Современные инновационные образовательные и воспитательные технологии

Современные инновационные образовательные
и воспитательные технологии
Учитель физической культуры
МАОУ «Лицей № 5»
Белоусов С.С.

Педагогический процесс сегодня основан на использовании различных педагогических технологий. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], быстрее стать мастером своего дела.
Одним из возможных путей совершенствования учебно - воспитательной работы в школе является освоение педагогами – инновационных технологий. Чтобы повысить качество образования и воспитания в целом, нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы. Что же такое педагогическая технология?
Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.
В настоящий момент в школьном образовании можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии в предметном
обучении;
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные
формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию
учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием
метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается
психологическое напряжение школьного общения путем перехода от
отношений “учитель-ученик” к отношениям “ученик-компьютер-учитель”,
расширяется возможность в получении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по
предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор
вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что
позволяет повысить производительность его труда, повышает общую
информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] качеством обучения позволяет объективно, проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
Самой распространенной воспитательной технологией является – технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н. Е.Щурковой).
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
·  Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
·  Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
·  Содержательная (предметная) деятельность
·  Завершение
·  Проекция на будущее.
Широкое распространение в практике школ получили такие воспитательные технологии как:
-технология здоровьесберегающая;
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Наиболее используемой здоровьесберегающих технологий в школах является технология Н. К. Смирновым.
-медико-гигиенические технологии;
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с требованиями СанПиНов. Медицинский кабинет организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
-физкультурно-оздоровительные технологии;
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
-экологические здоровьесберегающие технологии;
Направленность этих технологий - создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
-технологии обеспечения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
-гуманно-личностные технологии;
Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
-технологии сотрудничества;
Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
-технологии свободного воспитания 
Данная технология предполагает предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности.
В работе кружков, секций, клубов применяется технология обучения.
Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой, занимающиеся спортом спортивный кружок и. т.д.

15