Внеурочная деятельность как средство развития эстетического вкуса (обобщение опыта)


Департамент образования Ивановской области
МБОУ школа №8
«Внеурочная деятельность как средство развития эстетического вкуса»
(обобщение опыта)
Разработала: Ларкина Маргарита Александровна,
учитель технологии

г.Кинешма, 2017
В современном, быстроменяющемся мире остро встает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Эту задачу можно с успехом воплотить в жизнь посредством внеурочной деятельности. В качестве основного вида внеурочной деятельности я выбрала близкое мне по духу декоративно – прикладное творчество. Декоративно – прикладное творчество - один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
И, самое главное, декоративно – прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Занятия по декоративно – прикладному творчеству
обеспечивают развитие у учащихся эмоциональной культуры,
формируют эстетические знания,
пробуждают эстетическую восприимчивость,
способствуют приобретению творческого опыта учащихся.
В своей деятельности я остановилась на нескольких направлениях декоративно – прикладного творчества. Во - первых, это - лоскутная пластика. Лоскутная техника – это один из видов декоративно – прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа в лоскутной технике помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, формирует эстетический вкус.
Второе направление внеурочной деятельности – вязание крючком.  Эта техника способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение, формирование хорошего эстетического восприятия предметов.
Мои внеурочные занятия строятся по принципу добровольной изобретательности и индивидуальных интересов детей. Я считаю, что ребенок должен выбирать себе занятие по душе. Главной целью моих занятий следует считать развитие способности у учеников, позволяющей отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной.
Дети под моим руководством постепенно приобщаются к прекрасному как к части искусства, а также формируют эстетику поведения, отношений, внешнего облика личности.
Лоскутная пластика больше интересует учеников 5-6 классов. Они любят составлять различные небольшие композиции, используя при этом отходы процесса раскроя. Я рекомендую детям создавать небольшие подарки близким родственникам, друзьям. Это повышает у них чувство ответственности за свою работу. Моим подопечным очень нравится делать прихватки. Я показала им несколько различных техник и дала возможность самим выбирать для себя подходящий вариант.
Другое направление внеурочной деятельности – вязание крючком. Оно базируется на моей любви к этому виду творчества. Дети не любят большие, затратные по времени работы. Они хотят видеть быстрый результат своих действий. Поэтому, чаще выбирают для своего творчества мелкие вязаные игрушки, чехлы для телефонов, сумочки, пеналы.
На представленных ниже фотографиях можно увидеть, как от простых салфеток и прихваток девочки «доросли» до объемных мягких игрушек, сложных лоскутных прихваток. Всё, созданное руками моих кружковцев, выглядит вполне эстетично, мило, по-домашнему. В то же время, всё связанное и сшитое детьми имеет отличный товарный вид, что дает возможность использовать эти предметы декоративно - прикладного творчества в качестве подарков. Я горжусь своими ученицами и желаю им в дальнейшем совершенствовать свои навыки и овладевать новыми видами декоративно - прикладного творчества.