Рабочая программа «Развитие речи» Коррекционно-развивающая область на 2016-2017 учебный год 1 КЛАСС


ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 VII вида им. И.Е. Петрова»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Председатель МО
_________ Роман Е.А..
Протокол от «___» ________2016 г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________Павлишина О.Н.
«____»_________2016г. УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида имени Е.И. Петрова»
_________Мещерякова Л.В
Приказ от «____»_______2016 г. №_____
Рабочая программа
«Развитие речи»
Коррекционно-развивающая область
на 2016-2017 учебный год
1 КЛАСС

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение города Севастополя
для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Общеобразовательная школа-интернат №6 VII вида им. Е.И. Петрова»
учитель-логопед
Медова Елена Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации:
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014г. №1598.
Письмо МОРФ от 04.09.1997 № 48 «О специфики деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»
Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VII вида (под редакцией С.Г.Шевченко, а также рекомендаций специалистов ПМПК и рекомендаций ПМПК.
Учебный план ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 VII вида им. И.Е. Петрова»
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство школьников, поступающих в образовательные учреждения, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальные нарушения), имеющих системное нарушение речи.
Связная речь - не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта.
Основные характеристики связного развернутого высказывания:
- тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность.
Педагогическая практика показывает, что у детей с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальные нарушения), отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.
Для высказываний таких детей характерны:
- нарушения логической последовательности повествования;
- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
- незавершенность микротем;
- возвращение к ранее сказанному;
- длительные паузы на границах фраз;
- отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальные нарушения) вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Цель данной программы: совершенствование методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальные нарушения), в ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 VII вида им. И.Е. Петрова».
Задачи:
Речевое развитие
-Обогащение и накопление словарного запаса.
-Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
-Развитие и совершенствование связной речи, речевого общения.
С целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – ---развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и ---различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Ознакомление с художественной литературой
Согласно требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров литературы.
Программа составлена с учётом возрастного развития и дефекта речевого нарушения обучающихся в ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 VII вида им. И.Е. Петрова»
Требования, которые предъявляются к обучающимся в речевой деятельности:
-Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
-Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
-Последовательность;
-Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
-Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
-Культура изложения в широком смысле слова:
-Правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
-Интонационная выразительность речи,
-Достаточная громкость,
-Отчётливость произношения.
Формы организации обучения связной речи могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.
Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на занятии решалось несколько задач и использовались различные виды упражнений.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие словарного запаса, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи, речевого общения. Параллельно с работой над речью идет работа над высшими психическими функциями (память, внимание, восприятие, речь, эмоциональная сфера), идет ознакомление с окружающей ребенка действительностью (например, расширение представлений о предметах ближайшего окружения, их назначении), а также ознакомление с художественной литературой. Занятия включают в себя и задания на развитие мелкой моторики рук (владение карандашом), и общей моторики, развитие которой проводится на физкультурных минутках.
Для эффективного развития речи необходимо не только вести активную словесную работу, но и обогащать предметно - развивающую среду. Обучающиеся более уверенно и полно будут рассказывать о том, что им хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от обучающихся припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.
Структура системы коррекционно-развивающих занятий по развитию речи включает в себя:
Обучение рассказыванию.
Пересказ (по вопросам, по плану, с опорой на серии картин, на картины,
схематические изображения - меловой рисунок).
Описание предметов (с опорой на картину, по плану, по вопросам).
Рассказывание по картинкам (по серии с постепенным переходом к одной картине) и из опыта.
Продолжение рассказа по заданному началу (с опорой на картину, на схему).
Творческое рассказывание или рассказывание по воображению.
На занятиях по развитию речи у обучающихся идёт формирование установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Закрепляется навык составления ответа на вопросы в виде развернутых предложений. На занятиях обучающиеся усваивают ряд языковых средств, прежде всего лексических (слова – определения, глагольная лексика), необходимых для формулирования высказываний. используются упражнения по составлению предложений по картинкам. методом распространения его грамматической основы. упражнения и речевые игры, направленные на активизацию речемыслительной деятельности обучающихся, закрепление навыков формулирования высказываний, формирование чувства языка. Например, «Подбери слово», «На что похоже?», «Узнай, о чем это?». К словам учащиеся подбирают синонимы и антонимы, составляют словосочетания и предложения с данными словами, составляют предложения – ответы на вопросы.
При обучении пересказу занятие включает подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок); чтение произведения; разбор текста («языковой» и «содержательный»); пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на мою помощь, далее – по опорному плану, самостоятельный пересказ).
При обучении составлению рассказа – описания предметов, обучающиеся учатся выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевают основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. У них формируется речемыслительная деятельность, активизируется зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивались память, внимание, наблюдательность.
Обучение рассказыванию по картинкам включает в себя -составление рассказа по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Зимние забавы» и др.) Описание пейзажной картины сначала проводится по опорным вопросам, а затем самостоятельно.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, специфика речевого нарушения.
Структура занятий
Организационный момент — это начальная часть занятия, во время которой создается эмоциональный фон.
Логопед здоровается с каждым учащимся, пришедшим в кабинет. Далее идет краткое повторение предыдущей темы и введение в новую тему. Это осуществляется посредством загадок и др.
Основная часть содержит задания на развитие речи и психических процессов, мелкой моторики, также на ознакомление с окружающей действительностью и художественной литературой.
Задания, направленные на развитие речи.
При прохождении определенной лексической темы задания постепенно усложняются, также в ходе занятий происходит периодическое повторение и закрепление изученного материала. Занятия распределены по лексическим темам (например, тема «Осень» или «Одежда»), на которых формируются представления о данной группе предметов, уточняется и расширяется словарь (например, дети рассматривают картину «Ранняя осень», и организуется беседа по ней).
Также происходит совершенствование и формирование грамматического строя речи (например, — педагог читает детям стихотворение, далее задает по нему вопросы). Таким образом, происходит совершенствование согласования существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе. На занятиях формируется навык связной речи (например, описание сюжетной картины), а также речевого общения (учащиеся совместно выполняют задания, обращаются к логопеду и друг к другу).
Задания, направленные на сенсорное развитие (например, объединение предметов по цвету и по форме).
Параллельно с работой над речевым развитием происходит развитие таких психических функций, как память, внимание, восприятие, мышление. Постепенно идет расширение и уточнение словарного запаса по теме, и параллельно идет работа над грамматическим строем речи — таким образом происходит усложнение заданий и закрепление пройденного материала.
Для достижения эффективности работы необходимо неоднократное выполнение заданий. Чтобы предотвратить снижение интереса учащихся к заданиям, потребуется из разнообразие. Если это рисунок, то дети самостоятельно рисуют в тетрадях, а педагог помогает. Необходимо создать доброжелательную обстановку, так как дети очень переживают, если рисунок получается хуже, чем у других.
На занятиях учащиеся выполняют задания по мелкой моторике (моторика пальцев рук). Пальчиковая гимнастика обязательно выполняется несколько раз, темп убыстряется.
Учащиеся также знакомятся с окружающей действительностью. Например, при прохождении лексической темы «Профессии» педагог расширяет представления детей о профессиях, трудовых действиях взрослых, формирует представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий, о бытовой технике.
Параллельно с прохождением лексических тем происходит ознакомление с художественной литературой. На коррекционно-развивающих занятиях педагог развивает интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений. У учащихся формируется эмоциональное отношение к прочитанному. Например, при прохождении темы «Дикие животные» ребята знакомятся с творчеством М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Е. Чарушина.
Физкультурная минутка (или упражнения на координацию речи с движением).
Для всех учащихся 1 класса характерно снижение работоспособности. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов — памяти, внимания, восприятия, мышления.
Заключительная часть
В этой части педагог вместе с учащимися подводит итог занятия. Совместно с учащимися обсуждает результаты работы и те трудности, которые возникли при выполнении заданий. Также проводится рефлексия эмоционального состояния.
Методы:
Словесные
Практические
Наглядные методы.
Технологии:
Коррекционно-развивающие технологии;
Личностно ориентированное обучение;
Здоровьесберегающие технологии;
Дифференцированный подход в обучении;
Игровые технологии;
ИКТ — технологии.
Критерии эффективности программы
После завершения коррекционно-развивающей программы проводится повторное диагностическое обследование. Обогащение словарного запаса, улучшение грамматического строя речи и связной речи, а также развитие психических процессов (память, мышление, внимание и восприятие) являются критерием эффективности программы.
Таким образом, использование рабочей программы «Развитие речи» в ГБОУ «Общеобразовательная школа-интернат №6 VII вида им. И.Е. Петрова» позволяет:
Насытить коррекционно-развивающие занятия общеразвивающим материалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции);
Будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса, обучающихся с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальные нарушения).
Комплексность педагогического воздействия данной программы прежде всего направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей с ОВЗ (ЗПР, интеллектуальные нарушения) и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.
Личностные результаты ребенка с ОВЗ в результате реализации программы коррекционной работы:
-умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты ребенка с ОВЗ в результате реализации программы коррекционной работы:
-анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
-управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми.
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
-готовность слушать собеседника и вести диалог
Предметные результаты освоения содержания программы
Обучающиеся должны уметь:
Составлять описание предметов. Составлять небольшой рассказ по картинке. Пересказывать рассказ.
Обучающиеся должны знать:
-наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса логопеда.
Рабочая программа составлена на основе:
1.Логопедия под ред. Волковой - М.: «росвещение»1989.
2.Т.Г.Филичева, Н. А. Чевелева, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. - М.: «Просвещение» 1989.
3.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М., 2005.
4.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004.
5.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Как научиться писать сочинения по картинкам». ООО «Издательство Астрель»,2005.
6.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи. М. 1994 .
7. Н.С.Жукова. Формирование устной речи. М. 1994 .
8.Н. Г. Андреева логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников в трёх частях.М., «Владос 2009.
Календарно-тематическое планирование «Развитие речи» 1 класс
коррекционно-развивающая область
№ Тема занятия Содержание
коррекционной работы
Развитие связной речи Развитие неречевыхпроцессов Часы Дата
Исследование речевого развития и неречевых психических функций.
Исследование лексического, грамматического строя и связной речи.
1 Школа. Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными прилагательными мой, моя. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Пересказ рассказа «В школе», составленного по демонстрируемым действиям. Активизация психических процессов (восприятия, памяти, воображения,мыслительных операций).
Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 2 Осень. Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Заучивание стихотворения А.Н. Плещеева «Осень наступила…» Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи.
Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 3 Лес, грибы, ягоды, деревья. Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа существительных в родительном падеже.
Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок. Развитие психических познавательных процессов
(внимания, мышления, восприятия,памяти) Развитие навыков
общения, речевой коммуникации. 2-4 4 Овощи. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме. Составление описания с опорой на схему. Активизация психическихпроцессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций). Развитие навыков
контроля и самоконтроля 2-4 5 Фрукты. Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными прилагательными мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
Составление описания с опорой на схему. Развитие психологической базы
речи. Развитие навыков
общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 6 Перелетные птицы. Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на –с, в –из. Составление описания с опорой на схему. Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи.
Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 7 Дикие животные Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа. Упражнение детей в 8умении подбирать слова противоположные по з9начению.
Составление описания с опорой на схему. Отгадывание загадок Пересказ сказки «Колобок». Развитие психологической базы
речи. Развитие навыков общения, речевой коммуникации.
Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 8 Домашние животные Со1гласование существительных с глаголами. Формирование навыка построения предложений. Составление описания с опорой на схему. Развитие психологической базы
речи. Развитие навыков
общения, речевой коммуникации.
Развитие навыков контроля и самоконтроля.
2-4 9 Одежда. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными значению. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. Развитие пространственно-
временной ориентировки.
Развитие психологической базы
речи. Развитие навыков
общения, речевой коммуникации.
Развитие навыков контроля и самоконтроля. 2-4 10 Мебель. Части мебели. Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. Развитие психологической базы
речи. Развитие навыков
общения, речевой коммуникации.
Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 11 Семья. Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико-грамматических конструкций.
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества.Развитие психических познавательных процессов
(внимания, мышления, восприятия,памяти). Развитие навыков общения, речевой коммуникации. 2-4 12 Зима. Зимние забавы. Закреплять умение употреблять предлоги движения, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени.Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) «В гостях у дедушки Мороза». Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи.
Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 13 Зимующие птицы. Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа
Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел». Активизация психическихпроцессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).
Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 14 Новогодний праздник. Учить подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлогов, имен существительных различных падежах.
Составление описательного рассказа по предметной картине «Ель», «Сосна». Развитие психическихПознавательных процессов
(внимания, мышления, восприятия,памяти). Развитие навыков
общения, речевой коммуникации. 2-4 15 Дикие животные замой. Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за. Пересказ рассказа «Как заяц зимует». По мотивам рассказов Е.Чарушина и др. Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи.
Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 16 Наша пища. Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. Пересказ – инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Активизация психическихпроцессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций). Развитие навыков контроля и самоконтроля.
2-4 17 Человек. Части тела Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа.
Пересказ сказки «Смоляной бычок». Развитие психическихПознавательных процессов
(внимания, мышления, восприятия,памяти). Развитие навыков
общения, речевой коммуникации. 2-4 18 Транспорт. Правила
дорожногодвиженияАктивизация словаря по теме. Формирование навыка построения предложений. Формирование навыка построения связного монологического высказывания. Составление описания с опорой на схему. Развитие пространственно-
временной ориентировки.
Развитие психологической базы
речи. Развитие навыков общения, речевой коммуникации. Развитие навыков контроля и самоконтроля.
2-4 19 Наша армия. Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. Беседа о защитниках отечества. Заучивание стихотворения Е.Благининой «Шинель» Активизация психических процессов (восприятия, памяти, воображения,мыслительных операций).
Развитие навыков контроля и самоконтроля. 2-4 20 Весна. День рождения весны. Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. Беседа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Заучивание стихотворений о весне. Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи.
Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 21 Цветы Активизация словаря по теме. Развитие артикуляционного праксиса и мелкой моторики.
Формирование навыка построения предложений. Формирование навыка построения связного монологического высказывания. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». Развитие психическихПознавательных процессов
(внимания, мышления, восприятия,памяти). Развитие навыков
общения, речевой коммуникации. 2-4 22 Праздник 8 Марта. Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. Заучивание стихотворений о маме. Активизация психических процессов (восприятия, памяти, воображения,мыслительных операций).
Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 23 Профессии. Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы. Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи. Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 25 Откуда хлеб пришел. Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Пересказ сказки «Вершки и корешки» Развитие психическихПознавательных процессов
(внимания, мышления, восприятия,памяти). Развитие навыков общения, речевой коммуникации. 2-4 26 Мой дом. Учить образовывать сложные слов; закреплять умение составлять предложения с предлогами. Пересказ сказки «Гуси-лебеди» Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи. Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 27 Наша страна. Мой родной край. Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. Составление рассказа «Граница Родины – на замке» Активизация психических процессов (восприятия, памяти, воображения,мыслительных операций).
Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 28 Мой город. Активизация словаря по теме. Формирование навыка построения предложений. Формирование навыка построения связного монологического высказывания. Составление рассказа о родном городе. Развитие пространственно-
временной ориентировки. Развитие
психологической базы речи.
Развитие навыков общения, речевойкоммуникации. Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4 29 Лето. Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов Составление рассказа «Лето красное пришло….» по сюжетной картине Развитие психическихпознавательных процессов (внимания, мышления, восприятия,памяти). Развитие навыков общения, речевой коммуникации. 2-4 30 Времена года.
Календарь. Активизация словаря по теме. Развитие артикуляционного праксиса и мелкой моторики
Формирование навыка построения предложений. Формирование навыка построения связного
монологического высказывания. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по Ушинскому). Заучивание стихотворений о временах года. Активизация психических процессов (восприятия, памяти, воображения,мыслительных операций).
Развитие навыков
контроля и самоконтроля. 2-4