Математическая эстафета в 5-6 классах


Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике.
Игра для обучающихся 5 – х классов
«Математические эстафеты»
Селивёрстова Елена Викторовна
учитель математики

2014г.
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упустить случая
сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Цели игры:
воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти;
формирование познавательного интереса к математике.
Задачи игры:
повысить уровень математической культуры;
учить быстро думать и принимать решения;
воспитывать ответственность за коллектив;
развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовке к внеклассному мероприятию по предмету;
прививать интерес к математике.
Технология: игровая.
Оборудование: комплекты печатных материалов на каждую станцию.
Подготовительная работа:
Образование команд.
Определение домашнего задания.
Подготовка творческого выступления.
Оформление актового зала для организации начала игры и заключительного этапа.
Реквизит для демонстрации домашнего задания, а также печатного материала для станций.
Подготовка участников мероприятия.
1. Все классы получают название для команды своего класса и домашнее задание. Название команды определяется по имени одного из великих математиков, - это Пифагор, Евклид, Архимед, Диофант. В качестве домашнего задания классу необходимо представить своего математика любыми интересными способами. Это могут быть сценки, интересные истории из жизни или открытий ученых, а также презентации по теме.
2. Все классы в дальнейшем (после разминки) делятся на две команды. Таким образом, получаются следующие команды: Пифагор-1, Пифагор-2, Евлид-1, Евклид-2 и т. д. У каждой команды заранее определяется капитан – это наиболее ответственный член команды. Он будет отвечать за путевой лист, а в случае затруднений назначать отвечающего на вопрос во время игры.
3.Определяются организаторы игры и жюри. Это педагоги и обязательно старшеклассники.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово педагога – организатора.
Уважаемые друзья! Сегодня мы проведем необычную игру. Она называется «Математические эстафеты». Надеюсь на то, что всем будет интересно посетить мир математики. Но наша игра – это еще и соревнование в ловкости, быстроте ума, умении работать командой. Оценить ваши старания нам поможет беспристрастное жюри. Всем участникам игры желаю удачи и хорошего настроения!
2. Представление команд. Оценивание домашнего задания.
3. Разминка (простые задачки на сообразительность, за верный ответ – жетон).
Мы разминку начинаем
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – всем награды!
1. В одной семье у каждого из четырех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (5)
2. Петух на одной ноге весит 5 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (5)
3. Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (сумма)
4. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
5. В корзине 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью детьми так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? (одно яблоко отдать с корзиной)
6. Два отца и два сына нашли в лесу три белых гриба – каждый по одному. Как это возможно? (дед, отец, сын)
7. У трех маляров был брат Прокоп, а у Прокопа братьев не было. Как это возможно? (маляры – сёстры Прокопа)
4. Жюри оценивает домашнее задание, считает баллы за разминку. Каждой из команд выписывает путевые листы (приложение 1) для занесения баллов на станциях. Первые баллы вносят сразу в зале.
5. Команды расходятся по станциям: - алгебраическая - арифметическая
- геометрическая
- кроссворд
В путевых листах названия станций прописаны в таком порядке, что каждая из команд на каждой станции встретится с разными соперниками.
На станциях ребят встречают ведущие – старшеклассники. Приходят одновременно по две команды. Ведущие дают им задания. Время на станциях ограничено для того, чтобы команды менялись станциями одновременно и не ждали друг друга. Например, 7 минут.
6. Перечень станций и заданий.
Станция «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ».
Задания.
На доске написать (ведущие заранее):
«Арифметика – есть основание всей математики»
( Л.Н. Толстой)
Первая из команд, которая отгадает следующую загадку,
получает 1 балл и право отвечать первыми на вопросы 2 – 5.
1. Загадка: Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня во многих строчках,
Лишь «о» ты вставишь, зная как
И я – географическая точка.
( плюс – полюс)
На вопросы 2 – 5 отвечают по очереди. 2 балла, если ответила команда, которой адресовался вопрос и 1 балл, если ответили правильно соперники.
2. Используя все цифры лишь по одному разу, запишите наименьшее число.
(ответ: 1023456789)
3. Сумма трех разных чисел равна их произведению. Какие это числа?
(ответ: 1,2,3,)
4. Какую часть составляют сутки от года? (ответ: 1365 или 1366 ).
5. Найти число, одна треть которого составляет 12. (ответ: 36).
На вопросы 6 – 8 отвечают, кто быстрее догадается. 2 балла – первые и правильно, 1 балл – вторые и правильно. Задания заранее написать на доске.
6. Вычислите устно: 3756891 ∙ 3015 – 3756891 ∙ 3014
(ответ: 3756891, используя распределительный закон)
7. Замените звездочки цифрами: _ 1*3*7 Ответ: _14327
_895* 8952
5*75 5375
8. Расположите дроби в порядке возрастания: 14; 17; 13; 18. (ответ: 18; 17; 14; 13 – из дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше).
Станция «АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ».
Задания.
1. Решите уравнения (по 1 баллу за каждое):
А) 25х + х = 78; Б) 4у – у +6у = 81; В) 4а + 17 = 5а + 12; Г) 5b ∙ 6 + 6 = 96
2.Решите задачу: а) алгебраическим способом (5 баллов)
б) арифметическим способом ( 3 балла)
Сумма двух чисел 148, а их разность 30. Найдите эти числа.
Станция «КРОССВОРД» (приложение 2)
Вопросы к КРОССВОРДУ.
1. Минимальное семизначное число.
2. То, что надо знать наизусть.
3. Замкнутая ломаная, состоящая из трех звеньев.
4. Арифметическое действие.
5. Единица измерения.
6. Равенство, содержащее неизвестную.
7. Геометрическая фигура, которую обозначают одной буквой латинского алфавита.
8. Инструмент для начертания окружности.
9. Геометрическая фигура, площадь которой находится по формуле S = a ∙ a.
10. Деление на измерительных приборах.
Станция «Геометрическая»
1. Задание на соответствие (шуточные). Цифрами пронумерованы фигуры, а буквами – их шуточные определения. Определи соответствие. Ответы заполнить в виде таблицы. (приложение 3)
1 2 3 4 5 6 7
B C E K F A D
1. Точка ( B угол, из которого вырваны стороны)
2. Прямая ( С убежавшая точка)
3. Угол (Е треугольник, из которого вынули одну сторону)
4. Круг (К равномерно расплывшаяся точке)
5. Шар (F это равномерно раздувшаяся точка)
6. Окружность (A линия, которая из конца, доходит до начала)
7. Кривая (D это когда из последнего вагона виден локомотив)
2. Чертеж с треугольниками изображен на доске. Команда, которая первая дала верный ответ и покажет все треугольники, получает 2 балла.
Сколько на чертеже различных треугольников?
( ответ: 10)
3. Рисунок на доске, у каждой команды на столе из палочек фигура как на доске чертеж. За верный ответ – 1 балл.
А) Как из трех спичек сделать четыре, не ломая их? I II (ответ: I V )Б) Из 12 спичек выложено имя Толя (рис. на доске). Переложите одну спичку так, чтобы получилось женское имя Юля.
4. На доске чертеж развернутого угла. Первая команда, справившаяся с заданием, получает 3 балла.
Угол ВАС – развернутый. Постройте угол ЕАК – прямой, так чтобы угол ВАЕ = углу КАС.
5. Решить задачу. Если команда представляет два способа решения, то ей дается дополнительно 2 балла. Если дается ответ без решения, то 1 балл за верный ответ. Один ответ с полным решением – 5 баллов.
В треугольнике АВС угол А в два раза меньше угла В, а угол С на 200 больше, чем угол А. Найдите угол С. (ответ: угол С = 400)
7. После того, как команды прошли все станции, дети собираются опять в актовом зале. Капитаны сдают в жюри заполненные путевые листы с полученными баллами. Члены жюри подсчитывают баллы и выводят окончательный результат. Подписываются грамоты, распределяют, если предусмотрено, наградные материалы.
8. Объявляются итоги. Награждаются грамотами победители, остальные получают благодарственные письма или сертификаты за участие.
Приложение 1.
А Р Х И М Е Д - 1 А Р Х И М Е Д - 2
№ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ
БАЛЛЫ № НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ БАЛЛЫ
1 Представление
1 Представление
2 Разминка
2 Разминка
3 Арифметическая 3 Геометрическая
4 Кроссворд
4 Арифметическая 5 Алгебраическая
5 Кроссворд
6 Геометрическая
6 Алгебраическая
ИТОГО
ИТОГО П И Ф А Г О Р - 1 П И Ф А Г О Р - 2
№ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ
БАЛЛЫ № НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ БАЛЛЫ
1 Представление
1 Представление
2 Разминка
2 Разминка
3 Алгебраическая 3 Кроссворд
4 Геометрическая 4 Алгебраическая
5 Арифметическая
5 Геометрическая 6 Кроссворд
6 Арифметическая
ИТОГО
ИТОГО Е В К Л И Д - 1 Е В К Л И Д - 2
№ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ
БАЛЛЫ № НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ БАЛЛЫ
1 Представление
1 Представление
2 Разминка
2 Разминка
3 Алгебраическая
3 Кроссворд
4 Арифметическая
4 Геометрическая 5 Кроссворд
5 Алгебраическая
6 Геометрическая 6 Арифметическая
ИТОГО
ИТОГО Д И О Ф А Н Т - 1 Д И О Ф А Н Т - 2
№ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ
БАЛЛЫ № НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ БАЛЛЫ
1 Представление
1 Представление
2 Разминка
2 Разминка
3 Арифметическая 3 Геометрическая
4 Алгебраическая
4 Кроссворд
5 Геометрическая
5 Арифметическая 6 Кроссворд
6 Алгебраическая
ИТОГО
ИТОГО Приложение 3.
1. Задание на соответствие (шуточные) Цифрами пронумерованы фигуры, а буквами – их шуточные определения. Найти соответствие.
Ответы заполнить в виде таблицы.
1 2 3 4 5 6 7
ФигураОпределение
1. Точка A.линия, которая из конца, доходит до начала
2. ПрямаяB. угол, из которого вырваны стороны
3. Угол С. убежавшая точка
4. Круг D. это когда из последнего вагона виден локомотив
5. Шар Е. треугольник, из которого вынули одну сторону
6. Окружность F.это равномерно раздувшаяся точка
7. Кривая К.равномерно расплывшаяся точке
1. Задание на соответствие (шуточные) Цифрами пронумерованы фигуры, а буквами – их шуточные определения. Найти соответствие.
Ответы заполнить в виде таблицы.
1 2 3 4 5 6 7
ФигураОпределение
1. Точка A.линия, которая из конца, доходит до начала
2. ПрямаяB. угол, из которого вырваны стороны
3. Угол С. убежавшая точка
4. Круг D. это когда из последнего вагона виден локомотив
5. Шар Е. треугольник, из которого вынули одну сторону
6. Окружность F.это равномерно раздувшаяся точка
7. Кривая К.равномерно расплывшаяся точке