполненность; +
в) вышивка крестом, миниатюрность, геометричность узоров и их смысловая наполненность;
г) использование шелковых и шерстяных ниток, яркие и контрастные цвета, геометричность узоров их смысловая наполненность.

Основные цвета чувашской народной вышивки:
а) разные оттенки розового, черный, желтый, синий, зеленый;
б) разные оттенки красного, желтый, сиреневый, зеленый;
в) разные оттенки красн., черный, желтый, синий, зеленый; +
г) разные оттенки синего, черный, желтый, синий, зеленый.

Первые профессиональные художники Чувашии.
а) П.Егоров, М. Спиридонов, Ю. Зайцев, Н. Сверчков.+
б) Н. Бичурин, Ю. Зайцев, Н. Сверчков, М. Спиридонов.
в) П.Егоров, С. Михайлов, Ю. Зайцев, Н. Сверчков.
г) П.Егоров, М. Спиридонов, В. Агеев, Н. Сверчков.
Современные художники Чувашии:
а) П. Егоров, В. Агеев, В. Нагорнов, Н.Карачарсков, В. Бритвин
б) В. Нагорнов, Н.Карачарсков, Р.Федоров, Ю.Зайцев, В. Бритвин
в) Р.Федоров, М. Спиридонов, Н.Карачарсков, В. Бритвин
г) Р.Федоров, В. Агеев, В. Нагорнов, Н.Карачарсков, В. Бритвин.+

Основатель чувашского театра и кино:
а) И.С. Максимов-Кошкинский; +
б) И.Я. Яковлев;
в) Н.В. Никольский;
г) В. Н. Яковлев.

Первые чувашские артисты:
а) Тани Юн, П. Осипов, О.Ырзем, Н.Сверчков и др.
б) И.С. Максимов-Кошкинский, Тани Юн, П. Осипов, О.Ырзем и др. +
в) И.С. Максимов-Кошкинский, Н.Григорьева, П. Осипов, О.Ырзем и др.
г) Тани Юн, П. Осипов, И.С. Максимов-Кошкинский, И.Яковлев и др.

Чувашский язык относится к:
а) славянской группе индоевропейской семьи;
б) тюркской группе алтайской семьи; +
в) тюркской группе индоевропейской семьи;
г) финно-угорской группе уральской семьи.

Исследователи чувашского языка:
а) М.Р. Федотов, Н.И. Ашмарин, В.Д. Димитриев, И.П. Павлов;
б) Н.И. Ашмарин, В.Г. Егоров, М.Р. Федотов, И.П. Павлов; +
в) В.Ф. Каховский, Н.И. Ашмарин, В.Г. Егоров, И.П. Павлов;
г) Н.И. Ашмарин, В.Г. Егоров, М.Р. Федотов, А.Н. Крылов.

Виды письменности использовавшиеся булгарским и чувашским языком:
а) кириллица, иероглифы, арабская;
б) руническая, арабская, кириллица;+
в) руническая, арабская, глаголица;
г) руническая, кириллица.

К чувашским цифрам относятся следующие знаки:
а) IIII, V, II, X, XII
б) IIII, II, /, XI, XXI
в) IIII, II, /, X, IIII/, IIX +
г) I, II, /, X, XIII
Чувашские единицы измерения:
а) чике: пядь: ал лаппи: шит: хур: =ухрём*
б) ура: шит: хур: ал лаппи: чике: =ухрём*
в) п\рне: ал лаппи: шит: хур: чике: =ухрём*+
г) п\рне: ур лаппи: хур: чике: шит: =ухрём?

Современные исследователи чувашской культуры:
а) Н.И. Егоров, А.А. Трофимов, К.А. Салмин, К.В. Иванов
б) Н.И. Егоров, М.И. Скворцов, А.А. Трофимов, К.А. Салмин, В.П. Иванов.+
в) А.А. Трофимов, Н.И. Егоров, М.И. Скворцов, Н.И. Ашмарин, В.П. Иванов
г) Н.И. Егоров, М.И. Скворцов, К.А. Салмин, В.П. Иванов, В.Ф. Каховский.

К современным мировым религиям относятся:
а) христианство, мусульманство, буддизм;+
б) христианство, буддизм;
в) мусульманство, буддизм;
г) христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм.

Наибольшее преемственное развитие в современном чувашском декоративно-прикладном искусстве имеет:
а) резьба по дереву;
б) вышивка; +
в) кожевенное дело;
г) ткачество.

Наибольшее развитие в современном чувашском театральном и музыкальном искусстве получили:
а) оперы и балеты;
б) эстрадные песни и мьюзиклы;
в) эстрадные песни, театральные постановки; +
г) театральные постановки.

Вышитые узоры на одежде предназначались для:
а) украшения, охраны от злых духов, обозначения социального статуса и принадлежности определенныому роду, передачи информации мифологического характера; +
б) украшения, охраны от злых духов, обозначения социального статуса и принадлежности определенныому роду;
в) украшения, охраны от злых духов, передачи информации мифологического характера;
г) охраны от злых духов, обозначения социального статуса и принадлежности определенныому роду, передачи информации мифологического характера.

Эстетическое воспитание детей предполагало:
а) умение петь, танцевать, владение пахотными орудиями, рукодельничать, владение музыкальными инструментами, умение слагать песни и стихи;
б) умение петь, танцевать, рукодельничать, владение музыкальными инструментами;
в) умение петь, танцевать, рукодельничать, умение слагать песни и стихи;
г) умение петь, танцевать, рукодельничать, владение музык. инструментами, умение слагать песни и стихи. +

Основная тематика чувашских песен:
а) любовь к мужу, жене, родствен., соседям, родному краю;
б) любовь к родителям, родственникам, труду, соседям, родному краю; +
в) любовь к детям, родствен., труду, соседям, родному краю;
г) любовь к родителям, родственникам, родному краю.

Города Чувашии где в начале XX века началось развитие спорта:
а) Чебоксары, Цивильск;
б) Шумерля, Алатырь;
в) Ядрин, Алатырь; +
г) Марпосад, Канаш.

Особенности физического воспитания чувашей это:
а) ранняя трудовая деятельность, закаливание, здоровое питание, подвижные игры;+
б) закаливание, здоровое питание, подвижные игры;
в) ранняя трудовая деятельность, здоровое питание, подвижные игры;
г) ранняя трудовая деятельность, закаливание, усиленное питание, спортивные игры.

Первые олимпийские чемпионы:
а) А.Игнатьев, В. Воронков, О. Иванова, С.Чиркова, В. Ярды
б) А.Игнатьев, В. Воронков, В.Соколов, С.Чиркова, В. Ярды +
в) А.Игнатьев, С.Чиркова, М. Костина, В.Соколов, В. Ярды
г) А.Игнатьев, В. Воронков, В.Соколов, А. Кедяров, В. Ярды

Чувашский край начала XX века был типичным
а) Индустриальным районом России
б) Аграрным регионом+
в) Аграрано-индустриальном
г) Торгово-индустриальным регионом

Первыми чувашскими купцами «перешагнувшими» российскую границу были
а) Таланцевы
б) Ефремовы
в) Селивановы+
г) Козловы

Собственниками маслобойного и олифовареного завода были купцы
а) Таланцевы+
б) Ефремовы
в) Поповы
г) Козловы

Мастер народных музыкальных инструментов, чья скрипка была удостоена медали на Всероссийской выствке в Петербурге
а) Эриванов А.
б) Михайлов С.
в) Волков П.+
г) Сверчков Н.

Крупнейшим крестьянским восстанием в чувашском крае в 1913 году было
а) Чемеевское
б) Атменьское +
в) Акрамовское
г) Чебоксарское

Известный чувашский композитор, поэт, публицист, драматург и педагог
а) Г.Г. Лисков
б) А.П. Воробьев
в) С.М. Максимов
г) Ф.П. Павлов +

Чувашский композитор имя которого носит детская музыкальная школа №1 г. Чебоксар
а) Г.Г. Лисков
б) А.П. Воробьев
в) С.М. Максимов +
г) Ф.П. Павлов

Первый чуваш получивший ученую степень в 1913 году
а) Н. И. Полоруссов-Шелеби
б) М.Ф. Акимов
в) Н.В. Никольский +
г) Н.И. Ашмарин

Первый чувашский художник получивший академическое образование
а) А.А. Кокель+
б) Ю.А. Зайцев
в) М.С. Спиридонов
г) Ф.П. Павлов
Наш земляк, известный академик-кораблестроитель
а) Судаев А.И.
б) Крылов А.И.+
в) Цветков Н.С.
г) Павлов Ф.П.

Газета «Чебоксарская правда» 1917 года была органом
а) комитете общественной безопасности
б) комитета народной власти
в) совета рабочих и солдатских депутатов +
г) совета крестьянских депутатов

Газета «Хыпар» 1917 года была органом
а) чувашского национального общества+
б) комитета народной власти
в) совета рабочих и солдатских депутатов
г) совета крестьянских депутатов

Кто из перечисленных героев Гражданской войны не являлся нашим земляком
а) П.П. Лебедев
б) В.И. Чапаев
в) С.Д. Павлов
г) М.Н. Тухачевский +

Чувашская Автономная область была организована
а) 18 мая 1918 года
б) 21 апреля 1925 года
в) 24 июня 1920 года +
г) 21 апреля 1920 года

«Общество изучения местного края» было создано в Чебоксарах
а) 1918 г.
б) 1921 г. +
в) 1920 г.
г) 1930 г.

Появление периодической печати на чувашском языке
а) 28 апреля 1918 года+
б) 21 апреля 1925 года
в) 24 июня 1920 года
г) 21 апреля 1920 года

Чешский интернационалист, оказавший помощь Чувашии в борьбе с голодом 1921-1922 года
а) П. Ковач
б) А.Яноушек +
в) А. Дубчек
г) В.Кривов

Когда Чувашия стала автономной республикой в существующих границах
а) 1902 г.
б) 1925 г. +
в) 1928 г.
г) 1930 г.

Первым из уроженцев Чувашии был удостоен звания Героя Советского Союза
а) В.П. Винокуров +
б) С.Н. Бутяков
в) Ф.Н. Орлов
г) И.Н. Силантьев

Стрелковая дивизия имя которой носит улица в северо-западном районе г. Чебоксар
а) 324-я Верхнеднепровская Краснознаменная
б) 25 стрелковая
в) 25-я Рославльская Краснознаменная
г) 139-я Рославльская Краснознаменная +

Чувашское радио появилось в
а) 1932 г.+
б) 1925 г.
в) 1930 г.
г) 1917 г.

Чувашское телевидение появилось в
а) 1932 г.
б) 1925 г.
в) 1930 г.
г) 1961 г.+

ЧАССР преобразована в ЧССР в
а) 1945 г.
б) 1999 г.
в) 1990 г.+
г) 1993 г.

ЧССР переименована в Чувашскую Республику в
а) 1992 г. +
б) 1999 г.
в) 1990 г.
г) 1993 г.

Избрание президентом Чувашской Республики Н.В. Федорова произошло в
а) 1992 г.
б) 1999 г.
в) 1990 г.
г) 1993 г. +

Конституция Чувашской Республики была принята в
а) 2000 г. +
б) 1999 г.
в) 1990 г.
г) 1993 г.

Автор эскиза флага и герба Чувшской Республики художник
а) Э. Юрьев +
б) И. Тукташ
в) Н. Карачарсков
г) Г. Лебедев

Авторы гимна Чувшской Республики композитор и поэт
а) Э. Юрьев, И. Тукташ
б) Г. Лебедев, П. Хузангай
в) Ф.Павлов, И. Тукташ
г) Г. Лебедев, И. Тукташ +

V кубок Европы по спортивной ходьбе проходил в Чебоксарах в
а) мае 2003 г. +
б) июнь 2001г.
в) май 2004 г.
г) июль 2003 г.










13PAGE 15


13PAGE 14815




15