Конспект урока по изобразительному искусству на тему Народные промыслы, их истоки и современное развитие. МАТРЁШКА (5 класс)


Урок изобразительного искусства в 5 классе
Маслова Светлана Юрьевна
Учитель ИЗО МАОУ «СОШ№4»
г. Ялуторовск Тюменская область
Тема урока: «Народные промыслы, их истоки и современное развитие. МАТРЁШКА»
Цель урока: роспись матрешек но мотивам росписи матрешек Сергиева Посада, Семенова,
Полховского Майдана.
Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями
матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.
Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Развивающие задачи: развитие мелкой моторики, развитие графических умений, связанных с
приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
- Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация «История матрешки», короб с игрушками
- Изобразительный ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные
матрёшки из Загорска, Семёнова и Иолхов-Майдана); шаблоны матрешек
-Музыкальный ряд: народные песни
-Литературный ряд: стихотворения
Ход урока
1. Организационный момент.
-Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у нас необходимое взято на урок.
НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ: карандаш, внимание, ластик, старание, краски, кисть, непроливайка с водой, альбом, лень.
-Ребята, что-то лишнее здесь есть? (убирают лишнее слово, сверяются со списком инедостающие предметы кладут на стол).
2.Проверка знаний материала прошлого урока (игра с диска «Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой. 5 класс»)
- Ребята, мы на прошлом уроке познакомились с дымковской игрушкой. И вы сами самостоятельно разработали дизайн игрушки по мотивам этой росписи. Давайте посмотрим, что у вас получилось, (поочередно каждый ряд представляют свои работы)
Чьи работы заслуживают особой похвалы? Почему?
А с какими еще глиняными игрушками мы познакомились? (филимоновская, абашевская, каргопольская)? Почему они имеют такие названия? Чем отличаются друг от друга?
Чтобы вы лучше запомнили особенности разных игрушек, я предлагаю посетить музей Игрушек и рассмотреть экспозицию игрушек, но вот беда - все игрушки на полках перемешались! Кто поможет их правильно расставить на полки? (игра на диске)
Молодцы, справились с таким сложным заданием!
3.Актуализация знаний (учитель заглядывает под стал и вытаскивает узелок – платок в который завернуты матрешки)
-Я шагала на урок.
Глядь, какой-то узелок!
Что-то ценное лежит!
Кто не боится - поглядит? (смотрят, а в узелке - матрешки)
- Это известная во всем мире деревянная кукла - матрешка. Но она необычная! С секретом!
- Об этом нам предстоит поговорить на уроке.
4. Вступительная беседа об истории русской матрёшки
-А кто из вас знает, какие секреты хранит матрешка? (в куколке-куколка)
Познакомимся с матрешкой поближе, раскроем ее секреты! (открывают матрешку - там с каждой последующей матрешкой задание, которое надо выполнить, чтобы узнать сколько всего матрешек в наборе).
Что нам матрешка велит сделать? (читают задание из записки -познакомиться с историей рождения матрешки)
Новый материал изучается в ходе презентации
Слайды 1-9
-Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XJX века в Сергиевом Посаде.
В стариной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие замечательные русские художники. Привезла игрушку в усадьбу жена С. И. Мамонтова - это была японская игрушка-мудрец Фукурума, а в нем мал-мала меньше - фигурки всех членов его семьи.
-Авторами куклы стали подольский токарь Звездочкин и художник Малютин. Первая матрешка состояла из 8 фигурок. Изображала она девочку в платье и сарафане с черным петухом в руках. ( показ картинки) Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям. Нравилась ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. В чем же секрет такого успеха?
-Секрет успеха в том, что образ женщины всегда почитался в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - символа добра и благополучия. « Лебедушка», «пава», « голубка» - так величали женщин в поэзии. Суть русской матрешки - пожелание любви и дружбы, счастья и благополучия.
Следующее задание в матрешке: познакомиться с матрешками разных областей России.
5. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.
Слайд 10
- Какие же самые распространенные матрешки бывают?
Я из Ссргисва Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Сергиево-Посадская или загорская матрешка имеет свои особенности. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. На ней четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука.
Слайд 11
Из Семенова матрешка,а внутри – матрешки-крошки.Их умею я считать –один, два, три, четыре, пять!Чтоб досчитать до десяти,чуть-чуть мне надо подрасти.Красный низ и желтый верху матрешек этих всех.Держит розочки в руке,и спиральки на платке. (Ольга Киселева)
- Семеновская матрешка от Загорской отличается большим букетом цветов, занимающим весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи угадывается влияние ХОХЛОМЫ, ведь центр Золотой хохломы тоже находится в городе – Семенове!
Слайд 12
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными!
А это матрешка из Полховского Майдана. Появилась она тоже не случайно. Полховский Майдан
-центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь. Она неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, у неё нет такихконкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для Загорской и Семеновскойматрешек. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщиныубирали волосы под кокошник, девицы - под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали«кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.
- Голова у матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрешке и её сестрам задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл
на нем чудо букет.
Про эту игрушку в народе придумано много загадок:
1 .Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко.
Но зовут их всех... (МАТРЁШКИ)
Но откуда взялось это имя - матрёшка? (предположения детей)
Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрёшка" связано с именем индуистской богини-матери Матри...
6. Выяснить - кго расписывает матрешек в наше время - следующее задание (просмотр фрагмента видео о сестрах Дмитриевых)
7. Расписать матрешку - следующее задание
Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?
А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете, почему? (Класс получает шаблоны - заготовки с контуром куклы матрёшки).
Созываем детвору! Предлагаем вам игру:
Инструменты вы возьмите
И матрешку оживите!
- Распишите матрешку по своему вкусу!
8. Выставка работ:
Вот они матрёшеньки,
Все они милёшеньки...
Все с аленькими щёчками
Под пёстрыми платочками
Нарядные, пригожие, чуть на вас похожие...
9.Подведение итогов
Какую матрешку ты нарисовал?
- Кому ее можно подарить? (другу, подруге, гостям)
-С какой целью делали подобные изделия?
-А кому из вас сегодняшняя работа доставила удовольствие?
-Оцените свою работу – всё получилось, что задумали?
- Сколько матрешек оказалось в нашей куколке? Столько заданий мы выполнили!
Все успели, а значит, мы – молодцы!