Рабочая программа по краеведению 8-9 классы 2016/2017 учебный год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М. Вьюшкова с. Андросовки муниципального района Красноармейский Самарской области

Рассмотрено
на заседании МО учителей _________________________
Протокол № ___
от « » __________ 2016 г.,

Председатель:
________ /.............................../
Согласовано
«___»________2016 г.
Зам. директора по УВР
________/_Адамова .Г.А./




Утверждено:
Директор школы:

«_____» «__________ » 2016 г
_______ /Почукаев А.П. /


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету регионального компонента « Краеведение»

Класс 9


Ф. И.О. учителя Девятова Т.А.



с.Андросовка,
2016 г



Пояснительная записка.
Нормативной основой программы является письмо министерства образования и науки Самарской области от 23.03.2011г. № МО-16-03/226-ТУ «О применении в период введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приказа министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 № 55-од «Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования» с прилагаемым к нему примерным учебным планом.. На основании этого документа в учебном плане школы выделено на преподавание курса «Краеведение» в текущем учебном году 0,5 часа в 9 классе. Программа рассчитана на 17 часов в 9 классе ( 17 часов курса были проведены в прошлом учебном году. Программа составлена на основе примерной программы, рекомендованной кафедрой социально-экономического образования СИПКРО.
Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.).

Цели изучения краеведения:
Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, поселок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Изучение краеведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, истории и современной жизни, населении и хозяйстве Самарской области во всем его разнообразии и целостности;
овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с. вычленением отдельных деталей повседневного бытия;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследовательской и проектной деятельности, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному краю;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Краеведение содействует реализации принципов:
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
Формирование у детей картины мира, адекватной современному уровню знаний;
Формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
Содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
Гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.
На уроках краеведения могут изучаться сферы общественной жизни; духовная жизнь людей; этнонациональные процессы; диалог культур; судьбы конкретных людей; повседневность прошлого и настоящего; социальные группы и общности, общественные организации.
Историческое краеведение тесно взаимодействует с литературным, географическим и естественнонаучным направлениями краеведения. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных изменений: прошлое – настоящее – будущее.

Ознакомление с основными вехами истории края строится через лекции, чтение раздела пособия «Самарская область» «Очерки истории», экскурсии, подготовку к семинарам. Изучение микроистории (истории района, поселка, школы, семьи, биографий отдельных людей) организуется через подготовку докладов, организацию поисково-исследовательской деятельности.
Основной видом используемого контроля является тематический: ответы на контрольные вопросы к теме; оценка выступления на семинаре, отчеты или отзывы об экскурсии, подготовка материалов для проведения тематических экскурсий; оценка подготовленных сообщений, докладов по краеведческим темам. В случае выполнения учащимися проектов на краеведческую тему, то защита проектов может быть засчитана как контрольная по курсу краеведения.
Основным учебным пособием для учащихся является книга «Самарская область (география и история, экономика и культура)» составители Э.Я Дмитриева, П.С. Кабытов. Самара Самарский информационный концерн. 1998год.


Содержание краеведческих знаний по истории.
Мой дом. Родословная семьи.
Родная школа, ее история и традиции.
Поселок (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.
История района.
История автономного округа. История области (края).
Важнейшие понятия курса краеведения:
Край
Ближняя (малая) родина
Краеведение
Экология
Основные источники изучения истории родного края
Вещественные источники
Изобразительные источники
Письменные источники
Устные источники
Звукозаписи
Киноисточники
Принципы организации поиска, сбора и изучения краеведческого материала:
Сбор источников (работа в библиотеке, архиве, музее, в археологических и поисковых экспедиции, интервьюирование)
Изучение источников и краеведческой литературы
Консультации с учеными-краеведами
Проведение экскурсий, конференций, подготовка докладов и т.д.

Разделы и темы программы изучения истории родного края.
Раздел I. Источники и методы изучения истории родного края
Край, краеведение, школа
Источники изучения
Раздел II. История родного края
Родной дом. Родословная семьи
Родная школа, ее история и традиции
Поселок: прошлое, настоящее, перспективы развития
История района
История города
История области, края.
Раздел III. Культурно-просветительская, общественно полезная деятельность юных краеведов
Экскурсионно-просветительская работа учащихся
Музей боевой славы
- Проектная деятельность.

Учебно – тематический план по краеведению в 9 классе на 2016/2017 учебный год.


№п./п
Наименование разделов и тем
Всего часов
уроки
Экскурсии, лабораторные работы, проектная деятельность
Контрольные работы, зачеты

1.
Источники и методы изучения истории родного края
1

1


2.
История родного края
12
9
2
1

3.
Культурно-просветительская, общественно полезная деятельность юных краеведов
4
2
1
1


Итого:
17
11
4
2



Содержание программы.
1) Гражданская война и установление Советской власти. 3 ч. (1 ч. уч. + 1 ч. экскурсия) Самара в 1918 г. Восстание «белочехов». КОМУЧ. Восточный фронт. В.И. Чапаев.
2) Самарский край в 1920-1930-ые гг. 2 ч.
Голод в Поволжье в 1921-1922 г. НЭП. Коллективизация и индустриализация. Голод 1933г. Местная специфика.
3) Великая Отечественная война.(3+1ч.) Изучение истории района, поселка, семьи.
4) Послевоенное восстановление хозяйства. 2 ч. Сельскохозяйственное развитие, целина. Пищевая промышленность.
Складывание военно-промышленного производства в Самаре. Авиационная и космическая промышленность. Изучение истории района, поселка.
5) Заключение. Современное развитие. Итоги 1990-х. Перспективы XXI века. 2 ч.
Культурно-просветительская, общественно полезная деятельность юных краеведов ( 4 часа).

Поурочное планирование по краеведению в 9 классе на 2016/2017 учебный год.

1.
Гражданская война и установление Советской власти
Самара в 1918 г. Восстание «белочехов». КОМУЧ. Восточный фронт. В.И. Чапаев. Изучение истории семьи.
Подготовка сообщений по теме, работа с Интернетом по группам, дискуссия
Урок - семинар

2-3.
Самарский край в 20-30 годы
Голод в Поволжье в 1921-1922 г. НЭП. Коллективизация и индустриализация. Голод 1933 г. Местная специфика. Изучение истории образования поселка им. Куйбышева.

Работа с географической картой Самарской области, использование ресурсов сети Интернет
Урок - творческая лаборатория

4.
Сталинские репрессии
Сталинские репрессии, причины, последствия.
Работа с историческим источником, поиск информации в Интернете, сообщения учащихся по группам
Урок - практикум

5.
Великая Отечественная война: земляки-фронтовики
Книга памяти. Герои Советского Союза Красноармейского района.
Знакомство с экспозицией музея
Экскурсия в сельский музей Боевой славы

6-7.
Самара – запасная столица.
Причины выбора города Куйбышева второй столицей во время ВОВ, события этого периода, парад Памяти.
Работа с географической картой Самарской области, использование ресурсов сети Интернет
Урок-практикум,
виртуальная экскурсия

8.
И тыл был фронтом
Книга Памяти. События, происходящие на территории нашего края во время ВОВ.
Беседа, просмотр иллюстраций
Лекция с использованием презентации

9.
Послевоенное восстановление
Сельскохозяйственное развитие.
МТС. История района. Совхоз им. Куйбышева.
Работа с географической картой, поиск информации в Интернете, подготовка сообщений по группам

Урок - путешествие

10.
Промышленное развитие во второй половине XX века

Авиационная и космическая промышленность. ВАЗ Изучение истории района.
Беседа, просмотр иллюстраций
Лекция с использованием презентации

11.
Самара космическая

Знакомство с экспозицией музея
экскурсия

12-13.
Современное развитие края. Перспективы
Характерные черты в развитии современного Самарского края, перспективы дальнейшего успешного развития
Работа с географической картой Самарской области, использование ресурсов сети Интернет
Урок-практикум,
виртуальная экскурсия

14.
Контрольная работа

Выполнение тестовых заданий, работа по карточкам

Урок контроля знаний учащихся

15.
Защита проектов

Представление учащимися своих проектов

Урок – защита проекта

16-17
Резерв






Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:
История – это история людей;
Каждый человек – соучастник события прошлого, настоящего и будущего;
Корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;
В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности, такие как трудолюбие, честность, справедливость, совестливость,
готовность к защите Родины, чувство национального долга, уважения к старшим, долга, милосердии, чувство хозяина;
Труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Знать
изученные виды источников краеведческой информации;
основные краеведческие понятия и термины;
основные этапы и ключевые события истории Самарского региона с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;
результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;
изменение природной среды Самарской области в результате деятельности человека; географическую зональность;
особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Самарской области;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Самарской области.

Уметь
соотносить даты событий истории Самарской области с основными периодами отечественной истории;
рассказывать о важнейших событиях истории Самарской области и их участниках,
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
показывать на плане и карте границы районов Самарской области, расположение г. Самара, местных достопримечательностей и своего Красноармейского района,
составлять краткую характеристику населенного пункта;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.
понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Среднего Поволжья;
использования знаний об историческом пути и традициях народов Поволжья в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Контроль уровня образовательной подготовки.

Примерные темы практических и исследовательских работ:
Составление словаря местных слов и выражений.
Описание местных календарных и семейных обрядов.
Запись местных детских игр и фольклора.
Статистический анализ национального состава учащихся школы (населения поселка).
«Родословное древо»: составление генеалогической схемы своей семьи или знаменитых местных жителей.
Изучение традиционных промыслов.
Школьный краеведческий уголок: дополнение и описание экспозиции.
Аудио-экскурсия по сельскому музею Боевой славы.
Военное детство (на местном материале).
История моей семьи как часть истории страны.
Топонимика (старинные и современные названия улиц).
История сельскохозяйственных предприятий на территории поселка.

Учебно-методическое обеспечение.
Самарская область (география и история, экономика и культура), составители
Э.Я Дмитриева, П.С. Кабытов. Самара. Самарский информационный концерн. 1998год.
Материалы сельского музея Боевой славы.
Материалы архива поселка им. Куйбышева.
Исторические карты по изучаемым историческим периодам.
Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область. Под ред. Шамхалова Ф.И., Хасаева Г.Р., изд. « Экономика», 2007 год.
Самарская губерния – край родной. Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А., Самара, 2007 год.
История в названиях рек. Барашков В.Ф. Куйбышевское книжное издательство, 1990 год.
Самарский краевед. Историко – краеведческий сборник. Составитель Завальный А.Н. Куйбышев, 1991 год (в 2 частях).
Ресурсы интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Герб Самарской области.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Флаг Самарской области .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] карты Самарской области Navitel .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Самарская область.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Карты Самарской области.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русский национальный фольклорный костюм.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Жигулевская  ГЭС. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Жигулёвский заповедник им. И. И. Спрыгина.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Самарская Лука, национальный парк.









13PAGE \* MERGEFORMAT14815




Заголовок 215