«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС НООО» Учитель нач. классов: Дмитриева Г.В.


Доклад на педсовете 30.12.2016г на тему:
«Преемственность основных направлений деятельности учителей
начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС НООО»
Учитель нач. классов: Дмитриева Г.В.
В школьные  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени  обучения  в  другую  возрастают  требования  к  интеллектуальному  и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных  знаний,  учебных  действий. Любые переходные периоды  выдвигают  специфические проблемы, которые  требуют особого внимания. Решение  вопроса преемственности представляется  возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного  процесса: руководителей школ, учителей среднего и начального звена.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Четвертый  год  обучения  в  младших  классах  завершает  первый  этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в  среднюю школу  заставляет взрослых  обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К  четвертому  классу  у  большинства  детей  уже  складывается  индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни  приступают  к  урокам  сразу,  другим  требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают  выполнять  домашние  задания  с  трудных  учебных  предметов,  другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д. К  четвертому  классу  у  большинства школьников  намечается  дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. 
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учеб
ным предметам и т.д.
Индивидуальный  стиль  учебной  работы проявляется не  только  в  общем подходе  к  выполнению  учебных  заданий, но и  в использовании школьниками различных  учебных  умений  и  навыков.  Владение  продуктивными 
приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Учиться  всему  этому необходимо  в начальной школе,  пока  объем  учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно  необходимыми,  поскольку  заметно  возрастает  количество новой  информации,  более  сложным  станет  и  ее  содержание.
Не  следует  также  забывать,  что жизнь  детей не  ограничивается  стенами школы. За  ее пределами ребенок может быть погружен  в  такие  занятия, которые  позволят  ему  проявить  свою  умелость,  добиться  успеха, 
обрести  уверенность в себе.
Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при 
переходе из 4-го в 5-й класс.
В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководи
тель  – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается, но самое главное  –  учителей  будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования. Необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале  учебного  года  единые  требования  к  пятиклассникам.  Особое  внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо  детям  разъяснять  критерии  оценивания,  дать  возможность 
ученику  оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Таким  образом  следует  продолжать  начатую  в  начальной  школе  работу  по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по  своему  предмету.
Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу  своему,  интересам,  манере  поведения —  они  близки  ученикам  начальной школы, а  с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения  с педагогами, привыкшими работать  с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и  на  осмысление  тоже  нужно  время.  Классным  руководителям  первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам,  а  к  целенаправленному  формированию  детского  коллектива  переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.
Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний,  умений  и  навыков  учащихся . Актуальным также остается процесс оценивания знаний учащихся. Оценка качества  знаний помогает  учителю  выявить  пробелы  и  недостатки  в  организации  педагогического  процесса, ошибки в своей деятельности.
Для разностороннего анализа качества знаний по математике учащихся, оканчивающих начальную школу, могут быть использованы  следующие виды контроля: кратковременные  самостоятельные работы по  проверке  базовых  знаний,  тестовые  задания  открытой  и  закрытой  формы, традиционные  контрольные  работы. 
Педагогическая диагностика.
Первый  этап  диагностики  проводится  в  выпускном  классе  начальной школы с целью глубокого определения уровня ЗУНов по основным предметом начальной школы в соответствии.Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса. Используются те же измерители, что и на конец начальной школы. Результаты сопоставляются, анализируются, делаются выводы.
Вопрос преемственности в нашей школе остро не стоит. Этому есть объяснения. Учебный процесс происходит в одну смену, учащиеся начального звена не отделены от учащихся среднего звена. На переменах  все учащиеся общаются, на различных школьных мероприятиях они участвуют все вместе. И еще немало важно, учащиеся начальных классов очень хорошо знают всех учителей – предметников по имени и отчеству, а также и классных руководителей. И учителя – предметники в свою очередь тоже хорошо знают этих учеников.  Как бы вот эта атмосфера общения заочно уже стирает границу между начального звена и среднего. Уже это говорит о многом, что придя в 5 класс, ученик  легко адаптируется  в нем. В плане вопроса преемственности можно составить мониторинг выставления итоговых отметок при переходе из 4-ого класса в 5-ый, для того как сохранятся эти отметки в дальнейшем.
Мониторинг даст отследить, как сохраняется или в какую сторону изменяется отметка, полученные учеником при переходе из 4 класса в 5 класс и дальнейшем их обучении. Данные таблицы помогут таким образом  проследить причины несовпадения отметок в ту или иную сторону, проследить их потенциал на выходе из начальной школы и то, как он реализован в дальнейшем. 
Рекомендации учителям- предметникам.
1. Посещение  уроков  в  выпускных  классах  начальной школы  педагогами-предметниками,  классными  руководителями  будущих пятых  классов  с целью  знакомства  с  технологией  обучения  в начальной школе, форм и методов организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми  учащихся  между  собой  для  использования  приемов  обратной  связи  в  5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы. Утверждается  график  проведения  контрольных  работ,  согласуются  контрольно-измерительные материалы  по  предметам.
2. Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы с целью наблюдения  за  детьми  в  адаптационный период. Рекомендации  учителей начальной школы  учителям-предметникам  по  организации  индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся. 
3. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ.
ПАМЯТКА  ПЕДАГОГАМ,  РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ.
1. Преподавателям  постоянно  анализировать  свою   деятельность, стремится   обновлять   методы   и   приемы   обучения   с  целью осуществления  личностно-ориентированного   подхода   к   каждому школьнику.
2. Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы,  рассказывать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3. Завучу,  учителям начальной школы готовить на каждого  ученика 4-го  класса  развернутую  характеристику,  в  которой  нашли  бы отражение   личностные   и    характерологические    особенности, интеллектуальные  возможности,  в  том  числе  темп деятельности, мотивы  учебной  деятельности,  интересы,   самооценку,   уровень притязаний.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам  5-х  классов,  будущим   классным руководителям   знакомиться   с   характеристиками  учащихся  4-х классов,  особенностями классных коллективов,  их  традициями,  а также  стилем  общения  педагога,  который  работал  в  начальной школе.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно  оценочную деятельность  строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять школьникам,  за что они получили ту или  иную  оценку.  Оценочная деятельность   должна   носить   стимулирующий  и  поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам   самостоятельной,   контрольно-оценочной  деятельности, учить работать в  умственном  плане  действий.  На  первом  этапе обучения    в   5-м   классе   при   организации   взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной  школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям   учитывать,   что   в   средней  школе  падают познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей деятельности   ребенка   -   учебе   -   приходит  новая  ведущая деятельность - общение.  Для поддержания мотивации к учебе большеиспользовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке, поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи,    искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию  совместных  со старшеклассниками     мероприятий,     праздников,     спортивных соревнований.     Использовать     компенсаторные   возможности воспитательной   работы;  ученикам,  имеющим  низкую  самооценку, проблемы в учебе давать поручения,  в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех
Программа преемственности между средним и начальным звеном
5-ый класс – это переход из начального звена в средний, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:Возрастает состояние стресса
Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам
Кабинетная система и много учителей-предметников
Сложность адаптации к учителям
Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям личности
Переутомление
Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке
Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая адаптация должна быть организована на уровне школы с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, совместные поездки и так далее.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
рассогласованные требования учителей;
педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.
В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.