Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.


Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».
«Новый учитель» должен системно и на высоком уровне овладеть принципиально новыми по существу компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей:
а) он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития;
б) он должен знать и понимать, что в именно дошкольном и младшем школьном возрасте особенно интенсивно формируется познавательная активность личности, умение учиться;
в) он должен знать и понимать в этой связи психологию развития детей, владеть научно-обоснованными технологиями развивающего обучения.
Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.
Можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна.
В качестве показателей психологической устойчивости к барьерам в профессиональной деятельности педагога выделяют:
•уверенность в себе как в учителе;
•отсутствие страха перед детьми;
•умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);
•отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;
•наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения);
•удовлетворенность деятельностью;
•нормальная утомляемость.
В своей работе учитель должен следовать следующим принципам:
психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС:
•принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
•принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психолого-педагогического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации (помощи) педагога и психолога;
•принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
•принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции;
•принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.;
•принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса;
•принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности обучающихся к саморазвитию;
•принцип коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ;
•принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов;
•принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для обучающихся.
Учитель должен:
• владеть методами и приемами формирования личностных характеристик обучающихся, а также уметь мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений в связи с изменившимися требованиями в соответствии с ФГОС;
• формировать в себе коммуникативные и регулятивные компетенции, навыки разрешения конфликтных ситуаций и снятия стрессов;
• иметь хорошее психическое здоровье и психологическую устойчивость;
избегать «эмоционального выгорания» ;• уметь быстро ориентироваться в измененных условиях жизни организации, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку и самообладание.
Учитель так организовывает учебный процесс, что школьник знает и понимает, зачем он пришел в школу, что он делает на уроке.
Ученик не боится ошибаться, не расстраивается из-за неудач, а вместе с учителем ищет причины своих трудностей и обязательно преодолевает затруднения.