Преемственность между ступенями дошкольного и начального общего образования

Развивающее дошкольное и начальное общее образование
как стратегия подготовки компетентного выпускника



Костикова Ирина Александровна
учитель начальных классов, квалификационная категория «специалист»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 44 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики


«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ СТУПЕНЯМИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Аннотация
В данной статье раскрывается сущность вопроса преемственности дошкольного образования и начального общего образования, которые представляют единый развивающий процесс, направленный на становление личностных качеств «будущего первоклассника»

Ключевые слова: преемственность, психологическая адаптация, социальная адаптация, степень адаптации, «ребенок- родители»




Преемственность- это ни что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей
знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом более высоком уровне

Задача образования и воспитания заключается в том, чтоб изменить жизнь ребенка и помочь воспитать гражданина, который сможет жить и продуктивно работать в новых современных условиях, которая на сегоднешний день стоит перед учителями и воспитателями и которая является основополагающей в государственном образовательном стандарте начального общего образования на 2015-2017 г.г. :
1. Любящим свой народ, свой край, свою Родину;
2. Уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
3. Любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
4. Владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
5. Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
6. Доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позици, высказывать свое мнение;
7. Выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Преемственность в работе школы и дошкольных учереждений- важная и сложная педагогическая проблема. И эта проблема преемственности в системе образования не нова. Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс. Решить проблему преемственности можно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, письму и математике. Первое и главное требование начальной школы сформировать у выпускников детского сада интерес к учебной деятельности, желание учиться, создание прочной базовой основы.
Чему нужно научить ребенка в детском саду? Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать предположения, наблюдать, обобщать и уметь делать выводы. Необходимо учить видеть закономерности, сходство и различие. Нужно детям давать задания, которые направлены на развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического характера. В детском саду ребёнок получает знания в сферах «Я и мир», «Я и общество», «Я и окружающий мир», «Я и культура».
Поступление в школу– переломный момент в жизни ребёнка. С приходом в школу для ребёнка резко меняется не только место пребывание и режим, но и сам учебный процесс, окружение, питание и др. Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства обеспечивает дальнейшее развитие личности ребёнка и ёё интеллектуальное, социальное, физическое развитие. Проблемой подготовки детей к школьному обучению обеспокоены все: родители, воспитатели детского сада, учителя и каждый пытается по своему решить эту проблему. Родители, как правило, подготовку к школе сводят к тому, чтобы ребёнок мог читать и писать .
Психологическая адаптация детей к обучению в школе– это процесс активного приспособления к новым условиям, который длится от 10 дней до 3 месяцев и сопроваждается определенными изменениями в эмоциональном состоянии ребёнка. По этому перед системой образования возникает вопрос, как успешнее провести адаптационный период с меньшей энергонагрузкой на детей .
1. Особенности социальной адаптации. Данная особенность состоит из поиска своего места в группе одноклассников, возможности проявить свои способности и показать свои интересы. И если ребенок приобрёл опыт общения, построения правильных взаимоотношений и правильного поведения в конфликтных ситуациях в условиях детского сада в дошкольном возрасте, то и адаптация в классном коллективе проходит достаточно быстро.
2. Психологическая адаптация. В первом классе встречаются дети, которые играют на уроках, а исполнение учебных заданий становится для них настоящей бедой. Эти дети, в возрастном развитии которых еще не закончился период дошкольного детства, когда вся энергия направлена на игру и общение.
В этом случае только условия при которых обучение строится на игре и общении, помогают ребёнку удовлетворить свою потребность в игре не за счет обучения. В воспитательных целях следует формировать мотивацию обучения и ценностные ориентиры.
3. С началом обучения перед ребенком становятся новые требования социального поведения, дисциплины, обязательного режима и ограничений.
Степень адаптации и новой социальной роли школьника определяется уровнем волевого развития и саморегуляции. Если уровень психических процессов не высок, то принятие таких требований происходит постепенно.
Успешный процесс психологической адаптации таких детей зависит от взрослых. Атмосфера требовательности и добропорядочности ускоряет формирование волевой саморегуляции .
4. Изменение ролей от дошкольника к ученику приводит к образованию новых отношений в цепи «ребёнок-родители». Теперь наравне с заботой о нём, ребёнок чувствует, что отношение к нему зависит и от результатов обучения.Очень много в процессе адаптации зависит и от семьи. Родителям необходимо давать рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ребенка- как правильно подготовить к школе, какие проблемы могут возникнуть у будущего школьника во время обучения.
В течение ряда лет Донецкая общеобразовательная школа№44 работает в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением № 286 «Ивушка». Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя нашей школы работают в одном методическом объединении на базе школы №44. На совместных заседаниях рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, организовано взаимопосещение подготовительных занятий в детском саду и уроков в школе. Положительный результат даёт общение будущего учителя 1 класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение последнего собрания в группе выпускников детского сада.




















Литература:

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 г.г.
2. Журнал. Начальная школа. №2-3. 1998 г. «Как проверить степень готовности ребёнка к обучению в школе» .
3. Журнал. Психолог. №2-3. 2005 г. «Особенности работы с детьми шестилетнего возраста».
4. Журнал. Начальная школа. №5. 2005г. «Проблемы психологической готовности ребёнка к школе » .

15