Методическая разработка Рейд по тылам противника военно-спортивная эстафета

Методическая разработка
«Военно-спортивная игра «Рейд по тылам противника» как форма военно-патриотической работы в МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9»

Бирнацки Светлана Алексеевна
заведующая военно-патриотическим отделом


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.
Военно-спортивная игра на местности – это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер, разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.
Разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят. Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно. Учащиеся на практике убеждаются, что в процессе военно-спортивных игр у них формируется много полезных качеств, необходимых для их будущей деятельности. Это один из важных моментов, повышающих интерес ребят к играм.
Хочу представить вашему вниманию одну из форм военно-спортивной игры полосу препятствий «Рейд по тылам противника» она рассчитана на учащихся 5 – 8 классов (11 – 15 лет), состав команды 6 человек. Это мероприятие стало у нас традиционным, проводится как правило в октябре и приурочено к Дню рождения Российского флота (20 октября 1696 года).




СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «РЕЙД ПО ТЫЛАМ ПРОТИВНИКА»
Форма мероприятия – военно-спортивная полоса препятствий
Оборудование
веревка (туристическая для навесной переправы) – 1 шт
винтовка пневматическая – 1 шт.
мешенная установка – 1 шт.
сетка 1,5м х 3м, веревка для крепления сетки
гранаты – 6 шт.
носилки – 1 шт.
конусы – 10 шт.
«Тоннель» обруч с рукавом
таблички с номерами этапов
волчатник
секундомеры – 2 шт.
аптечка
банеры: «Рейд по тылам противника», «Старт», «Финиш»
флаги РФ, РТ
муз. центр на батареях
записи гимнов России и Татарстана
Цель
Формирование у учащихся патриотических качеств, гордости за героическое прошлое и настоящее нашей Родины, желания встать на защиту государственных интересов России в рядах её Вооруженных Сил.
Задачи
Воспитание гражданственности, патриотизма и активной жизненной позиции.
Формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.
Привлечение школьников к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта.
Подготовка школьников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Предварительная подготовка
Так как мероприятие планируется проводить на открытом воздухе, необходимо осмотреть местность и определить где будет пролегать маршрут, как лучше использовать рельеф местности, где будут располагаться этапы. Особое внимание обратить на то где будет установлен сектор для стрельбы из ПВ;
Разработать положение мероприятия.
Определить судейскую бригаду и провести с судьями инструктаж по проведению соревнований;
Подготовить необходимый инвентарь;
Подготовить протоколы соревнований: на этапы № 4, №7 и сводный протокол;
Для украшения места соревнований можно использовать банеры: с названием мероприятия и приветствием, разноцветные флажки «волчатник»;
Что бы не проводить жеребьевку команд, необходимо подготовить лист регистрации в котором регистрировать порядок прибытия команд к месту проведения соревнований, в этом порядке команды и будут стартовать.
Подготовить наградной материал (грамоты, призы)
Программа мероприятия
Торжественное построение команд-участниц.
Инструктаж участников о последовательности и правильности прохождения полосы препятствий.
Преодоление командами полосы препятствий.
Подведение итогов.
Вручение призов и грамот всем командам-участницам.
Закрытие праздника.
Ход мероприятия
I этап Организационный момент
Построение команд.
Поднятие Государственных флагов РФ и РТ по звуки гимна
Приветственное слово организатора мероприятия поздравление с годовщиной Дня рождения Российского флота (20 октября 1696 года) и пожеланиями удачных выступлений.
Инструктаж участников о последовательности и правильности прохождения полосы препятствий. По всему маршруту команда бежит вместе, преодоление этапа может начаться только после того как вся команда соберется на этапе. Преодоление этапа выполняется поочерёдно.
II этап Основная часть
Команды стартуют с интервалом в 3-5 минут согласно листу регистрации.
Этап 1. «Преодоление оврага» – спуск в овраг и подъём из него. Команда в полном составе преодолевает овраг.
Этап 2 «Над пропастью» – передвижение по веревке, натянутой горизонтально между деревьями над небольшим оврагом. Все члены команды поочередно, по одному, держась за веревку руками и ногами (положение виса) переправляются с одного конца оврага на другой. На веревке может находится только один участник.
Этап 3. «Через линию фронта» – проползание под горизонтально натянутой сеткой. Все члены команды по очереди проползают под сеткой, стараясь не задеть её.
Этап 4. «Огневой рубеж» – стрельба из ПВ по падающей мишени из положения стоя. Все члены команды по очереди выполняют по одному выстрелу по падающей мишени и движутся дальше. Каждое не попадание, 1 штрафная секунда к общему времени (возможна стрельба одновременно из нескольких винтовок)
Этап 5. «Высадка десанта» – передвижение через «тоннель». Все члены команды, по очереди, передвигаются по «тоннелю». В «тоннеле» может находится только один участник.
Этап 6. «Транспортировка пострадавшего» – перенос одного из членов команды на носилках. «Пострадавшего» укладывают правильно (головой вперед) на носилки и оставшиеся участники переносят его до установленного места.
Этап 7. «Удар по врагу» – метание гранаты (вес гранаты 500 гр.) из положения стоя. Каждый участник делает по одному броску в горизонтальный круг диаметром 2 метра на расстоянии 10 метров. Каждое не попадание, 1 штрафная секунда к общему времени.
При допущенных нарушениях на этапах №1,2,3,5,6 судья этапа вправе оштрафовать команду за нарушение и назначить 10 штрафных приседаний (приседания команда выполняет одновременно) после чего продолжает движение маршруту.
III Подведение итогов – Жюри подводит итоги согласно протоколам. Команда победительница определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение дистанции, с учетом штрафных секунд 4-го и 7-го этапов.
IV Награждение команд (грамотами, призами).
VI Закрытие праздника
Спуск флага.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В военно-спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания дисциплинированности, целеустремленности, взаимопомощи, отзывчивости. Воспитательная роль военно-спортивной игры повышается благодаря желанию школьников удовлетворить стремление к героическим поступкам, доказать свою самостоятельность, готовность прийти на выручку товарищам.
Разнообразные игровые средства, включенные в это мероприятие, активизируют детей, помогают им преодолевать трудности. Ребята «становятся» разведчиками снайперами, санитарами. Роль разведчика – одна из наиболее привлекательных для детей, она требует особой сосредоточенности, концентрации внимания.
Наблюдение за деятельностью и поведением детей во время военно-спортивных игр позволило сделать вывод, что они содействует формированию чувства патриотизма, долга, ответственности, влияют на эмоциональную сферу детей, формируют мотивы и убеждения, действенно поддерживают у школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают не специфическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствует снижению заболеваемости.
Военно-спортивная игра «Рейд по тылам противника» проводится уже третий год и можно с уверенностью сказать, что интерес у школьников к такого рода мероприятиям не уменьшился, а даже возрос:
2011 – 2012 учебный год 10 команд – 60 участников
2012 – 2013 учебный год 15 команд – 90 участников
2013 – 2014 учебный год 16 команд – 96 участников

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные документы и материалы по по организации деятельности постов №1 РФ, оборонно-спортивных лагерей, проведению военно-патриотических игр. Д.В. Быков, Л.И. Глыжко, Д.Д. Сазонов – Волгоград, 2007
К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений В.Ф. Феоктистова, Л.В. Плиева – Учитель, 2010
Военно-патриотическое воспитание в школе сборник мероприятий к празднованию Дня Победы, Дня защитника Отечества В.М. Видякин – Волгоград: Учитель, 2005
Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2008
























Приложение № 1
ОБРАЗЕЦ

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ ДОД
«Детский морской центр № 9»
_____________Д. В. Карпухин
«____»_______________2013г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении военизированной эстафеты «Рейд по тылам противника»,
посвящённой 317 годовщине Российского флота (20 октября 1696 года)

1. Общие положения:
Первый тур призван содействовать формированию патриотической, познавательной активности, позитивного отношения к защитникам Отечества и участникам Великой Отечественной войны, способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
Военизированная эстафета «Рейд по тылам противника» проводится в целях привлечения школьников к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта, создания здорового духа соревнования и популяризации спорта.
2. Цели и задачи:
Цель: Формирование у учащихся патриотических качеств, гордости за героическое прошлое и настоящее нашей Родины, желания встать на защиту государственных интересов России в рядах её Вооруженных Сил.
Задачи:
Воспитание гражданственности, патриотизма и активной жизненной позиции.
Формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.
Привлечение школьников к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта.
Подготовка школьников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
3. Время и место проведения:
Соревнования проводятся в парке «Прибрежный» на спортивной площадке рядом с лесным озером 17 октября 2013 года: 5-6 классы в 14:00 часов, 7-8 классы в 15:00 часов. Проезд по проспекту Чулман до остановки «Дворец спорта». Затем пройти по асфальтированной дороге вглубь леса (на дороге будет стоять человек с баннером «Патриоты Челнов»).
4. Участники соревнований:
В военизированной эстафете принимают участие команды учащихся 11-15 лет, детские общественные организации, военно-патриотические клубы и участники тимуровского движения. Состав команды – 6 человек.
Руководители команд до соревнований проводят с учащимися инструктаж по технике безопасности и отвечают за жизнь и здоровье детей.
5. Форма одежды:
Спортивная форма для соревнований на улице в осенний период (возможно загрязнение одежды). Обязательное наличие хлопчатобумажных перчаток (с прорезиненными ладошками)
6. Программа и условия проведения соревнований:
(организаторы оставляют за собой право замены этапов)
Команды стартуют с интервалом в 5 минут согласно листу регистрации.
Этап 1. «Преодоление оврага» – спуск в овраг и подъём из него. Команда в полном составе преодолевает овраг.
Этап 2 «Над пропастью» – передвижение по веревке, натянутой горизонтально между деревьями. Все члены команды поочередно, по одному, держась за веревку руками и ногами (положение виса) переправляются с одного конца веревки на другой.
Этап 3. «Через линию фронта» – проползание под горизонтальной сеткой. Все члены команды по очереди проползают под сеткой, стараясь не задеть её.
Этап 4. «Огневой рубеж» – стрельба из ПВ по падающей мишени из положения стоя. Все члены команды по очереди выполняют по одному выстрелу по падающей мишени и движутся дальше. Каждое не попадание, 1 штрафная секунда к общему времени (возможна стрельба одновременно из нескольких винтовок)
Этап 5. «Высадка десанта» – передвижение через «тоннель». Все члены команды, по очереди, передвигаются по «тоннелю». В «тоннеле» может находится только один участник.
Этап 6. «Транспортировка пострадавшего» – перенос одного из членов команды на носилках. «Пострадавшего» укладывают правильно (головой вперед) на носилки и оставшиеся участники переносят его до установленного места.
Этап 7. «Удар по врагу» – метание гранаты (вес гранаты 500 гр.) из положения стоя. Каждый участник делает по одному броску в горизонтальный круг диаметром 2 метра на расстоянии 10 метров. За каждый промах команда получает 1 штрафную секунду.
7. Определение победителей:
Команда победительница определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение дистанции, с учетом штрафных секунд 4-го и 7-го этапов.
8. Судейская коллегия:
Для определения победителей создаётся судейская команда.
Судьи осуществляют контроль над правильностью выполнения заданий на этапах, а также определяют победителей среди участников эстафеты.
9. Подведение итогов и награждение:
Итоги подводятся после завершения эстафеты а также размещаются на сайте Детского морского центра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в разделе «Новости».
10. Заявки принимаются:
По факсу: 51-04-63, электронной почте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или непосредственно по адресу Новый Город, пр. Чулман д. 37 (40/14), МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» 1 этаж, каб. № 123 (в здании МАОУ «Кадетская школа № 82»). Проезд по пр. Чулман до остановки «40 комплекс» или «АТС-50».
Форма заявки
ЗАЯВКА
на участие в военизированной эстафете «Рейд по тылам противника»,
посвящённой 317 годовщине Российского флота
____________________________________________________________________________
(полное наименование учебного заведения)

п/п
Фамилия, имя участника
Дата,
год рождения
Класс
Допуск врача
(допущен)








М.П. Директор школы:

Руководитель команды: (Ф.И.О. полностью, сотовый телефон, E-mail)





Приложение № 2
ОБРАЗЕЦ

ПРОТОКОЛ
военно-спортивной эстафеты «Рейд по тылам противника»
этап № 7 «Метание гранаты» (этап № 4 «Огневой рубеж»)

п/п
Школа/класс
Штрафные секунды за не попадание в цель
№ участника
Всего штрафных сек.



1
2
3
4
5
6


1




















Судья соревнований ________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Приложение № 3
ОБРАЗЕЦ
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
военно-спортивной эстафеты «Рейд по тылам противника»

№п/п
Школа/класс
Время старта
Время финиша
Время
Штрафное время
Итоговое время
Место

1


















ПРИМЕЧАНИЕ: «Метание гранаты», «Огневой рубеж» - каждое непопадание 1 штрафная секунда
Главный судья соревнований ______________________________
15