Урок по природоведению на тему: Кто где живет?


Урок Тема: Где живут организмы?
Цели: ознакомить учащихся с разнообразием сред обитания организмов (наземно-воздушной, водной, почвенной); рассказать об особенностях каждой среды обитания и приспособленности живых организмов к жизни в ней.
Оборудование и материалы: плакат «Экосистема смешанного леса»; раздаточный материал (карточки с изображением насекомых, птиц, животных); коллекция насекомых; технические средства обучения с применением ИКТ.
Элементы содержания урока: среда обитания организмов; наземно-воздушная среда; водная среда; почвенная среда.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать: среды обитания организмов (наземно-воздушную, водную, почвенную); особенности и роль каждой среды обитания для жизни организмов.
учащиеся должны уметь: объяснять приспособления живых организмов к условиям разных сред обитания; определять особенности внешнего строения животных разных сред обитания.
Ход урока:
Организационный момент
Повторение:
Что такое организм?
Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?
Какими свойствами обладают живые организмы?
(Ответы учащихся)
Изучение новой темы:
У каждого живого организма есть свое место, свой «домик»: кто-то строит себе дом под землей, кто-то прячется в опавших листьях; некоторые бродят в кустарнике; другие забираются на деревья и предпочитают обитать на самых верхушках деревьев, третьи живут в воде. А некоторые живут внутри других организмов.
Посмотрим, где живут организмы.
Плакат «Экосистема смешанного леса»
(Учащиеся работают у доски: называют живой организм и его место обитания)
Среда обитания организма – это часть природы, которая окружает живой организм (учащиеся записывают в тетради)
Живые организмы взаимодействует с окружающей средой.
Как вы считаете, может окружающая среда влиять на организм? (Ответы учащихся)
В настоящее время ученые различают водную, наземно-воздушную и почвенную среды обитания. Каждая из них характеризуется конкретными условиями или факторами, к которым приспособились организмы.
Вспомните, какие факторы живой и неживой природы вы знаете?
(Ответы учащихся)

Среды обитания организмов
Почвенная
Водная
Наземно-воздушная
(Учащиеся записывают в тетради)
Показ презентации: «Кто где живет?»
Физкультминутка
Учитель читает отрывок из Красной книги редких животных России.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Приведите примеры влияния деятельности человека на окружающую среду.
Как сохранить живую природу?
Теперь вы знаете, что живые организмы имеют специальные приспособления для жизни в определенной среде обитания: водной, почвенной или наземно-воздушной.
Работа с учащимися:
Как вы думаете, можно по внешнему виду животного определить, где оно обитает? (Ответы учащихся)
Попробуйте по внешнему виду животного определить, где оно обитает.
Учитель показывает картинку с изображением животного, а учащиеся называют среду обитании, обосновывая свой ответ.
Закрепление нового материала:
Учащиеся работают с раздаточным материалом (картинки с изображением живых организмов).
Цель: определить среду обитания организма на основании особенностей его внешнего строения
Заполнить таблицу:
Название организма Среда обитания Особенности строения организма
Домашнее задание: 1. Прочитать учебник (А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение, 5 класс) на стр. 118-122
2. Ответить на вопросы 1-5 (устно)