Консультация для родителей: «Мат и как с ним бороться»

Консультация для родителей: «Мат и как с ним бороться»
Почему дети используют в речи мат? Ответ, который находится на поверхности, прост - дети подражают взрослым. Однако в этом случае получается, что ребёнок на протяжении детства полностью безответственен. Однако это не так. Ведь неосознанное речевое подражание свойственно детям от двух до пяти лет. Да и то лишь в тех семьях, где матом в основном не ругаются, а "разговаривают". А таких семей очень мало. То есть получается, что после пяти лет ребёнок понимает, что ругаться матом - плохо, и если он это продолжает делать, то у него, а значит и у его родителей, большие проблемы, которые надо решать как можно быстрее.
Почему дети используют мат.
Решая проблему использования матерных слов ребёнком, нужно исходить из того, в каком возрасте это произошло.
Дети трёх-пяти лет, исходя из исследований психологов, не понимают, что мат - это плохо. Они просто подражают взрослым, среди которых есть такие экземпляры, которые ради смеха учат маленьких детей произносить матерные слова.

Дети пяти-семи лет имеют уже свои мотивы. Для них произнесение жаргонизмов - бунт против сложившегося положения, против того, как нужно говорить и вести себя. В этом возрасте дети осознанно, по собственному желанию употребляют мат.

Дети с восьми и до 10-12 лет уже прекрасно понимают, где можно и где нельзя ругаться матом. В среде сверстников именно мат может служить способом самоутверждения и стремления к взрослости. В некотором смысле мат позволяет детям познавать мир, так как помогает в упрощённом виде обсуждать запретные темы, связанные с половой системой человека и функциями воспроизведения потомства.
Дети 12-14 лет используют арго для выражения эмоций, а также в анекдотах. Однако в этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что мат не может удовлетворить всех потребностей в процессе культурного освоения пространства. Поэтому если ребёнок будет расширять кругозор и развивать эрудицию, то проблема использования матерных слов решится сама собой.

Факторы и причины употребления мата детьми:
Широкое использование матерных выражений окружающими ребёнка людьми. На культуру речи оказывают влияние люди, находящиеся рядом с ребёнком. Именно подражание взрослым, а в особенности, значимым взрослым, которые вызывают у ребёнка уважение и признание, становится одной из самых распространённых причин употребления матерных выражений.
Низкий уровень языковой культуры в обществе. Отсутствие языковой цензуры облегчило проникновение нецензурной лексики в СМИ. Произошла замена понятий «свобода слова» («говори, что хочешь») на «свобода речи» («говори, как хочешь»).
Низкий словарный запас. Чрезмерное увлечение детей и подростков компьютерными играми и телевизионными передачами, а также недостаточное чтение художественной литературы приводит к формированию у детей ограниченного словарного запаса.
Гормональные изменения в подростковом возрасте. На распространение сквернословия среди несовершеннолетних могут оказывать влияние биологические изменения, которые происходят в детях подросткового возраста. Гормональные изменения в организме, обуславливают рост возбудимости ребёнка, его эмоциональную неустойчивость, что в итоге провоцирует большее количество стрессов и трудностей во взаимоотношениях с окружающими. И если ранее ребёнок один раз в день вступал в какие-либо конфликтные отношения, то в период гормональных изменений количество конфликтов увеличивается в день в несколько раз.
Восприятие употребления нецензурных выражений как атрибута взрослой жизни. Очень часто взрослые дают понять ребенку, что сквернословие – это атрибут только взрослой жизни и только взрослые имеют право их произносить.
Что делать, чтобы ребёнок не употреблял матерные слова?
1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргон вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.
2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то сразу давайте «обратную связь». Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается.
3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.
4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.
5. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругаться». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.
6. Если ребенка приобщили к мату более “просвещенные” сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений, как в адрес ребенка, так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку, что нецензурная лексика - это такая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Попытайтесь донести до ребёнка мысль о том, что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

Чего делать нельзя, когда вы учите ребёнка не ругаться матом!
1. Нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму. 2. Не надо обобщать. Если вы хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное. Ведь то, что он сказал плохое слово, еще не делает его плохим человеком.
3. Нельзя запретить ругаться, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.


Простые приемы на каждый день, которые препятствуют употреблению ребёнком матерных выражений.
Возьмите за правило не материться в присутствии ребенка. Если ребенок позволил себе мат при других, сдержите эмоции, позже объясните, что это выглядело очень глупо и огорчило и вас, и гостей. Если мат «пришел» в речь от ровесников, постарайтесь не критиковать их – вы вызовите отрицательную реакцию.
Методично и спокойно при удобном случае упоминайте, насколько нелепо и «не круто» выглядят матерщинники.
Отвлекайте ребенка спортом и творчеством, подавайте позитивный и интересный ему пример.

Единственный способ красиво говорить - это иметь хороший запас слов. Говорите с ребенком, учите прекрасному. Читайте сначала вместе с ним красивые сказки, а потом покупайте для него хорошие книги, увлекайте его художественными произведениями. Не ленитесь просматривать те мультфильмы, которые покупаете малышу. Контролируйте по возможности то, что смотрят ваши дети. А главное, не забывайте, что родители - главные учителя своих детей, поэтому следите за своей речью, не материтесь даже тогда, когда ребенка рядом нет.








Подготовил педагог – психолог Рожина С.Е.










Заголовок 315