Рабочая программа по обществознанию 7-9 классы, 2016-2017 уч.год.


Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
Требования к уровню подготовки выпускников…………………………………………3
Содержание учебного предмета…………………………………………………………...5
Тематическое планирование………………………………………………………………8

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7-9 классов разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015»;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г.;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам МОУ «Медведевская школа»;
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Медведевская школа», 2016 г.
Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения « Медведевская школа» на 2016-2017 учебный год;
Примерной программы основного общего образования по обществознанию под руководством Л. Н. Боголюбова./ Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2014.;
Инструктивно-методического письма КРИППО «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Республики Крым от …2016 г.;
Учебника: Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Виноградовой Н. Ф. , Городецкой Н. И. , Ивановой Л. Ф. / Под ред. Боголюбова Л. Н. , Ивановой Л. Ф. – М.: Просвещение, 2014
Учебника: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Обществознание. 8 класс. М., Просвещение, 2014.
Учебника: Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
Цели программы:
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Обществознание» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана МОУ «Медведевская школа», изучается в течение учебного года по 1 часу в неделю в 7-9 классах (34 учебные недели), 34 часа в год.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса 7 класса
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (14 ч.)
Характеристика социальных норм, формирование первобытного права, особенности поведения в Интернете.
Права и свободы граждан РФ, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.
Механизм правовой защиты граждан, Конституционные гарантии, права ребенка.
Определение государственного правопорядка, демократическое устройство.
Правовая справедливость в действии, свобода и ответственность.
Выявление обязанностей граждан по Конституции, защита Отечества, как священная обязанность.
Патриотическое воспитание учащихся.
Почему нужно соблюдать социальные нормы, что такое нормы и санкции.
Определение правомерного поведения (Законопослушный человек, правопорядок, прокурор, гуманное отношение к людям. Проступок, преступление, грабеж, кража, ущерб, штраф) Представление правоохранительных органов и их функционал, судебная власть, что такое правосудие (Прокуратура, таможня, правопорядок, адвокатура, нотариат. Суды, правосудие, ФСБ, презумпция невиновности, полиция)Глава 2. Человек в экономических отношениях (13 ч.)
Экономика, как хозяйство; экономика, как наука; типы хозяйств.
Основные элементы товарного производства.
Понятие мастерство и его элементы, трудовая деятельность – как фактор получения дохода.
Вопросы экономики: что производится, как производится, вопросы специализации и возникновения затрат.
Формирование себестоимости товара, определение прибыльности как экономического эффекта.
Введение понятия правового оформления предпринимательства, определение различных форм бизнеса.
Правовое оформление предпринимательской деятельности, формы бизнеса.
От чего зависит успех бизнеса? Связан ли успех с полученной прибылью? Должен ли предприниматель чувствовать ответственность перед обществом?
Истоки формирования обменных процессов, понятие собственности и ее формирования.
Реклама – как коммуникативное средство в экономических процессах.
Деньги как эквивалент обмена, разновидности денег.
Функции денег.
Семейное хозяйство, имущество семьи.
Аспект формирования семейного бюджета.
Глава 3. Человек и природа (6 ч.)
Взаимодействие двух систем «природа» и «общество»
Взаимодействие прав и обязанностей граждан, природоохранные мероприятия государства.
Правила защищающие природу, значение сохранности заповедной зоны для государства.
Взаимодействие и регулирование поведения людей в обществе. Человек в экономических отношениях. Человек и природа.
Основное содержание курса 8 класса
Тема 1. Личность и общество (6 ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (13 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Основное содержание курса 9 класса
Глава I. Политика (9 ч.)
Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации.
Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства.
Что такое гражданство.
Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. развитие демократии в современном мире.
Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства. Что такое гражданское общество.
Местное самоуправление. Общественная палата. Выборы, референдумы.
Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого. Общественно-политические движения.
Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире. Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения.
Глава II. Право (23 ч.)
Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон
Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения.
Система права. Понятие нормы и права.
Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.
Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы правового государства.
Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. Права ребенка.
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовая дисциплина.
Юридические понятия семьи и брака. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей.
Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административные правонарушения.
Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения и освобождения от уголовной ответственности.
Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права.
Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей.
Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль.
Тематическое планирование 7 класса
№ Тема Кол-во часов П/Р К/Р1 Регулирование поведения людей в обществе 14 1 1
2 Человек в экономических отношениях 13 1 1
3 Человек и природа 6 1 1
4 Резерв 1 Тематическое планирование 8 класса
№ Тема Кол-во часов К/Р1 Личность и общество. 6 1
2 Сфера духовной культуры 8 1
3 Социальная сфера 5 1
4 Экономика 13 1
5 Резерв 2 Тематическое планирование 9 класса
№ п/п Наименование раздела Количество часов П/Р К/Р1 Введение 1 1 Политика 9 1 1
2 Право 23 2 1
3 Резерв 1